Управление кредитным портфелем коммерческого банка (на материалах филиала № 1 ОАО "Банк Альфа")

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является разработка некоторых предложений по управлению качеством кредитного портфеля коммерческого банка на основе анализа кредитных операций с учетом различных факторов.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе будут решаться следующие задачи:
дать общую характеристику кредитного портфеля банка;

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 2.71 Мб (Скачать)

оптимальным - кредитный портфель, наиболее соответствующий по составу и структуре оптимальной кредитной и маркетинговой политике банка и его плану стратегического развития;

сбалансированный  кредитный портфель - это такой портфель банковских кредитов, который по своей структуре и финансовым характеристикам лежит в точке наиболее эффективного решения дилеммы "риск-доходность", то есть в точке достижения баланса между двумя противоборствующими категориями.

С учётом вышеприведенных рассуждений  и классификаций кредитный портфель коммерческого банка может быть отображён в виде таблицы, отражающей основные условия заключённых кредитных договоров (см. приложение 2).

В соответствии с разработанной  Национальным банком таблицей классификации  активов банка основными показателями, касающимися характеристики кредитного портфеля, являются следующие: вид деятельности клиента банка, форма собственности, краткосрочные и долгосрочные кредиты, пролонгированная задолженность по основному долгу, просроченная задолженность по основному долгу, сомнительная задолженность, сумма задолженности по I, II, III и IV группе риска.

Следует обратить внимание на то, что  основной целью любого анализа является научное обоснование принимаемых управленческих решений, которые направлены на повышение эффективности проводимых операций и оптимизацию организационных процессов. В общем подходе для повышения эффективности операций существуют два основных способа: сокращение объёма потерь и повышение доходности. При этом первый способ представляется более перспективным в силу следующих причин:

издержки проведения операций практически  сведены к минимуму, резервы снижения себестоимости банковских услуг уже использованы;

жёсткая конкуренция на банковском рынке и, как следствие, падение  уровня процентных ставок по кредитам;

однотипность предоставляемых  банками услуг;

стандартизация и жёсткая регламентация  технологии проведения операций.

Тщательный анализ факторов, в наибольшей степени влияющих на рост потерь банков по различным кредитам, позволил западным банкирам сделать определённые выводы. По данным Всемирного банка (табл.1.1), внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по кредитам, а на долю внешних факторов приходится, соответственно, 33% потерь.

 

Таблица 1.1 Факторы, вызывающие потери у банка при кредитовании, %

Внутренние факторы

Внешние факторы

Недостаточность обеспечения

22

Банкротство компании

12

Неправильная оценка информации при изучении заявки на получение кредита

21

Требования кредиторов о погашении  задолженности

11

Слабость операционного контроля и задержки в выявлении и реагировании на ранние предупредительные сигналы

18

Безработица/Семейные проблемы

6

Плохое качество обеспечения

5

Кража/Мошенничество

4

Невозможность получения оговоренного в контракте обеспечения

1

----

 

Итого

67

Итого

33


 

Примечание. Источник: [8, с.698]

Следовательно, приведенные данные показывают, что в 67% случаев потери банка при кредитовании были обусловлены влиянием внутренних факторов, что является следствием недостатков применяемых методик либо неправильным их использованием. Поэтому анализ должен выявить потенциальный источник потерь банка для их предупреждения и соответственно снижения риска кредитных операций.

Качественная оценка риска кредитного портфеля становится особенно актуальной в связи с диверсификацией  банками своих операций. В процессе анализа кредитного портфеля, банки осуществляют ранжирование кредитов, т.е. используют метод систематической и объективной классификации кредитного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска. [8, с.696]

Помимо анализа кредитного портфеля на определённую дату проводится изучение кредитного портфеля в динамике, т.е. производится линейный анализ по основным показателям (валовой, чистый кредитный портфель, кредитный портфель, взвешенный с учётом риска, степень кредитного риска, сумма созданного резерва на покрытие возможных потерь и т.д.) за ряд лет. Также для конкретизации и изучения влияния сезонных колебаний в реальном секторе используются данные на квартальные даты изучаемого периода и т.д. [34, c.221]

Такой подход позволяет представить  анализ кредитного портфеля как систему, которая включает следующие элементы:

оценка качества кредитов, составляющих кредитный портфель;

определение структуры портфеля на основе качества кредитов и оценка этой структуры на основе изучения её динамики;

определение достаточной величины резервов для покрытия убытков по кредитам на основе структуры кредитного портфеля.

