Аквариумные рыбки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Знания являются основой формирования мировоззрений человека в том числе естественно – научного представления о живой и неживой природе. Знания являются основой формирования культуры человека и мотивов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования знаний.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения
1.1 Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
1.3 Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
2. Опытно – экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения
2.1 Выявление исходных данных сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
2.3 Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

аквариумные рыбки.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

-Как мы видим,  все разбились на (четыре) группы.

-Я  теперь буду задавать вопросы к каждой группе, а вы будете соблюдать правила. Капитан при ответе будет пользоваться сигнальной карточкой

Вопрос к команде зверей?

-Как можно отличить зверей от других животных существ? (Четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком.)                                                                              –  Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона      

( Две ноги, клюв, перья.)

   К  команде насекомых?

- Расскажите о пассажирах третьего вагона. ( Шесть лапок, ярко выраженные части тела.)

К последней команде?

–  Кто разместился в четвертом вагоне? Их называют земноводными, почему? ( Они могут жить и в воде, и на суше)

–  Дети,  а  кого – то  мы забыли взять на поезд? (рыбу - окунь).

- А в какой вагон можно посадить  это животное?

–  К земноводным. У неё ведь много общего с ними.

Молодцы, умницы. Отмечаю каждую команду призом. 

 

             

                  4. Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселились в вагонах.

- Кто же обычно ведёт электропоезд? (машинист)

–  Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.

Для этого кладу на каждый стол  заготовки частей тел различных животных и предлагаю:

-Ребята, каждая команда собирает свое фантастическое животное ,  которое объединит в себе все имеющиеся части и придумывает ему интересное

название.

Отмечаю каждое животное и предлагаю взять всех машинистов в путешествие. Например:  МедоМуроЛастоЗмей (туловище медведя, лапы муравья, хвост ласточки, голова змеи.)

 

–  Чтобы веселее было ехать, предлагаю спеть любимую песню «Мы едем, едем, едем в далекие края».

 

 

5 . Остановка «Сплюшкино»                                                                              

Здесь выходят пассажиры,   которые зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Предлагаю командам ответить на вопросы.

-Кто должен выйти из первого вагона? ( Медведь, еж).

–  Из второго? ( Никто.) Почему? (Они не впадают вспячку)

–  Из третьего? ( Все.)

–  Из четвертого? (Лягушка, уж, черепаха). Отмечаю каждую группу призами. Молодцы, великолепно. 

 

     6. . Физминутка.  Игра на внимание и ориентировку в пространстве   «Ты да я, мы - друзья!»

 

–  Давайте, проводим наших зверей. Представьте себя одним из этих живых существ и встаньте парами лицом друг к другу.

–  Прикоснитесь друг к другу правой рукой к щеке и погладьте друг друга на прощанье 4 раза.

–  Положите левую руку на плечо и дружески потормошите 6 раз.

–  Крепко пожмите  7 раз друг другу правую руку.

–  Подмигните друг другу левым глазом 5раз и 5 раз правым.

–  Поднимите обе руки над головой, помашите и сделайте прощальный жест.

   

 

7. Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся в

электричке пассажиров.  

  Команды, внимание!                                                                                                                                   - Назовите тех, чье название состоит из двух слогов и докажите:                                                                                                                   ( Бел – ка,  ли - са,  скво-рец, чай-ка).                                                                         Из трёх слогов: (Лас-точ-ка,  у-лит-ка).                                                                                Из одной слога. (Грач.)

Как можно по - другому доказать? (протопать, простучать, пропрыгать)

–  Что объединяет пассажиров второго вагона?

–  Перелетные птицы.

–  Я назову звук, а вы  и найдите его в названии оставшихся пассажиров и

определите место этого звука в слове (начало, конец, середина)

 

  8. Остановка «Понимайкино».

–  Наше путешествие подходит к  концу, и я хочу у вас спросить, можно ли научиться человеку у животных – младших наших братьев, а чему нельзя? Например, чем вам нравится белочка? Чему бы вы у неё поучились? Чему бы не стали учиться?

- Нравится ли  вам путешествие с животными?

-Отправились бы вы в путешествие?

- Кого бы  из животных  очень хотели бы взять собой? (мы не скажем, но покажем)

Предлагаю (по желанию детей) изобразить животных с помощью:

1 группа - кубиков Никитина;

2 группа – льдинок Воскобовича;

3 группа – конструктора « Криккоко»;

4 группа – палочек Кюзинера.

 

9.Сообщения детей о животных.

 

10. ИТОГ:

–  Я вас очень люблю, спасибо, у нас получилось интересное путешествие благодаря вам. Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.

- Понравилось ли вам наше путешествие. Я узнаю, если вы продолжите предложение.

Сегодня мне было интересно….

Мне понравилось….

Я узнал….

Мне было трудно…

 

 

 

 

повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья " Планета детства ", в которой в естественнонаучном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

1.2. Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей[27].

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов[14]

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе[17].

На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.

В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Информация о работе Аквариумные рыбки