Аквариумные рыбки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Знания являются основой формирования мировоззрений человека в том числе естественно – научного представления о живой и неживой природе. Знания являются основой формирования культуры человека и мотивов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования знаний.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения
1.1 Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
1.3 Педагогические условия использования наблюдения в формировании у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках
2. Опытно – экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения
2.1 Выявление исходных данных сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
2.3 Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

аквариумные рыбки.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Беседа проводилась в свободное время в групповой комнате за столом, с каждым ребенком индивидуально.

Вопросы беседы:

- кто изображен на картинках?

- каких рыбок вы знаете?

- назовите части тела рыбки?

- в каких условиях живут рыбки?

- чем питаются?

- как нужно ухаживать за аквариумными рыбками?

Детям предлагается выполнить практическую часть задания. Дается книга – раскраска из серии «Аквариумные рыбки».

Результаты исследования:


 

Таблица.

Максим Г.

С заданием справился, знает многообразие аквариумных рыбок; узнает их по характерным особенностям внешнего вида, устанавливает связи между внешним видом и повадками; уверенно отвечает на поставленные вопросы в объяснительной речи, понимает значение ухода человека за аквариумными рыбками.

Данил М.

С заданием не справился, не большие по объему, не точные знания об аквариумных рыбках, не может установить связей между внешним видом и повадками; не уверенно отвечает на поставленные вопросы в объяснительной речи, не понимает значение ухода человека за аквариумными рыбками.

Аня Ш.

Частично справилась с заданием; имеет небольшие проблемы в знаниях многообразия аквариумных рыбок, не всегда узнает их по внешнему виду, ситуативно устанавливает зависимость между биологическим равновесием аквариума и нормальной жизнедеятельностью рыбок; способна к установлению некоторых связей и зависимостей в объяснительной речи, однако не всегда может растолковать их

Саша П.

С заданием не справился; имеет плохое представление о многообразии аквариумных рыбок, не может установить связи между внешним видом и повадками; не уверенно отвечает на поставленные вопросы в объяснительной речи, не осознает всей важности ухода человека за аквариумными рыбками.

Света К.

С заданием справилась; знания носит обобщенный характер; знает многообразие аквариумных рыбок, узнает их по внешнему виду; понимает зависимость между биологическим равновесием аквариума и нормальной жизнедеятельностью рыбок; способна к установлению некоторых связей и зависимостей в объяснительной речи.

Алина Н.

Частично справилась с заданием; знания носят частично – обобщенный характер; знает мало разновидностей аквариумных рыбок, не всегда узнает их по внешнему виду; испытывает затруднения в установлении связей между внешним видом и повадками; не всегда правильно отвечает на поставленный вопрос.

Алеша Б.

Частично справился с заданием; имеет небольшие проблемы в знаниях многообразия аквариумных рыбок; устанавливает связи между внешним видом и повадками; способен к установлению некоторых связей и зависимостей в объяснительной речи; однако не всегда может объяснить их

Ксюша К.

С заданием справилась; знает большое количество разновидностей рыбок; понимает зависимость между биологическим равновесием аквариума и нормальной жизнедеятельностью рыбок; уверенно отвечает на поставленные вопросы в объяснительной речи; подробно выделяет значение ухода человека за аквариумными рыбками, рассматривает объекты целостно, способна к обобщению

Артем Ч.

Частично справился с заданием; иметь небольшие проблемы в знаниях разновидностей аквариумных рыбок; не всегда узнает их по внешнему виду; ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей в объяснительной речи, однако не всегда может растолковать их; не совсем понимает значение ухода человека за аквариумными рыбками.

Дима Т.

С заданием не справился; не точные знания об аквариумных рыбках; не может установить связей между внешним видом и повадками; не уверенно отвечает на поставленные вопросы объяснительной речи; не понимает значение ухода человека за аквариумными рыбками

Костя Ц.

Успешно справился с требованиями программы, знания носят обобщенный характер; знает многообразие аквариумных рыбок, дает характеристику существенных признаков, узнает их по характерным особенностям внешнего вида, понимает зависимость между биологическим равновесием аквариума и нормальной жизнедеятельностью рыбок; уверенно отвечает на поставленные вопросы в объяснительной речи.

