Аквариумные рыбки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Знания являются основой формирования мировоззрений человека в том числе естественно – научного представления о живой и неживой природе. Знания являются основой формирования культуры человека и мотивов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования знаний.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения
1.1 Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
1.3 Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
2. Опытно – экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения
2.1 Выявление исходных данных сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
2.3 Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

аквариумные рыбки.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Ход занятия: в группу приносится новая рыбка ( карась), детям предлагается сравнить эту рыбку с теми, которые уже имеются в аквариуме (вуалехвост). Чтобы направить детей на сравнительный анализ, задаются дополнительные вопросы.

- похожи или не похожи эти рыбки?

- чем они не похожи друг на друга?

- какой формы тело у карася? (овальное)

- какое тело у вуалехвоста? (круглое, вздутое)

- какого цвета чешуя у карася?

- а у вуалехвоста?

- какие плавники у карася, длинные или короткие?

- плавники у вуалехвоста?

- чем похожи рыбки? (рассмотреть глаза, плавники на спине, животе и хвосте)

- где живут обе рыбки? (в воде, в аквариуме)

- чем мы кормим этих рыбок?

- сколько корма нужно давать рыбкам?

- как все рыбки едят корм?

- что мы делаем, чтобы рыбкам у нас хорошо жилось? ( чистим аквариум, доливаем свежую воду, поддуваем).

После этого рыбки помещаются в аквариум, осуществляется наблюдение за ними.

Мы считаем, что проведенный нами комплекс наблюдений с использованием педагогических условий позволит нам эффективно сформировать знания об аквариумных рыбках.

2.3 Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

 

Таблица. Результаты исследования контрольного эксперимента:

Максим Г.

По итогам констатирующего эксперимента был отнесен к высокому уровню; после контрольного этапа знания изменились, стали более качественными, но все равно соответствуют высокому уровню.

Данил М.

При выявлении знаний на констатирующем эксперименте был отнесен к низкому уровню; проведенная диагностика показала, что у ребенка знания не изменились и остались на низком уровне.

Аня Ш.

По итогам констатирующего эксперимента была отнесена к среднему уровню; произошли изменения в знаниях, но все равно осталась на среднем уровне.

Саша П.

По итогам констатирующего эксперимента был отнесен к низкому уровню; повторная диагностика контрольного эксперимента показала, что ребенок перешел на средний уровень, повысил свои знания по всем показателям.

Света К.

По итогам констатирующего эксперимента была отнесена к высокому уровню; после контрольного этапа знания изменились, стали более качественными, но все равно соответствуют высокому уровню.

Алина Н.

По итогам констатирующего эксперимента была отнесена к среднему уровню; повторная диагностика контрольного эксперимента показала, что ребенок перешел на высокий уровень, повысил свои знания по всем показателям.

Алеша Б.

По итогам констатирующего эксперимента был отнесен к среднему уровню; повторная диагностика контрольного эксперимента показала, что ребенок перешел на высокий уровень, и повысил свои знания по всем показателям.

Ксюша К.

По итогам констатирующего эксперимента была отнесена к высокому уровню; после контрольного этапа знания изменились, стали более качественными, но все равно соответствуют высокому уровню

Артем Ч.

По итогам констатирующего эксперимента был отнесен к среднему уровню; повторная диагностика контрольного эксперимента показала, что ребенок перешел на высокий уровень, и повысил свои знания по всем показателям

Дима Т.

При выявлении знаний на констатирующем эксперименте был отнесен к низкому уровню; повторная диагностика контрольного эксперимента показала, что ребенок перешел на средний уровень, повысил свои знания по всем показателям.

Костя Ц.

По итогам констатирующего эксперимента был отнесен к высокому уровню; после контрольного этапа знания изменились, стали более качественными, но все равно соответствуют высокому уровню.

 

 

Вывод: после использовании подобных видов наблюдений на занятиях, увеличилось количество детей достигших высокого уровня - трое детей (Алеша Б, Артем Ч, Алина Н), двое детей перешли на средний уровень (Дима Т, Саша П) на низком уровне остался один ребенок (Данил М) так как редко посещал детский сад. На каждом уровне произошли качественные изменения в структуре знаний. Дети стали задавать вопросы о жизни аквариумных рыбок и активно участвовать в процессе ухода за ними.


 

Заключение

Проанализировав психолого – педагогическую и методическую литературу, было установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование знаний о животных, так как это наиболее сензитивный период в умственном развитии дошкольников.

В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию знаний в дошкольном возрасте. В работах Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, А.П. Усовой – системных знаний, причем такой системы, в которой существенную роль играют общие знания.

