Информационные войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

День сегодняшний, с его телекоммуникационными вычислительными системами кардинально изменил окружающее пространство. Отдельные информационные ручейки превратились в сплошной поток. Время на информационное взаимодействие между самыми отдаленными точками приблизилось к нулю. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как никогда актуальна, перевернулась подобно монете, что вызвало к жизни ее противоположность — защиту от информации.
Почему надо защищать информационную систему от информации? Потому что любая поступающая на вход системы информация неизбежно изменяет систему. Целенаправленное же, умышленное информационное воздействие может привести систему к необратимым изменениям и к самоуничтожению.
Поэтому информационная война - это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.

Работа содержит 1 файл

информационные войны.docx

— 67.44 Кб (Скачать)

 Информационная война  на начальном этапе операции  против Ирака была проиграна  за счет того, что большинство  мировых агентств и СМИ, исходя  из позиций своих стран, фактически  оказывали нейтрализующее воздействие  на попытки информационного доминирования  США и Великобритании в освещении  боевых действий. США также оказались в информационной зависимости оправдывать цели войны после того, как после завершения операции ОМП в Ираке так и не было найдено.

 Информационные структуры  США оказались не готовы к  высокому уровню информационного  противодействия со стороны соответствующих  структур Ирака. В частности,  массированную кампанию по дезинформации  пришлось прекратить ввиду того, что большинство фактов быстро  опровергалось, что негативно  сказывалось на авторитете американских  и британских информагентств.

Оружия информационных войн

В информационной войне исчезает понятие «репутации» и возникает  ощущение, что «репутационные потери» невозможны. Репутация вроде бы имеется, и у всех разная, но она также соответствует реальности, как рекламные обещания. В информационных войнах участвуют разные «рода войск». Это и «желтая пресса» и «солидные», «респектабельные» газеты и «говорящие головы» и их Интернет-вариации.

 Многие знаменитые  на весь мир частные информационные  агентства появились как инструмент  информационной войны. Еще Царская  Россия не раз оказывалась  мишенью в европейских дезинформационных  кампаниях. XVIII – XIX века – время  изобретения и оттачивания подобных  приемов. Мощнейшая информационная  кампания против России стала  несколько ослабевать к началу  первой мировой войны, ну а  с установлением советской власти  она уже не прекращалась.

Появлялись все новые  инструменты. Важнейшим стало кино и телевидение, поднявшее противостояние на уровень войны мировоззрений. А первая антииракская «Война в Заливе»  – это своего рода высшая точка  в развитии телевидения, как средства замены реальности. Значение ее информационного  сопровождения осмысливали не только военные и журналисты, но и философы. С тех пор прошло двадцать лет, развивается Интернет, социальные сети, а сетевое пространство, на первый взгляд, становится ареной информационной войны «всех против всех». Появляется стратегия так называемого «управляемого  хаоса», разрабатываются алгоритмы  цветных и цветочных «революций», социальные сети объявляются одновременно инструментами влияния и выдаются за «глас народа».

Современный Интернет - это и крупные сайты, и порталы, и топ-блогеры, от имени которых пишут и отдельные люди и группы специалистов, это и батальоны сетевой войны, и ее одиночки. Но в Интернете войны ведутся не только словами, подкупом или раскруткой «авторитетов», дезинформацией или манипуляторными приемами в отношении массы обычных пользователей. Воздействовать можно и техническими средствами. В большинстве случаев эти приемы определенным образом сочетаются. Так, 16 мая 2011 года Администрация президента США Барака Обамы опубликовала «Международную стратегию по Интернет-пространству», посвященную целому комплексу направлений: от принципов сетевого взаимодействия до технической стороны взаимодействия со сторонниками и противодействия противникам.

5. Информация как новый вид оружия

Таким образом, сегодня информация – это нечто большее, чем содержимое или смысл сообщения. Скорее, информация – это "любое различие, которое  создает различие".

В феврале этого года, произошла атака, затронувшая корневые серверы Интернет. Она стала чем-то большим, чем забавы нескольких хакеров. Этот инцидент мог стать первым залпом в глобальной информационной войне.

 В открытых источниках  информации ситуация была освещена  следующим образом: три из тринадцати  корневых глобальных DNS-серверов, которые  выполняют преобразование адресов  URL в IP-октеты, подверглись DDoS-атаке, проведенной с помощью преднамеренно некорректным образом сформированных пакетов. Наибольший ущерб был нанесен серверам Пентагона и ICANN, однако в целом ущерб был незначителен.