 

Всех исследуемых детей можно распределить на 3 уровня в соответствии имеющихся у них знаний об аквариумных рыбках

 

Таблица

1 уровень (высокий)

2 уровень (средний)

3 уровень (низкий)

Максим Г.

Артем Ч.

Дима Т.

Ксюша К.

Алеша Б.

Саша П.

Света К.

Алина Н.

Данил М.

 

Аня Ш.

 

 

Костя Ц.

 

 

 

Для выявления глубины знаний была провидена дидактическая игра «Кто где живет?»

Цель: установление связей между внешним видом и повадками, соотнести зависимость между биологическим равновесием и нормальной жизнедеятельность рыб.

Оборудование: картинка с изображение аквариума и с изображением моря, набор карточек с изображением водных обитателей.

Ход проведения:

Детям предлагается набор карточек с изображением различных водных обитателей и рисунки моря и аквариума.

Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Предлагаю детям выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунки моря и аквариума. Детям задается вопрос:

- По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Результаты исследования:

Из всех исследуемых (11) детей, полностью справились с заданием три ребенка (Максим Г., Света К., Ксюша К) – они отнесены к высокому уровню знаний о водных обитателях, устанавливают связь между внешним видом и повадками, сформированы знания о водных животных, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде.

Четверо детей частично справились с заданием (Алина Н., Алеша Б., Артем Ч., Костя Ц), знания носят частично – обобщенный характер, что соответствует среднему уровню знаний о водных обитателях; ситуативно устанавливают связь между внешним видом и повадками, имеют не совсем точные знания о приспособленности к жизни животных именно в водной среде.

Не справились с заданием четверо детей (Данил М., Аня Ш., Саша П., Дима Т) – они отнесены к низкому уровню знаний о водных обитателях, не могут установить связь между внешним видом и повадками, имеют не точные знания о приспособленности к жизни животных именно в водной среде.

 

 

Для выявления осознанности знаний было использовано игровое упражнение «Закончи предложение»

Цель: понимание связей и путей их получения, умение их доказывать, понимание принципа связей и механизм их становления. Осознаность знаний об уходе за аквариумными рыбками в объяснительной речи.

Ход проведения:

Я начинаю предложение и предлагаю детям закончить его.

- тело у рыб…какое? (обтекаемое)

- а покрыто оно… (чешуей)

- рыбы дышат…(жабрами)

- рыбы плавают с помощью…чего? (плавников, хвоста)

- люди кормят рыб… чем? (кормом)

- рыбки живут…(в воде, в аквариуме)

- кроме рыбок в аквариуме живут…(улитки, ракушки)

- человек должен за рыбками …что делать? (ухаживать, заботиться) уточнить у детей каким образом нужно ухаживать (убирать грязь с песка, протирать стены аквариума, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума)

Результаты исследования:

Из всех исследуемых детей (11), четверо справились с заданием (Максим Г, Света К, Ксюша К, Костя Ц) – они относятся к высокому уровню знаний; понимают принцип связей и механизм их становления, уверенно заканчивают предложение, понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками.

Пятеро детей частично справились с заданием (Алеша Б, Алина Н, Артем Ч, Аня Ш, Саша П), что характерно для среднего уровня знаний; не всегда правильно заканчивали предложение, не совсем понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками.

Не справились с заданием двое детей (Данил М, Дима Т) – они относятся к низкому уровню знаний; не понимают принцип связей и механизм их становления, не уверенно заканчивают предложение, не понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками.

Вывод: используемые на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы диагностические методы позволили получить определенные представления об имеющихся у детей знаний о аквариумных рыбках и определить их уровень, выявить имеющиеся проблемы, не точности.

Таким образом, результаты эксперимента показали необходимость в проведении целенаправленной педагогической работы в данном направлении.

2.2 Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения

Цель формирующего эксперимента: расширение, повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся в течении одного месяца 1 раз в неделю по 30 – 35 минут, с 11 детьми старшего дошкольного возраста.

1.                Занятие «Наблюдение за рыбкой в аквариуме».

