Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом
Введение
Глава 1. Право пользования  недрами
1.1. Общая характеристика  и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект,  основания возникновения и прекращения  права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование  недропользования
2.1 Правовое регулирование  отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное  управление в сфере использования  и охраны недр
3.1 Лицензирование  пользования недрами
3.2 Государственный  контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных  органов государственной власти  в сфере государственного управления  использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы
 
3.2 Государственный 
контроль за рациональным использованием 
и охраной недр. Государственная экспертиза 
запасов полезных ископаемых 
    В 
статье 2.1 Закона Российской Федерации 
"О недрах", регулирующей отношения 
при пользовании участками 
    При 
этом часть месторождений 
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" государственную тайну в области недропользования составляют следующие сведения в области экономики, науки и техники:
    1) 
о запасах стратегических 
    2) 
о достижениях науки и техники,
3) о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов;
    4) 
об объемах запасов в недрах, 
добычи, производства и потребления 
стратегических видов полезных 
ископаемых Российской 
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 210 утвержден список видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну. В этом Постановлении кроме перечня упомянутых видов полезных ископаемых указан также перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно п. 39 Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" к сведениям, отнесенным к государственной тайне, причислены объемы производства в натуральном выражении цветных, редких металлов, а также других металлов, имеющих стратегическое значение. В п. 48 этого Указа к таким сведениям отнесены балансовые запасы в недрах страны или сведения о добыче стратегических видов полезных ископаемых (в соответствии со списком стратегических видов полезных ископаемых, определяемым Правительством Российской Федерации) в целом по Российской Федерации, по отдельному субъекту Российской Федерации или крупному месторождению в размерах, определяемых государственными органами, наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне (кроме сведений, полученных в процессе совместных работ, выполненных с участием юридических и физических лиц иностранных государств на конкретных месторождениях полезных ископаемых либо на их участках).
Очевидно, что перечисленные нормативные правовые акты призваны регулировать отношения, связанные с пользованием недрами, содержащими полезные ископаемые, имеющие стратегическое значение.
    На 
основании п. 6 ст. 3 Закона Российской 
Федерации "О недрах" к полномочиям 
федеральных органов 
    В 
соответствии с п. 7 ст. 4 этого Закона 
к полномочиям органов 
    Согласно 
нормам ст. 11 Закона Российской Федерации 
"О недрах" лицензия является документом, 
удостоверяющим право ее владельца 
на пользование участком недр в определенных 
границах в соответствии с указанной 
в ней целью в течение 
    Лицензия 
удостоверяет право проведения работ 
по геологическому изучению недр, разработке 
месторождений полезных ископаемых, 
использования отходов 
На основании ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
    1) 
данные о пользователе недр, получившем 
лицензию, и органах, предоставивших 
лицензию, а также основание 
    2) 
данные о целевом назначении 
работ, связанных с 
    3) 
указание пространственных 
    4) 
указание границ земельного 
    5) 
сроки действия лицензии и 
сроки начала работ (
    6) 
условия, связанные с 
    7) 
согласованный уровень добычи 
минерального сырья, право 
    8) 
соглашение о праве 
    9) 
условия выполнения 
    10) 
порядок и сроки подготовки 
проектов ликвидации или 
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими закону.
    Условия 
пользования недрами, предусмотренные 
в лицензии, сохраняют свою силу 
в течение оговоренных в 
Несмотря на систему норм, призванных регулировать отношения, возникающие при пользовании недрами, в том числе содержащими полезные ископаемые, имеющие стратегическое значение, остается значительное количество неопределенностей, которые могут вызвать конфликтные ситуации при применении норм законодательства Российской Федерации.
В Законе РФ "О государственной тайне" использованы понятия "стратегические виды сырья", "стратегические виды материалов", "стратегические виды полезных ископаемых". При этом в ст. 2 этого Закона указан перечень используемых понятий. Однако в этом перечне семантика этих понятий не определена. Имеется лишь ссылка в ст. 5 этого Закона РФ на список стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации, сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления которых определяются Правительством Российской Федерации.
Как было отмечено выше, в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" упомянуты определения "цветные, редкие металлы" и другие "металлы, имеющие стратегическое значение".
    Очевидно, 
что семантика понятий "стратегические 
виды сырья" и "стратегические виды 
материалов" значительно шире, чем 
"стратегические виды полезных ископаемых", 
перечень которых определен 
    В 
установленном в ст. 10 и 11 Закона 
Российской Федерации "О недрах" 
перечне указаны условия 
    Упомянутые 
в ч. 3 ст. 11 договор, устанавливающий 
условия пользования таким 
    Кроме 
этого, нормами ч. 2 ст. 1.2 Закона Российской 
Федерации "О недрах" установлено, 
что права пользования недрами 
могут отчуждаться или 
В развитие этой нормы ст. 17.1 этого Закона предусмотрен закрытый перечень случаев перехода права пользования недрами.
    При 
переходе права пользования участком 
недр лицензия на пользование участком 
недр подлежит переоформлению. В этом 
случае условия пользования участком 
недр, установленные прежней 
Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
    Право 
пользования недрами не может 
быть передано третьим лицам, в том 
числе в порядке переуступки 
прав, установленной гражданским 
законодательством, за исключением 
случаев, предусмотренных 
Очевидно, что нормами, регулирующими переход права пользования недрами и переоформления лицензии, также не установлено особенностей, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения стратегических полезных ископаемых.
    Статьей 
20 Закона Российской Федерации "О 
недрах" установлен перечень случаев 
прекращения права пользования 
недрами. Порядок досрочного прекращения 
права пользования недрами, а 
также порядок ликвидации и консервации 
предприятий по добыче полезных ископаемых 
изложены в ст. 21 и 26 этого Закона. 
Однако законодательство не учитывает 
особенностей регулирования отношений, 
возникающих при прекращении, ограничении 
и приостановлении права 
    Действительно, 
ст. 21.1 этого Закона предусмотрено, 
что в случае, если в интересах 
рационального использования и 
охраны недр приостановление добычи 
полезных ископаемых нецелесообразно 
или невозможно, органы, досрочно прекратившие 
право пользования