Поскольку анализ и управление кредитным  портфелем дополняют друг друга, то и рассматривать их необходимо как две части одного целого в  их тесной взаимосвязи. Анализ служит обоснованием принимаемых управленческих решений, под влиянием которых происходит формирование кредитного портфеля банка.

Важно отметить, что анализ и управление - процессы непрерывные. Поэтому результат их взаимодействия - сформированный на определённую дату кредитный портфель, в свою очередь, становится предметом анализа следующего временного периода. Взаимосвязь двух процессов различных периодов времени схематично представлена на рис.1.1


Рис.1.1 Взаимосвязь процессов анализа и управления различных периодов времени

 

Примечание. Источник: [собственная разработка на основе моделей экономико-математического моделирования].

Для достижения поставленных целей  процессом формирования кредитного портфеля необходимо управлять. Управление представляет собой активное участие и воздействие на процесс, что подразумевает необходимость реализации всех управленческих функций: планирования, организации и контроля.

Рассмотрим все эти функции. На стадии планирования определяются долгосрочные и краткосрочные цели кредитного портфеля и стандарты его формирования. При этом в качестве целей для достижения можно выбирать определённые значения следующих показателей:

средневзвешенный риск кредитного портфеля;

структура кредитного портфеля в разрезе  групп риска;

степень диверсификации кредитного портфеля;

степень защиты от кредитного риска;

величина резерва, достаточная для покрытия возможных потерь;

величина доходности кредитного портфеля в целом и т.д.

Достижение этих целей возможно лишь при достижении оптимальных  показателей отдельных кредитов, таких как величина риска отдельного кредита, доходность отдельного кредита и т.д. Для этого необходимо последовательное достижение целей отдельных этапов кредитования: выполнение правил и процедур при оценке кредитоспособности кредитополучателя; соблюдение правил оформления кредитных договоров; проведение своевременного контроля над уплатой процентов и погашением основного долга кредитополучателями по всем этапам кредитного процесса.

Выполнение функции организации  подразумевает определение организационных  структур и лиц, отвечающих за управление кредитным портфелем, их обязанностей и полномочий, ответственности и т.д. Как правило, этот этап включает:

выбор критериев для оценки качества кредитов, составляющих кредитный портфель;

разработка определённого метода оценки качества кредитов (процедуры кредитного анализа) на основе критериев и обучение персонала банка;

организация работы по классификации  кредитов в зависимости от качества обеспечения;

организация работы по классификации  кредитов по группам риска.

разработку способов накопления статистической информации по банку для определения процента риска для каждой группы классифицированных кредитов, доли просроченной задолженности и процентов списания её за счёт резерва банка в разрезе отдельных групп кредитов и др.;

разработку методов определения  абсолютной величины кредитного риска в разрезе групп кредитов кредитного портфеля и совокупного риска по банку;

внедрение методов определения  величины создаваемого резерва для  покрытия возможных потерь по кредитам;

разработку способов и процедур оценки качества кредитного портфеля на основе финансовых коэффициентов, сегментации кредитного портфеля.

Представим теперь следующую функцию  управления - контроль. Реализация данной функции происходит в трёх основных направлениях:

снижение кредитного риска по каждому  конкретному кредиту (проверка целевого использования, проверка материального обеспечения кредита, непрерывный процесс отслеживания финансового состояния клиента, его кредитоспособности и состояния расчётов);

снижение потерь по кредитам на уровне кредитного портфеля банка в целом;

правильность организации проведения кредитных операций.

Важным моментом в управлении кредитным  портфелем является стратегия и  тактика банка в области получения  и предоставления кредитов, которые  составляют существо его кредитной  политики. Можно дать следующее определение: кредитная политика - это политика, связанная с движением кредита. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику с учётом политических, экономических, организационных и прочих факторов. Ключевым элементом кредитной политики является используемый им инструментарий для удовлетворения потребностей клиентов в заёмных средствах, выраженный в видах выдаваемых банком кредитов.

