Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом
Введение
Глава 1. Право пользования  недрами
1.1. Общая характеристика  и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект,  основания возникновения и прекращения  права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование  недропользования
2.1 Правовое регулирование  отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное  управление в сфере использования  и охраны недр
3.1 Лицензирование  пользования недрами
3.2 Государственный  контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных  органов государственной власти  в сфере государственного управления  использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы
    --------------------------
<6> ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
    <7> 
Пост. Правительства РФ от 27.11.2008 N 897 "Об 
утверждении Положения о рассмотрении 
заявок на получение права пользования 
недрами при установлении факта открытия 
месторождения полезных ископаемых на 
участке недр федерального значения или 
на участке недр, который отнесен к участкам 
недр федерального значения в результате 
открытия месторождения полезных ископаемых 
пользователем недр, проводившим работы 
по геологическому изучению недр такого 
участка за счет собственных средств для 
разведки и добычи полезных ископаемых 
открытого месторождения" // СЗ РФ. 2008. 
N 49. Ст. 5839; Постановление Правительства 
РФ от 22.12.2004 N 827 "Об утверждении Положения 
о рассмотрении заявок на получение права 
пользования недрами для целей захоронения 
радиоактивных, токсичных и иных опасных 
отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих 
локализацию таких отходов" // СЗ РФ. 
2004. N 52 (ч. 2). Ст. 549. 
В настоящее время полномочиями по выдаче лицензий на пользование участком недр обладают Федеральное агентство по недропользованию (и его территориальные органы) и уполномоченные органы субъектов РФ. Положения об этих органах, утвержденные соответственно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ, также будут входить в систему нормативных актов, регулирующих выдачу разрешений на недропользование <8>. Приказом МПР РФ от 08.10.2007 N 261 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра лицензий на пользование недрами <9>. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на это Агентство (п. 5.3, 5.4 и п. 4 соответственно) <10>. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, осуществляется также Федеральным агентством по недропользованию на основании решения Правительства РФ <11>.
    --------------------------
<8> Пост. Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.
    <9> 
Приказ МПР РФ от 08.10.2007 N 261 "Об 
утверждении Административного 
регламента Федерального 
<10> Пост. Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669; Пост. Правительства РФ от 06.04.2004 N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию" // Рос. газета. 13.04.2004.
    <11> 
Пост. Правительства РФ от 22.12.2004 
N 827 "Об утверждении Положения 
о рассмотрении заявок на 
    Предоставление 
лицензий на пользование недрами 
осуществляется при наличии предварительного 
согласия органа управления земельными 
ресурсами либо собственника земли 
на отвод соответствующего земельного 
участка для целей 
    --------------------------
    <12> 
Приказ МПР РФ от 30.10.2008 N 277 "Об 
утверждении Административного 
регламента предоставления 
    Действие 
ФЗ "О лицензировании отдельных 
видов деятельности" не распространяется 
на использование природных 
    --------------------------
<13> ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
    <14> 
Пост. Правительства РФ от 26.06.2006 
N 392 "О лицензировании 
<15> Пост. Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (в ред. от 21.01.2006) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.
<16> Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
    <17> 
Приказ МПР РФ от 23.10.2008 N 267 "Об 
утверждении Административного 
регламента по исполнению 
    <18> 
Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 705 "Об 
утверждении Административного регламента 
Федеральной службы по экологическому, 
технологическому и атомному надзору 
по исполнению государственной функции 
по лицензированию деятельности по производству 
маркшейдерских работ" // Бюллетень 
норм. актов федер. органов исполн. власти. 
2008. N 1 (прил. 1 - 14 не приводятся). 
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов раскрывается в ст. 325 Налогового кодекса РФ. При этом налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. В частности, расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения и с проведением аудита его запасов; расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения, на приобретение геологической и иной информации и на оплату участия в конкурсе.
Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр <19>. Оно устанавливает порядок проведения государственного геологического контроля и определяет органы, осуществляющие государственный геологический контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы. Контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор - орган государственного геологического контроля), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор - орган государственного горного надзора) и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами, а также органами государственной власти субъектов РФ <20>. Росприроднадзор осуществляет контроль по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль по вопросам выполнения условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения <21>. Приказом МПР РФ от 10.12.2007 N 322 утвержден Административный регламент Росприроднадзора по исполнению государственной функции по выдаче в установленном порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции <22>.
    --------------------------
<19> Пост. Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" // СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.
    <20> 
Пост. Правительства РФ от 30.07.2004 
N 400 "Об утверждении Положения 
о Федеральной службе по 
<21> Пост. Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" // СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.
    <22> 
Приказ МПР РФ от 10.12.2007 N 322 "Об 
утверждении Административного 
регламента Федеральной 
Технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности. Правила "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <23>. Правила устанавливают порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, и регулируют отношения, возникающие в этой сфере деятельности <24>. Различные виды (типы) технических устройств до начала их применения на опасных производственных объектах должны пройти приемочные испытания. На их основе и при наличии сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.
    --------------------------
    <23> 
ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (в ред. от 09.05.2005) 
"О промышленной безопасности 
опасных производственных 
    <24> 
Пост. Правительства РФ от 25.12.1998 
N 1540 "О применении технических 
устройств на опасных 
Свои особенности в рамках разрешительной системы предусматривает ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <25>. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие соответствующей лицензии у открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном ФЗ (ч. 4 ст. 115). Обязательное условие договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии - наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию (ч. 2 ст. 201).
    --------------------------
    <25> 
ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности 
(банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 
4190. 
    Пользование 
недрами без разрешения (лицензии) 
либо неисполнение, ненадлежащее исполнение 
лицензиатом требований и условий 
лицензирования влекут за собой санкции 
в виде приостановления действия 
лицензии либо ее аннулирования, применяемые 
независимо от привлечения нарушителя 
к мерам административной ответственности, 
предусмотренным ст. 7.3 КоАП РФ. Данная 
статья предусматривает наложение 
административного штрафа на граждан, 
должностных лиц и юридических 
лиц. Осуществление 
    Проведенный 
анализ показывает, что существующий 
порядок в целом отвечает стоящим 
перед государством задачам рационального 
и комплексного использования недр. 
Недропользователи при этом порядке могут 
реализовывать полученное от государства 
как собственника недр право пользования 
недрами в целях получения прибыли. Однако, 
учитывая специфику данного вида работ, 
связанных с повышенной опасностью недропользования, 
необходимо упорядочить процедуры получения 
разрешительной документации, а не снижать 
требования к лицензированию работ при 
недропользовании. Разработка административных 
регламентов позволяет снять многие острые 
вопросы получения разрешений при осуществлении 
работ по недропользованию.