Еще в 1998 году Китай представил миру идею "неограниченной войны". Китайское правительство осознавало, что не сможет превзойти Соединенные  Штаты по военной мощи, поэтому  потенциальной целью для такой  войны стал частный сектор США. Так  чем же были состоявшиеся 6-го февраля  атаки? Фактически, мы стали свидетелями "обкатки" идеи глобальной ИВ. Подобно  тому, как США проводили полеты самолетов-разведчиков U2 над территорией  СССР, чтобы проследить реакцию Советского Союза на нарушение воздушного пространства, злоумышленники провели киберразведку, проверив на прочность один из уровней защиты сети Интернет. Единственным объяснением подобным действиям может быть подготовка киберконфликта.

Из произошедшего был  сделан следующий вывод: пользователям  нужно уделять еще больше внимания защите своих компьютеров от DoS-атак как дома, так и на работе. Вывод верный, однако, на самом деле проблема лежит гораздо глубже.

 Одним из примеров  технических средств защиты от  информационной войны является  глобальная разведывательная сеть "Эшелон", разработанная в США  и способная перехватывать поток  информации во многих диапазонах  частот. Специальные мощные компьютеры  позволяют фильтровать по ключевым  словам всю перехваченную информацию, обрабатывать и хранить в базах  данных.

Например, в сентябре 2000 года стало известно, что комиссия Европейского Союза, расследующая деятельность системы  глобального шпионажа “Эшелон”, вызвала  для слушаний главу Агентства  Национальной безопасности США. В состав комиссии входит 36 человек.

 В течении следующих  8 месяцев комиссия должна была  установить, нарушает ли система “Эшелон” права граждан на частную жизнь, а также выработать ряд рекомендаций по предотвращению возможности таких действий. В результате, Европейский Союз уже сейчас выработал новые правила для шифрования информации.

 

6. СМИ как оружие современных информационных войн

С.П. Расторгуев в одном  из своих интервью «Литературной  газете» (№42, 2003г.) сказал: «Информационное  оружие использует энергию, заложенную в человеке. Она берется из “головы” того, на кого оно действует, и он сам себя уничтожает, “заставляет” себя выполнять разные поступки, болеть или вылечиваться. Но это делает именно он сам. Надо только грамотно и в хорошо упакованном виде ему подать соответствующие исходные данные – информацию».

 Действительно, среда  обитания человека резко изменилась  с появлением Интернет – информация  распространяется моментально по  всему миру. Перепрограммировать  человека стало быстрее, дешевле  и легче, чем убивать. Информационные  средства иногда даже бесплатно  поставляются, как компьютеры в  вузы, – лишь бы их пользователям  подавать соответствующую информацию.

 Глобализация информационных  процессов и всеохватность информационных  потоков, стремительное развитие  и увеличение объемов влияния  аудиторий телекоммуникационных  сетей ознаменовали собою конец  XX века. Эти факторы дали основания  ученым утверждать, что на смену  индустриальному обществу, где ведущую  роль играло производство, и промежуточной  постиндустриальной стадии, где  рядом с производством важную  роль играет сфера услуг, идет  новое – информационное общество, для которого приоритетной является  сфера массовых коммуникаций.

 Уже сейчас информационные  технологии стали мощнейшей производственной  силой: например, сегодня 90% капитала  переходит от собственника к  собственнику с помощью электронных  коммуникаций, а потенциал некоторых  информационных корпораций больший,  чем у отдельных государств. Показательным  выступает пример компании «Microsoft», которая со своими капиталами приблизительно в $700 млрд. опережает экономические показатели целой страны, скажем, Испании.

В наше же время даже возникновение  таких понятий как «информационная  война», «медиа-агрессия», «информационная  безопасность» свидетельствует  не только о тесной связи масс-медиа  с конфликтными ситуациями, но и  о том, что в вооруженных конфликтах современности борьба на информационном поле не менее важна, чем непосредственно  военные действия. (Это связано  также и с приходом «информационной  эры»). Если до недавнего времени  война влияла большей частью на информационную сферу, в частности, на журналистику, то в последнее время наблюдается обратная связь, причем как на макро- так и на микроуровне.