Цель: познакомить с особенностями строения рыб; дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения; развивать наблюдательность при рассматривании рыбки; воспитывать бережное отношение к живым объектам.

Ход занятия: Детям напоминается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и говорится о том, что дети сегодня увидят золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны учиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было хорошо. Детям показывается золотая рыбка, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть. Рассказывает детям, что родина золотой рыбки - далекий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариуме. Детям предлагается внимательно рассмотреть тело рыбки.

-  Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

-  А какая у рыбки форма тела?

После того, как дети сами подумают и объяснят, как умеют, воспитатель говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как рыбка плавает.

- Что помогает рыбке при плавании? (Хвост, плавники.)

- Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону. Воспитатель показывает движение рыбки рукой и предлагает детям тоже руками повторить.

-На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.

-Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему? (У рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны.)

Воспитатель предлагает детям позвать рыбку и легонько постучать. Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.

-Рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды.

-В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок. Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум и поясняет, что рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

- Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм.

- Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка. Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм - дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

- Ребята, насыпьте в кормушку корм и легонько постучите по аквариуму. Если рыбки слышат наш стук, и в одно и то же время давать им корм, можно выработать у них привычку. На стук они будут подплывать к кормушке.

Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.

Воспитатель включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде.

-Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения? (Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом, чтобы растения насыщали воду кислородом). Воспитатель напоминает правила ухода за обитателями аквариума, рассматривает вместе с детьми предметы ухода за аквариумом и его обитателями.

2. Занятие «Рост и развитие рыб».

Цель: показать детям цикл развития рыб, дать представления о том, что все живое развивается на разных стадиях развития имеет разные формы.

Ход занятия: происходит обсуждение с детьми, как изменяется человек в течении жизни (сначала совсем маленький умещается в детской коляске, потом растет, с каждым годом становится все выше ростом, и вот уже взрослый человек). У детей выясняются, знают ли они, что происходит с рыбками? Как рыбы растут?

Детям раздаются картинки, и предлагается рассмотреть, что изображено на картинке. Они должны найти среди водорослей как – будто небольшое облачко. Это рыба отложила икру. Детям объясняется, что через некоторое время из икринок появляются крохотные рыбки – мальки. Когда они немного подрастут, то по форме и окраске будут похожи на взрослых рыб.

Раздаются другие картинки, на них изображены мальки и взрослые рыбы. Дети должны найти, где тут чьи дети, и раскрасить их так, чтобы они по цвету стали похожи на взрослых рыб. Стрелочкой нужно показать, как маленькая рыбка вырастает в большую. В конце занятия дается оценка работы детей.

Загадки про рыб:

У родителей и деток блещет в речке чистой

Вся одежда из монеток (рыбка) спинкой серебристой (рыбка)

3.Занятие «Знакомство с новыми рыбками и подготовка для них аквариума».

Цель: познакомить детей с новыми для них рыбками (меченосцами), создать для них условия, похожие на естественные; продолжать воспитывать интерес к рыбкам и желание заботиться о них.

Ход занятия: Воспитатель обращается к детям:

- Какие рыбки живут у нас в аквариуме? (дети называют) сегодня я принесла вам новых рыбок, посмотрите на них, рассмотрите их.

- Может быть, у кого то есть такие рыбки дома?

- Кто знает как они называются?(меченосцы).

Детям предлагается рассказать о особенностях внешнего вида этих рыб. Воспитатель вместе с детьми создает правильные условия жизни для рыбок в аквариуме. Детям задаются вопросы:

-Что мы должны положить на дно?

- Что сделать потом? (посадить растение, положить камешки, налить воды и т.д.)

- Где мы должны посадить эти растения? (валлиснерия)

- Почему к задней стенки аквариума?

- Как мы будем их сажать?

В только что залитый аквариум помещать сразу рыбок нельзя, надо чтобы растения в нем прижились; рыбки помещаются в другой аквариум. Производится наблюдение за ними. В конце занятия дается оценка работы детей.

4.Занятие «Сравнительное наблюдение за рыбами».

Цель: закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по окраске, величине, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбки ( местом обитания, кожным покровом, повадками, способом передвижения).

Информация о работе Аквариумные рыбки