Проблеме формирования знаний о животных посвящены работы таких педагогов как Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.М. Бондаренко, Л.А. Венгер. Данные авторы подчеркивают, что для успешного формирования знаний о животных необходим отобранный по содержанию материал, который наглядно представлен.

Для проведения опытно – экспериментальной работы по данной теме был отобран диагностический инструментарий из исследований И.Я. Лернера, С.Н. Николаевой, Т.М. Бондаренко, Н.Н. Поддькова. Отобранный диагностический инструментарий позволил выявит уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в опытно – экспериментальной работе и динамику в сформированности знаний об аквариумных рыбках. Разнообразные диагностические задания, беседы позволили выявить полноту, глубину, осознанность знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста.

Были разработаны методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения, которые позволят нам эффективно сформировать знания об аквариумных рыбках.

Работа по формированию знаний об аквариумных рыбках не является завершенной и должна быть продолжена. Практическая работа с детьми в ходе констатирующего и формирующего эксперимента может быть интересна для педагогов – воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.


Приложения

Характеристика аквариумных рыбок

Барбус огненный - обитатель северо-востока Индии и Бангладеш. Предпочитает стоячую и медленно текущую воду.

Длина до 15 сантиметров, в аквариуме до 8 сантиметров. Тело - вытянутый в длину овал, с боков утолщено, боковая линия неполная. Рот конечный, усиков нет.

У самца спина блестящего зеленого до оливково-зеленого цвета, бок и брюхо серебристые с желтоватым до красноватого отливом. В начале хвостового стебля черное пятно в золотистой окантовке. Плавники красноватые, спинной плавник с черным кончиком. Самец меньше самки, стройнее, в период нереста приобретает красный цвет.Самка от серо-зеленого до тускло-бронзового цвета, с почти бесцветными плавниками. Перед нерестом сильно полнеет.

Рыбы мирные, стайные, подвижные, занимают все слои воды. Чувствительны к недостаточному содержанию кислорода в воде. При нехватке растительного корма обкусывает мягкие листья растений.

Вода: 18-22 °С.

Сомик крапчатый или сомик обыкновенный - обитает в юго-восточной части Бразилии. Длина до 7 сантиметров. Тело от оливково-коричневого до оливково-зеленого цвета, на спине и боку различной величины черноватые пятна и мелкие пятнышки. Плавники серые с черными пятнышками и штрихами. Самец меньше и стройнее самки. Есть красноглазая альбиносная форма с розовой окраской тела.

Вода: 18-24 °С.

Меченосец (семейства пецилиевых) - длина самца (без меча) до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, утолщено с боков. У самца более стройное тело. Нижние лучи хвостового плавника сильно удлинены и своей формой напоминают меч. Тело самки более полное и высокое.

Основная окраска желтовато-зеленая, в отраженном свете отливает зеленым или голубым светом. От конца рыла через глаз до хвостового плавника идет зигзагообразная темная фиолетовая или пурпурно-красная полоса, окаймленная с обеих сторон узкими полосами, с начала зеленой, затем карминно-красной. Коричневая окантовка чешуи образует на теле сетчатый рисунок. Плавники зеленовато-желтые, на спинном плавнике мелкие красные до коричневых штрихи и пятна. Наиболее распространены красные меченосцы различной интенсивности окраски – от кирпичной до рубиновой. Более всего ценится интенсивно-красная, без светлых пятен на животе, с пигментом, заходящим на глаза. Красивы красные меченосцы с черными плавниками. У ситцевых меченосцев по красному фону разбросаны черные пятна, сливающиеся к хвосту. Меч самца оранжево-желтого цвета, но может быть зеленым или красным, с черной окантовкой. Самка окрашена бледнее. Наблюдается отдельное превращение самок в самцов, особенно при их отдельном от самцов содержании.

Гуппи - обитают в северной части Америки и на островах Барбадос и Тринидад. В результате искусственных акклиматизации распространились по всем континентам.

Длина самца природной формы до 3 сантиметров, самки до 6 сантиметров. У селекционных форм самец до 4,5 сантиметров, самка до 8 сантиметров. Тело самца вытянуто в длину, стройное, несколько уплощено с боков. Тело самки также вытянуто в длину, с более уплощенной с боков задней частью. Самец природной формы оливково-серый с многоцветными точками и пятнами, самка – серая с зеленоватым, оливковым или синеватым отливом.

Мирные рыбы, держатся в верхнем слое воды, могут выпрыгивать из нее.

Вода: 20-28 °С.

Пецилия широкоплавничная - обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой вдоль Мексиканского залива.

Длина самца до 10 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, довольно высокое. Спинной плавник широкий и высокий, у самца может превышать высоту тела.