В наше время СМИ играют все большую роль как в решении вооруженных конфликтов, так и непосредственно в их ходе. «Сегодня в развитых государствах любое действие невозможно без соответствующей информационной подготовки. Войны должны выглядеть справедливыми, враг – жесточайшим, собственные воины – настоящими героями». Современные войны – это, прежде всего, вооруженные политические демонстрации. И демонстративный момент в них не менее важен, чем собственно момент применения оружия. Вообще, пропаганда срабатывает только тогда, когда «люди ходят по колено в пропаганде»

 СМИ становятся важнейшим  фактором, обеспечивающим поддержку  или осуждение той или другой  военной акции, и они создают  и разрабатывают специальную  систему "всеобщих" человеческих  ценностей и прикрепленных к  ним структур дискурсов, обращение  к которым должно быть самоочевидным  для конструируемого сознания  члена мирового просвещенного  сообщества.

 

8.Вывод

Связи с общественностью  играют важную роль в жизни общества. Изначально созданные для информирования общественности о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять  еще одну не менее важную функцию - воздействие на сознание своей  аудитории с целью формирования определенного отношения к сообщаемым фактам, явлениям действительности. Это  воздействие осуществлялось при  помощи методов пропаганды и агитации, разрабатываемых на протяжении не одной  тысячи лет.

В скором времени связи  с общественностью заняли важное место в жизни государств, а  с развитием техники и технологии стали активно использоваться и  на международном уровне с целью  приобретения каких-либо преимуществ  контролируемым им государством. В  наши дни особое внимание следует  уделить роли связей с общественностью  в международных конфликтах, в  том числе и геополитического характера, поскольку в последние  годы наряду с классическими видами оружия все чаще применяется информационно-пропагандистское, в основе которого - работа с различными средствами массовой информации.

Таким образом, в  ходе проделанной работы мы получили ответы на все поставленные задачи.

1. Наступление информационной  эры привело к тому, что информационное  воздействие, существовавшее испокон  веков во взаимоотношениях между  людьми, в наши дни все более  очевидно приобретает характер  военных действий.

2. В настоящее время  накоплен значительный опыт научных  исследований в области информационного  противоборства и информационно-психологических  войн. Какой бы смысл в понятие  "информационная война" ни  вкладывался, оно родилось в  среде военных и обозначает, прежде  всего, жесткую, решительную и  опасную деятельность, сопоставимую  с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие  доктрину ИВ, отчетливо представляют  себе отдельные ее грани и  виды. Гражданское же население  пока не готово в силу причин  социального и психологического  характера в полной мере ощутить  всю опасность неконтролируемого  применения НКТ в информационной  войне.

3. Информация действительно  стала реальным оружием. Пример  с февральской атакой китайцев, затронувшей корневые серверы  Интернет, стала чем-то большим,  чем забавы нескольких хакеров.  Этот инцидент мог стать "первым  залпом" в глобальной информационной  войне.

Информационная война  идет уже в третьем поколении. Сергей Гриняев, доктор технических наук, даёт следующую классификацию:

1-е поколение информационной  войны - это РЭБ (радиоэлектронная  борьба). Проводная, частотная, сотовая связь, подслушивающие устройства, блокировки, помехи и т.д.;

2-е поколение информационной  войны - это РЭБ плюс партизанская  и контрпартизанская пропаганда. Так было в Чечне в 90-х. У сепаратистов-боевиков были свои пропагандистские сайты в Интернете, они распространяли газеты и боевые листки, организовывали интервью для сочувствующих им западных журналистов. Контрпропаганда велась доступными федеральному центру средствами как на территории конфликта и смежных территориях, так и на более широкую общественность.

3-е поколение информационной  войны - это глобальная информационная  война, специалисты называют её  так же "войной на эффектах". Информационная войны вокруг  событий в Южной Осетии - именно  война третьего поколения.

Формирование вокруг России "санитарного пояса" из стран-соседей  происходит политическими средствами - проведением цветных революций, формированием органов власти и  парламентского большинства из проамериканских  сил, и экономическими средствами - скупкой национальных бирж, наращиванием американского капитала в ключевых государственных отраслях и компаниях. Но в эпоху информационного общества ключевое значение приобрели СМИ, Интернет-каналы и контроль над информационными потоками. Из представленного материала очевидно, что Россия в этом отношении значительно отстает от США. Для формирования нового многополярного мирового порядка России необходимо предпринимать решительные действия для прорыва в информационной сфере.

Информация о работе Информационные войны