В кредитной политике формулируется  общая цель, и определяются пути её достижения:

приоритетные направления кредитных вложений по отраслевой принадлежности, юридическому статусу;

приемлемые для банка виды кредитов и кредитных счетов;

кредиты, от которых банк предпочитает воздерживаться;

предпочтительный круг кредитополучателей;

нежелательные для банка кредитополучатели по различным категориям;

политика в области предоставления кредитов физическим лицам;

комплекс мер по контролю за качеством  кредитного портфеля.

После анализа зарубежной экономической  литературы необходимо отметить, что  эффективная кредитная политика банка должна включать:

цель, исходя из которой формируется  кредитный портфель (указание признаков хорошего кредитного портфеля: видов кредитов, сроков их погашения, размеров и качества кредитов);

обязанности по передаче прав и предоставлению информации в рамках кредитного управления;

практику ходатайства, проверки, оценки и принятия решений по кредитным  заявкам клиентов;

необходимую документацию, прилагаемую  к каждой кредитной заявке, а также  документацию, которая должна храниться  в кредитном деле;

права сотрудников банка с детальным  указанием того, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел;

основные правила приёма, оценки и реализации кредитного обеспечения;

описание политики и практики установления процентных ставок и комиссий по кредитам, условий погашения кредита;

описание стандартов качества, применяемых  ко всем кредитам;

указание максимального размера  кредитных вложений (максимальной доли кредитов в активах);

описание обслуживаемого банком региона, куда должна осуществляться основная часть кредитных вложений;

описание практики выявления, анализа  и решения ситуаций, связанных  с проблемными кредитами;

Как правило, стратегия и тактика  кредитной политики разрабатываются  в центральном офисе (головном банке) кредитным департаментом (управлением), кредитным комитетом, утверждается соответствующим органом управления банком.

Кредитная политика коммерческого  банка имеет внутреннюю структуру, которая включает:

стратегию банка по разработке основных направлений кредитного процесса;

тактику банка по организации кредитования;

контроль реализации кредитной  политики.

Основные положения кредитной  политики доводятся до низовых звеньев, которые, как правило, являются основными  исполнителями и от которых в  конечном итоге зависит качество кредитного портфеля. Успех кредитной политики определяется практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь установки кредитной политики на всех этапах кредитного процесса. [1, c.220]

Таким образом, формирование кредитного портфеля представляет собой отражение стратегии, принятой высшим руководством банка. Это процесс, управление которым происходит как на макроуровне, так и на микроуровне.

Управление на макроуровне (стратегическое) нацелено на создание оптимального кредитного портфеля в целом, т.е. определение приоритетов, стандартов формирования, размеров портфеля, и достижение оптимальных значений показателей, характеризующих кредитный портфель в целом. К таким показателям можно отнести: доходность портфеля, структура вложений и совокупный риск портфеля.

Управление на микроуровне (текущее или оперативное) направлено на оптимизацию отдельных этапов формирования и функционирования кредитного портфеля с соблюдением всех процедур, инструкций, методик, правил и других ограничений, отражающих стратегию и тактику кредитной деятельности банка.

Итак, кредитная политика коммерческого  банка, являясь основополагающим элементом  процесса управления кредитным портфелем, определяет долгосрочные целевые установки  банка в данной сфере деятельности, учитывая общую направленность функционирования банка, а также инструменты и процедуры непосредственной работы служащих в процессе управления.

Следует отметить, что кредитная  политика, проводимая коммерческими  банками Республики Беларусь в 2003-2004 годах, определялась как внешними, так и внутренними факторами, повлёкшими за собой изменения в структуре кредитных вложений банков. Наибольшее влияние на формирование кредитного рынка в Республике Беларусь оказывают внешние факторы.

К таким факторам можно отнести  следующие:

проводимая Национальным банком Республики Беларусь жёсткая денежно-кредитная  политика;

политика рефинансирования коммерческих банков;

инфляционные процессы в экономике;

валютное регулирование, в частности: девальвация национальной денежной единицы, наличие обязательной продажи валютной выручки;

уровень эмиссии денежных средств;

наличие внешних источников финансирования (обслуживание внешних кредитных линий под гарантии банков и Правительства).

Информация о работе Управление кредитным портфелем коммерческого банка (на материалах филиала № 1 ОАО "Банк Альфа")