Окраска сильно варьирует. Часто встречается темная спина, бок сверху коричневатый, снизу розовый или голубой, чешуя с перламутровым блеском с красными, голубыми, темно-зелеными или черными точками. На брюхе 6-7 темных полос. Горло и брюхо серебристо-белые. Спинной плавник светло-голубой с рядами черных точек и желтый до оранжевого цвета каймой. Хвостовой плавник снизу голубой, посередине голубовато-серый, сверху в оранжевых точках или с перламутровым блеском, может быть сверху зеленым с черными точками, в середине оранжево-желтым и снизу зелеными штрихами. Самка окрашена бледнее самца. Есть пегие и совершенно черные формы, а также альбиносы.

Путем скрещивания с моллиенезией парусной выведена порода с большим парусовидным спинным плавником с оранжевой каймой.

Мирные рыбы, но рыб с большими плавниками содержат отдельно, потому что рыбы с обычными плавниками могут их порвать. Содержать лучше группу с преобладанием самок.

Вода: 24-28 °С.

Черная молли или пецилия короткоплавничная - обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой. Длина самца до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, с высоким хвостовым стеблем, немного уплощено с боков.

Селекционеры вывели много цветных форм, в том числе черную, которую назвали черная молли.

Мирные рыбы, держатся в среднем и верхнем слоях воды, любят солнце или свет от ламп с высокой долей красных лучей.

Вода: 24-28 °С.

Кардинал(семейство карповые) - Обитают в ручьях с быстрым течением вблизи города Гуанчжоу(КНР).Длина до 4 сантиметров. Тело вытянуто в длину, стройное, в передней части немного уплощено с боков. Рот верхний.

Спина темно-коричневая с зеленоватым отливом, бок коричневый, брюх серебристо-белое. Посередине тела от рыла до хвостового плавника проходит две примыкающие друг к другу полосы. Верхняя узкая, золотистая, и нижняя широкая, темно-коричневая, которые заканчиваются у хвостового плавника черным пятном. Хвостовой плавник посередине красный со светло-желтыми, иногда бесцветными лопастями. Остальные плавники желтоватые с красной каймой за исключением грудного плавника, у которых кайма узкая, черная. Самец стройнее самки. Мирные, подвижные, стайные рыбы, держатся во всех слоях воды.Вода: 18-25 °С.

 

Открытое занятие «Царство животных» - по ознакомлению с окружающим с элементами ТРИЗ (подготовительная группа)

 

 

Программное содержание:

 

1.                      Продолжать расширять и углублять знания   детей о классификации

животных (звери, птицы, насекомые, земноводные).                  

   

      2.    Развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную      деятельность.

 

3. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к    природе.

 

Материалы:      1. Изображение электрички с четырьмя вагонами.

                                          2. Предметные картинки: звери (медведь, белка, еж, лиса),

птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные (лягушка, уж, черепаха, улитка), рыба (окунь).

3. Части тела всех вышеуказанных существ (голова,    

    туловище, лапы, хвост).

4. Символы животных, сигнальные карточки, призы.

5. Лист бумаги, цветные карандаши.                                                                                                                                                                         

                               6.Кубики Никитина « Собери узор», палочки Кьизенера,

                                   игра Воскобовича «Волшебные льдинки».

 

Технические средства:              магнитофон, запись песни «Голубой вагон».

 

 

Предварительная работа:               чтение художественной литературы: рассказы

Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого, русских народных сказок; проведение дидактических игр «Кто что делает, кто что ест», «Кто лишний»; загадывание загадок, беседы по теме.

         

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

I.                                 Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке

Продает она орешки

Лисичке- сестричке

Воробью, синичке.

Мишке толстопятому

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

 

2.   Звучит музыка (песня «Голубой вагон»).

 

–  Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?

    -На каком  транспорте можно путешествовать?

–  Я предлагаю отправиться на этом виде транспорта. Вы не  против?

  (На магнитной доске - изображение электропоезда с четырьмя вагонами).

-Как он называется? (Электропоезд)

-Вспомните, пожалуйста, какие  правила мы будем соблюдать в путешествии?

1)Уметь договариваться.

2) Работать сообща.

3)Слушать друг друга

4) Радоваться успеху товарища.                                                                                             

На столе возле  магнитной доски лежат предметные картинки с изображением животных.

 

          3.   -А кто это сидит на перроне и ждет посадки? (животные)

Как можно этих животных распределить на группы? (на зверей, птиц, насекомых, земноводных)

-Помогите мне рассадить всех  животных по своим вагонам.

Для этого каждый берет по одной картинке с изображением животного, подходит к доске и сажает его в свой вагон (в первый вагон - зверей, во второй вагон – птиц, в третий вагон - насекомых, в четвертый земноводных). После чего, садится за стол, где изображен ваш вид животного. 

Информация о работе Аквариумные рыбки