: Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Содержание

1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.

Работа содержит 1 файл

экология для оли.docx

— 67.63 Кб (Скачать)

Предлагаю детям отправиться в лес отдохнуть  на полянке. Дети представляют, что  очутились на полянке.

-Кого  мы можем тут встретить? /зверей/.

-Но  звери чаще всего боятся человека.

-Птицы  тоже разлетятся, если увидят  на поляне столько детей. Чаще  всего птицы бывают очень осторожны. 

-Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут  сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? /это насекомые/.

                          Когда в душистом сквозняке

                          Присядешь летом в сосняке,

                          Внимательно вглядись вокруг-

                          Ты многое заметишь, друг.

                           Личинку тащит муравей,

                           Спешит куда-то меж корней

                          Большой сосны, 

                           На толстый сук уселся золотистый  жук.

                          Порхает лёгкий мотылёк,

                          Пьёт хоботком душистый сок

                          И собирает мёд пчела.

                          Все заняты, у всех дела.

                          Мой друг, внимательно вглядись,

                          Волшебную увидишь жизнь. 

   Муравей, бабочка, божья коровка, кузнечик, комар, муха, пчела -всё это насекомые.

   Вместе  с детьми находим картинки насекомых, называю их, объясняю, что у насекомых  тело состоит из члеников, шести  ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме  тела, по цвету.

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели на нашей планете. Они очень хорошо приспособились на нашей земле.

-Ребята, а как вы думаете, только  ли на земле  обитают насекомые? /ответы детей/.

-Насекомые  обитают не только на земле,  они прекрасно себя чувствуют  и в воде, и под землёй, и  в воздухе.

-Вспомните  как передвигаются насекомые. /червяк ползёт, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые всё умеют делать: ходить .бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т. д./

-Отгадайте  кто это?

-Кто  над нами вверх ногами? /муха/.

-Много  загадок сочинил народ о насекомых. 

                 Не солнце, не огонь, а светит.  /светлячок/. 

                 Голос тонок, нос долог,

                 Кто его убьёт, тот свою кровь  прольёт. /комар/. 

                 Ниток много- много, а в клубок  не смотает,

                 Одежду себе не шьёт, а ткань  всегда ткёт. /паук/. 

                  Шли плотнички без топоров,

                  Срубили избу без углов. /муравьи/. 

                  Летит- говорит

                   А сядет – молчит. /жук/.

-Ребят, а чем питаются насекомые? /ответы детей/.

-На  каждое насекомое - свой корм.

Гусеницы  поедают листья, жуки – точильщики и короеды –древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землёй корнями растений. Есть такие насекомые-

Хищники, которые охотятся на других насекомых, например,

Божья коровка поедает тлю.

Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, летучих

мышей, птиц.

-Дети, а вы знаете, кто на земле самый сильный? /ответы детей/.

-Самый  сильный на земле - муравей.

Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз  превосходящие его собственный  вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей по сравнению со слоном, настоящий силач. А ещё муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник- это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Население в муравейнике - несколько сот тысяч жителей . как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у неё были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живёт в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса», некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

- Как много интересного можно узнать ещё о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

- Каких насекомых вы видели на участке детского сада, около дома? Расскажите нам. (Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми).

- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда не обижать, а охранять и беречь.

- А теперь давайте послушаем стихотворения которые нам расскажут ребята о насекомых.

                 Муравейник.

    Сладко пахнут сосновой смолою

    Разогретые тёмные пни.

    Из иголочек высохшей хвои

    Строят терем лесной муравьи.

    Расторопно, с рабочей сноровкой

    Стовят балки и брёвна кладут.

    Дело спорится бойко и ловко,

    Будут в доме тепло и уют!

     Будут в тереме малые дети

     Мирно спать под напевы дождей.

     Для того и встаёт на рассвете

    Работящий лесной муравей.

           Пчела

Пчёлка  золотая над цветком пархает,

Сок душистый пьёт, собирает мёд.

           Шмель

В лесу цветок растёт,

Шмелей  к себе зовёт:

«Прилетайте, шмели,

 Поклонюсь  до земли.

Гуще  мёда нету,

Чем с  лесного цвета!»

    Стрекоза

Склонились  низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы – быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого  усилья

Скользим  мы над водой,

Сверкают  наши крылья

Прозрачною  слюдой.

      Мотылек

Я – беззаботный мотылёк.

Хоть  я живу всего денёк,

Но не грущу напрасно-

Ведь  жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я ,как будто в море,

Я не грущу  напрасно,

Ведь  жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу  напрасно,

Ведь  жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грущу  напрасно,

Ведь  жизнь моя прекрасна.

      Майский жук

Чок, чок, чок, чок!

Прилетел  в сад жучок. 

На берёзу сел-

Все листочки съел.

Позову  скворцов

Со всех концов,

Позову  грачей-

Летите  скорей-

Жука  проглотите!

И мой  сад спасите!

         Незваная гостья

Муха, муха – надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб  нарезан- можно есть.

Только  где же мухе сесть?

Села  муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы погнали:

«В гости  мы тебя не звали».

    Отгадывание загадок

У неё  четыре крыла,

Тело  тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

А зовут  её…/стрекоза/. 

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут  её …/пчела/. 

Очень маленький на вид,

Надоедливо  звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.  /комар/. 

Этот  маленький скрипач

Изумрудный  носит плащ.

Он и  в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.  /кузнечик/. 

Кто нектар цветочный пьёт,

Полосатый а не кот? /шмель/ 

Она яркая, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама  похожа на цветок

И любит  пить цветочный сок.  /бабочка/. 

Этот  маленький ловец

Сетку прочную плетёт,

Если  муха попадёт,

Тут бедняжке и конец.  /паук/. 

-Молодцы  ребята все загадки отгадали. И много нового о насекомых  узнали. А теперь нам пора возвращаться  в детский сад. 

"Маленькая , трудолюбивая всех медом угощает"

Программное содержание.

Расширять знания детей о пчёлах (внешнем  виде, поведении, месте обитания, практической ценности). Словарная работа. Введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление. Воспитывать  в детях бережное отношение к  окружающей природе, к насекомым.

Материал.

“На пасеке”  рисунок с изображением пчеловода, ульев, пасеки. Макет улья. (Приложение 1) Маленькие разноцветные цветы  из бумаги по количеству детей и  несколько больших цветов. Коллекция  пчёл из школьного кабинета биологии. Набор карточек с изображением цветов. Аудиокассета с записью П.И.Чайковского  “Вальс цветов”. Мёд в вазочке  и чайные ложки по количеству детей.

Занятие 1

Воспитатель:

- Ребята, я сейчас дам вам что-то попробовать. Но для этого вы должны закрыть глаза, а рот открыть. (До занятия необходимо выяснить, нет ли у детей аллергии на мёд)

Информация о работе : Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми