Экономический потенциал Ульяновской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:00, реферат

Описание работы

Цель: Изучить географическое положение, экономику, климат и общее число полезных ископаемых Ульяновской области.
Задачи:
Выявить места наиболее редких полезных ископаемых.
Изучить экономический потенциал, климат и проблемы социального-экономического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Природно-ресурсный потенциал……………………………………………...5
2. Производственный потенциал………………………………………………...7
3. Трудовой потенциал…………………………………………………………...9
4. Научно-технический потенциал……………………………………………..10
5. Проблемы социально-экономического развития…………………………...12
6. Инфраструктуры……………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………....20
Библиографический список…………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Реферат.Эконом.потенциал.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Численность экономически активного населения, обеспечивающего предложение рабочей силы для организаций Ульяновской области, составляет 695 тысяч человек (52% от общей численности населения области). На начало 2010 года численность зарегистрированных безработных граждан в Ульяновской области по официальным данным составляла 14 184 человека, уровень регистрируемой безработицы – 2,03 %. Уровень естественного прироста населения (на 1000 человек населения) составляет минус 8,3, а  уровень миграционного прироста населения (на 1000 человек населения) - минус 27 человек. При этом значительный миграционный отток серьёзным образом снижает инвестиционную привлекательность области для потенциальных инвесторов. Демографические процессы характеризуются низкой рождаемостью, высоким уровнем смертности, снижением численности населения

 

Плотность населения  составляет 35,5 человека на 1 кв. км, что значительно выше, чем по России в целом (8,3 человека на 1 кв. км), и выше, чем в Приволжском федеральном округе (29,3 человека на 1 кв. км). Высокая плотность населения области, с одной стороны, формирует благоприятные предпосылки организации новых производств, но, с другой стороны, формирует напряжённость на рынке труда. В тоже время Ульяновская область могла  бы превратиться  в регион донор, Обладая выгодным расположением в центре Приволжского  Федерального Округа, имея широко разветвленную транспортную сеть; автомобильных, железнодорожных дорог и  судоходства. Обладая  плодородными  землями, а так же большим потенциалом рабочей силы. 

   Сельское население области  стремительно стареет, в поисках работы  молодежь уезжает в город или в другие регионы страны.  Из  выпускников школ остаются менее 10%, а в школах не редко по 6-10 чел. в классе.

Прибывшая  в город  молодежь, если получает образование, то  не  может его применить  на селе  из-за отсутствия рабочих мест. Тем временем  город  испытывает  перенасыщение в людских ресурсах, процент безработицы стабильно высок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инфраструктуры

 

Транспортная инфраструктура – существенный элемент национальной экономики. Комплексное развитие региона  невозможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на рациональное размещение производства и производительных сил общества.

При размещении производства учитывается потребность в перевозках,

количество готовой  продукции и ресурсов для ее изготовления, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. Транспортная инфраструктура играет важную роль в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из ключевых факторов привлечения инвестиций в регион, является значительным преимуществом для размещения производительных сил и дает, таким образом, интеграционный эффект.

Специфика транспорта как  сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в  ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По не-

которым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны. Так, в лесной и нефтяной отраслях промышленности они мо-

гут достигать 30% себестоимости продукции. Роль транспорта не сводится только к грузо и пассажиро-перевозкам, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем он считается одной из важнейших отраслей экономики. Транспортная система региона представляет собой территориальное объединение сети путей сообщения, технических средств и служб перевозок, которые, связывая все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивают реализацию транспортно-экономических отношений с целью успешного функционирования экономики страны в целом. Ключевую роль в создании единой транспортной системы региона играет развитие транспортной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура включает в себя следующие элементы: железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные  дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового море плавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

Процессный подход к  изучению модернизации транспортной инфраструктуры, позволяет сделать основной акцент на транспортные услуги как результат функционирования транспортной системы. Это условие определяет необходимость единой транспортной системы с универсальным органом государственного регулирования транспорта, гарантирующим ее сбалансированность и стабильность, а также рассмотрение особенностей видов транспорта с точки зрения разграничения движения пассажиров и грузов.

Рассмотрим развитие транспортной инфраструктуры Ульяновской области. Ульяновская область входит в состав Приволжского федерального округа. Выгодное экономико-географическое положение области, наличие разветвленной сети автомобильных и железных дорог, водной магистрали, а также научных центров и квалифицированных кадров оказали большое влияние на ее хозяйственную специализацию.

Ульяновская область  является крупным транспортным узлом. Через регион проходят авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений, а также международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. 121

Транспортная сеть региона  – общая сеть путей сообщения. Транспортные сети характеризуются  длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими

показателями.

В региональном центре находятся 2 крупных аэропорта: «Ульяновск-Центральный» и международный аэропорт «Восточный», осна-

щенные современным  радиоэлектронным и навигационным  оборудованием, позволяющим принимать  воздушные суда всех типов без  ограничений по метеоминимуму 1-й категории согласно Международной организации гражданской авиации ИКАО.

