Аквариумные рыбки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Знания являются основой формирования мировоззрений человека в том числе естественно – научного представления о живой и неживой природе. Знания являются основой формирования культуры человека и мотивов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования знаний.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения
1.1 Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
1.3 Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
2. Опытно – экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения
2.1 Выявление исходных данных сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
2.3 Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

аквариумные рыбки.doc

— 258.00 Кб (Скачать)


Курсовая работа

на тему:

Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения

1.1 Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках

1.3 Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках

2. Опытно – экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения

2.1 Выявление исходных данных сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения

2.3 Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Знания являются основой формирования мировоззрений человека в том числе естественно – научного представления о живой и неживой природе. Знания являются основой формирования культуры человека и мотивов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования знаний.

Формирование знаний у дошкольников – важное направление педагогической деятельности. В условиях полипрограммности, прослеживаются разные подходы к структурированию знаний для детей дошкольного возраста.

В современном образовании четко намечается тенденция к повышению теоретического уровня знаний как основы для развития творческих способностей и самостоятельности личности. Усвоение знаний на более высоком уровне обобщений задает и развитие более высоких форм мышления. В дошкольном возрасте и младшем школьном оно обеспечивает переход к словесно логическому мышлению. На современном этапе перед дошкольной дидактикой стоит задача разрабатывать такое содержание знаний, которое, являясь доступным и соответствующим ведущим формам мышления дошкольника, вместе с тем вызывает необходимость применения новых способов познания, новых и более высоких форм мышления.

При отборе содержания заданий следует учитывать, что знание лежит не только в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру. Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в единстве формируются умственная деятельность и отношение к миру, являются знания о природе или « система знаний», как отметил Николай Николаевич Поддьяков. «Отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособление к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизни в сообществах, - что является конечной целью экологического воспитания».

Возможность усвоения таких знаний дошкольниками доказана педагогическими исследованиями Игнаткиной Л.С., Комаровой И.А., Кондратьевой Е.Ф., Федотовой А.М., Хайдуровой И.А., Христовской Т.В. Спецификой системы формирования знаний являются ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно - образного мышления.

Возможность построения таких систем знаний обоснованно работами детских психологов Запорожца А.В., и Поддьякова Н.Н.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

По мнению педагога Е.И. Золотовой: «Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природы и природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества. Поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо начинать работу по правильной ориентации маленького человека на познание животного мира».

По мнению Л.С. Выготского у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которой является наблюдение.

С.Н. Николаева подчеркивает , «что передача экологических знаний является начальным этапом в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно – ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка, к которой так же можно отнести наблюдение».

«Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, воспитываться материалистическое отношение, интерес и любовь к природе, чувство красивого».

Самый распространенный объект в детском саду – это аквариум с рыбами. Это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. С помощью правильного оформления аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера:

1.                 Водная экосистема: ее компоненты, их взаимосвязь, роль труда человека в поддержании равновесия в ней.

2.                 Приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания.

3.                 Разнообразие образа жизни и поведения рыб.

4.                 Разные экологические ниши одной экосистемы.

5.                 Отличие домашних декоративных рыб от диких рыб местных водоемов.

6.                 Многообразие водных обитателей их приспособленность к водной среде обитания.

7.                 Размножение икрой (живорождение), рост и развитие мальков в отдельных случаях заботы родителей о потомстве.

8.                 Рыбы как живые вещества, их сходства между собой.

Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о более ярких признаках их внешнего вида или поведения. Однако они имеют мало сведений об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни. Исследователи отмечают, что детям старшего дошкольного возраста известно от 10 – 15 до 30 – 45 животных. Лучше они знают птиц и зверей, хуже – рыб, земноводных. Исследователи обращают внимание на то, что дети лучше знают экзотических животных, чем животных близкого окружения, аквариумных рыбок. В комплексных и специализированных программах наблюдается разное структурирование содержание и объема знаний об аквариумных рыбках.

Гипотеза. Процесс формирования знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения будет эффективен если:

1.Наблюдение за аквариумными рыбками должны составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания)

2. Предварительная работа перед наблюдениями, беседы, занятия для актуализации и пополнения знаний детей об аквариумных рыбках необходимых для наблюдения.

3. В процессе наблюдения создавать положительный фон, посредством включения игровых персонажей.

Исходя из актуальности проблемы, был выделен методологический аппарат:

Объект: формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: наблюдение как средство формирования знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: подобрать и обосновать педагогические условия организации и проведения наблюдений за аквариумными рыбками у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы, выявить условия формирования знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей старшего дошкольного возраста.

2.Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний об аквариумных рыбках.

3.Раскрыть и опытно – экспериментальным путем проверить методику формирования знаний об аквариумных рыбках.

4.Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методы исследования: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

Базой опытно – экспериментальной работы являлся МДОУ № 152.

1. Теоретические основы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения

1.1 Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста

 

В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру.

Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в единстве формируются умственная деятельность и отношение к миру, являются знания о природе.

Знание – это совокупность сведений в какой - либо области, результаты познания, научные сведения. (Ожигов) Знания лежат в основе мировоззрения.

Содержание знаний, усваиваемых детьми должны быть воспитывающими.

Проблемы формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогах как Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина, Николая Николаевича Поддъякова, Леонида Абрамовича Венгера, Юрия Константиновича Бабанского, Александры Платоновны Усовой. В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию знаний в дошкольном детстве. Так, например, в работах Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показано формирование системных знаний Л.А. Венгер рассматривал знания как средство развития познавательных способностей.

В работах А.П. Усовой показана роль знаний как основной формой обучения дошкольников и пути формирования их. А. П. Усова одна из первых выдвинула положения о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, причем такой системы, в которой существенную роль играют общие знания; исследования (С.Л. Логиновой, Э.И. Залкинда, И.А. Хойдуровой) указывают на значение ознакомления с природой для формирования материалистического миропонимания, не значение знаний о природе для формирования бережного отношения к ней.

В целом, все ученные сходиться в одном: знания- это необходимый компонент в формировании полноценной личности ребенка. Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции- умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Знания рассматриваются как аспект умственного воспитания. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.

Учебная деятельность – процесс приобретения новых знаний, умений и навыков или изменения старых (Р.С. Немов).

1.                 Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе в познавательных процессах, умения принять усвоенные знания в деятельности. (С,А. Козлова)

2.                 Умственное воспитание – это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а так же на развитие способностей детей.

Глубокому изучению проблемы формирования знаний посвятил свои работы Л.С, Выготский. Благодаря его исследованиям стало возможным комплексное изучение интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственное развитие.

Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Вклад в развитие умственного воспитания внесли такие ученные, как Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и многие другие. Результаты этих исследований показывают, что возможностей умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина)

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников – формирование у них активности и самостоятельности мыслительной деятельности. В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно – действенная, наглядно – образная и логическая. Тесная взаимосвязь этих типов мышления – позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей.

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду, так и в процессе повседневной жизни ребенка.

Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой природе) и способов мыслительной деятельности – умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения.

Информация о работе Аквариумные рыбки