Главными авиакомпаниями, осуществляющими грузо и пассажиро-перевозки в Ульяновской области, являются ЗАО Авиакомпания «Волга-Днепр» и Авиакомпания «Полет». Авиакомпания «Волга-Днепр» входит в число мировых лидеров авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов весом до 120 тонн. Она имеет в своем парке 10 самолетов АН-124-100, 7 самолетов ИЛ-76 и 6 самолетов ЯК-40. Группа компаний «Волга-Днепр» контролирует, на сегодняшний день, 53% мировых перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов. Среди заказчиков компании такие гиганты мировой экономики, как General Electric, The Boeing Company, General Motors, Ford, BMW, Siemens, Рособоронэкспорт. Основой авиационного парка являются АН-124-100 «Руслан» (43% коммерчески эксплуатируемого парка «Русланов» в мире). Также в компании эксплуатируется уникальный самолет Ил-76, проект модернизации которого осуществила группа компаний «Волга-Днепр», за счет чего была увеличена полезная нагрузка самолета до 50 тонн. Согласно исследованиям, проведенным группой компаний, к 2015 году потребность компании в ИЛ-76ТД-90ВД возрастет до 20 самолетов. «Волга-Днепр»

будет удовлетворять  растущий спрос на перевозки этими  уникальными

авиалайнерами в рамках своей долгосрочной стратегии развития. Железнодорожные перевозки на территории региона осуществляет Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО

«РЖД».

Автомобильным транспортом  перевозится около 60% грузов и 40% пассажиров. Протяженность автомобильных дорог области составляет 7028 км, из них 96% – с твердым покрытием. Основным субъектом, имеющим лицензию на перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность, является ОАО «Ульяновский речной порт» .

Постановлением Правительства  РФ от 30 декабря 2009 года №1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» принято решение создать портовую особую экономическую зону на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на земельных участках, определяемых соглашением о создании портовой особой экономической зоны (ОЭЗ), площадью не более 1,2 км. кв., включая часть территории аэропорта Ульяновск-Восточный, с возможностью последующего увеличения территории портовой особой экономической зоны до 6,4 км. кв.

В соответствии с тем  же Федеральным законом особый режим  в портах действует на протяжении 20 лет. Ульяновская область получила преференцию на право применения особого режима в порту сроком на 49 лет. Одна из таких преференций заключается в возможности создания свободного таможенного склада на территории порта. Это позволяет хранить ввезенные товары без уплаты пошлины в течение трех лет. В сегодняшних условиях формирование ОЭЗ на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» позволит создать дополнительные мощности по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, созданию терминально-логистических и складских комплексов, значительному повышению уровня оказания транспортно-логистических услуг.

Проектное название ОЭЗ  на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» – «Волга-АвиаКарго». Предлагается реализовать проект до 2020 года.

Общий объем инвестиций в создание «Волга-АвиаКарго» составит около 20 млрд руб. Из них около 14 млрд руб. – частные инвестиции (в создание терминально-складского комплекса – 5 млрд руб., комплекса по ремонту и обслуживанию воздушных судов – 3,2 млрд руб., сборки сверхлегких реактивных самолетов – 5,1 млрд руб. и в прочие проекты – 1 млрд руб. По 3 млрд руб. составят инвестиции из федерального и областного бюджетов.

Решение о создании ОЭЗ  на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» ставит своей целью формирование базы общероссийского масштаба для ремонта и обслуживания воздушных судов. Развитие аэропорта «Ульяновск-Восточный» будет осуществляться по ряду основных направлений:

- организация технического  обслуживания и ремонта воздушных

судов;

- организация сборочного производства легких реактивных самоле-

тов Eclipse 500;

- развитие терминально-логистической  инфраструктуры.

Современные условия  требуют эффективного функционирования транспортной системы как на общероссийском уровне, так и в региональном аспекте. Создание оптимальной транспортной структуры позволит удовлетворить требования пользователей в перевозках с минимальными затратами времени и ресурсов при обеспечении высокого качества и безопасности. В связи с этим необходимо осуществить переход на качественно новые принципы функционирования транспортной системы с использованием современных разработок логистики как при создании транспортной инфраструктуры, так и в вопросах внедрения инновационных технологий в новых сегментах рынка транспортных услуг.

Таким образом, разработка транспортной инфраструктуры – сложный

и многогранный процесс, который требует разработки организационно-

экономического механизма  и структурирования с целью оптимизации  всех

социально-экономических  факторов, что непосредственно оказывает  значительное влияние на инвестиционную привлекательность Ульяновской

области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ульяновская область  по многим показателям является высоко развитым регионом России. Все месторождения полезных ископаемых, открытых на данной территории, связаны с осадочными отложениями, и особое место занимает нефть. Имеет выгодное географическое положение, наличие высокого природно-ресурсного потенциала, благоприятных агроклиматических условий, разветвленной сети автомобильных, железнодорожных и водных путей.

Регион граничит с индустриально развитыми районами России, с которыми установлены тесные торгово-экономические, производственные и социально-культурные связи, близость к минерально-сырьевым (топливно-энергетическим, металлургическим, химико-лесным) и сельскохозяйственным базам Центральной России, Урало-Поволжья и Западной Сибири, а также к рынкам сбыта продукции, благоприятно сказываются на социально-экономическое развитии и создают хорошие предпосылки для наращивания промышленного потенциала и ведения многоотраслевого сельского хозяйства. На территории области сформированы различные межотраслевые комплексы: машиностроение, лесопромышленный, агропромышленный, инфраструктурный и другие комплексы.

Исходя,  из всех социально-экономических показателей Ульяновская область может перестать быть дотационным регионом, а в перспективе стать регионом донором. Используя весь свой экономико-географический потенциал и проведя комплекс мер по устранению недостатков, это станет возможным.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Бородин О. В. Природные находки на территории Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья. Сборник научных трудов. Вып. 7. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 184-187.

2. Бородина Е.В. Человеческий капитал как основной источник эко-

номического роста , 2003. С.51-52.

3. Мингалева Ж. А. Развитие научно-технического и инновационного по-

тенциалов региона, 2006. С. 70-72.

4. Даудова, П. А. Воспроизводство трудового потенциала региона в

аспекте человеческого  развития / П. А. Даудова // Экономические науки.

Информация о работе Экономический потенциал Ульяновской области