Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.

Содержание

Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
4. Оценка природных ресурсов и условий района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.

Работа содержит 1 файл

География.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

                Легкая промышленность специализируется на выпуске шерстяных тканей. В Брянске действует камвольный комбинат, в Клинцах - суконные комбинаты. Функционируют пенькопрядильные фабрики и кожобъединение «Красный гигант».

           Промышленность строительных материалов выпускает для нужд области цемент, шифер, асбестоцементные трубы, стекло, отопительные радиаторы. К северу от Брянска действуют стекольные заводы и знаменитый Дятьковский хрустальный завод, ПО «Брянскцемент».

           Химико-лесной комплекс имеет небольшой удельный вес в составе промышленности: здесь производят минеральные удобрения, бумагу и картон на базе собственных ресурсов; действуют лесопильные, фанерные и мебельные предприятия. Развита пищевая промышленность (маслодельная, консервная), работающая в основном на собственном сырье.

           Ухудшение состояния окружающей среды требует проведения мероприятий по использованию неудобных земель, отказа от отводов наиболее ценных в сельскохозяйственном отношении земель, рекультивации нарушенных территорий, рационализации водопользования, мероприятий по улавливанию вредных выбросов промышленных предприятий.

            Во Владимирской области особое место занимают машиностроение, легкая и химическая промышленность. Доля машиностроения в структуре промышленности превысила 2/5. Область специализируется на производстве продукции транспортного, сельскохозяйственного, подъемнотранспортного машиностроения, электротехнической и приборостроительной промышленности. Удельный вес легкой промышленности имеет тенденцию к сокращению.

         Предприятия химической промышленности выпускают синтетические смолы и пластмассы, поливинилхлоридный пластик, стеклопластик и полимерную пленку.

        11

  Область славится народными промыслами — миниатюрной живописью и вышивкой (пос. Мстера). Гусь-Хрустальный, где издавна производились художественные изделия из хрусталя и цветного стекла, известен далеко за пределами страны.

          Промышленное производство сконцентрировано во Владимире Отрасль представляют тракторный завод (производство пропашного трактора «Владимирец»), химические предприятия, завод «Автоприбор». Другие промышленные центры: Ковров, где действует крупный завод экскаваторов, размещено производство чулочных автоматов, циферблатных весов, хлопчатобумажный комбинат; Муром, где находятся тепловозостроительный и радиозаводы, предприятия текстильной и деревоперерабатывающей промышленности.

         Имеются все предпосылки для развития сложившихся отраслей машиностроения — станкостроения, подъемно-транспортного и строительно-дорожного машиностроения, электротехнической, автомобильной и тракторной промышленности, производства технологического оборудования для легкой промышленности, а также предприятий легкой промышленности — хлопчатобумажной, льнопеньковой, шелковой, трикотажной и галантерейной. Принципиальное значение имеет развитие здесь новых предприятий пищевой промышленности и промышленности строительных материалов на собственной ресурсной базе.

         Область обслуживается Центральной энергосистемой и своих больших электростанций не имеет. Действует газопровод Нижний Новгород — Вязники — Ковров — Владимир. Область пересекают три широтные железные дороги: Александров — Иваново, Москва — Владимир — Нижний Новгород и Москва — Муром — Казань, а также автомобильная трасса Москва — Нижний Новгород.

         Ивановская область является крупнейшим в стране регионом текстильной промышленности. Основные центры хлопчатобумажной промышленности - Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Фурманов, Тейково, Родники. Льняная промышленность концентрируется в Приволжске, Кинешме, Вичуге и ряде других населенных пунктов.

Машиностроение  представлено текстильной отраслью, станкостроительной и строительно-дорожной. Крупнейшие предприятия машиностроения находятся в Иванове: ПО «Точприбор», «Ивтекмаш», заводы «Электроконтакт», им. Калинина, «Строймаш», автокранов, «Темп».

            Предприятия химической промышленности производят красители и кислоты для нужд текстильной промышленности; развивается нефтехимическая промышленность.

Большое значение имеет пищевая промышленность. Здесь  выпускают мясо-молочную продукцию, консервы и т. д. Отрасль развивается в значительной мере за счет собственных ресурсов.

Лесная и  деревообрабатывающая отрасли промышленности производят лесо- и пиломатериалы, мебель. Деревообрабатывающие предприятия сконцентрированы в основном в заволжской и юговосточной частях области.

            Промышленность строительных материалов производит строительный кирпич, сборные железобетонные конструкции и детали; важное значение для развития экономики области имеет наращивание мощностей промышленности строительных материалов и стройиндустрии на собственной ресурсной базе.

            Топливно-энергетический комплекс развивается за счет собственного сырья (Комсомольская станция на торфе близ Иванова, газопровод Саратов — Нижний Новгород — Череповец). Дефицит в электроэнергии покрывается из Центральной энергосистемы европейской части страны.

           Всемирную известность имеют Палех и Холуй, старинные центры жудожественных промыслов (роспись лаковых изделий, миниатюрная живопись).

         Основная железнодорожная линия области: Москва — Иваново- Кинешма.

         Основная доля экспортных поставок (свыше 87%) приходите продукцию текстильной промышленности, которая поступает главным образом в страны Восточной Европы. Имеются предпосылки для создания совместных с инофирмами предприятий в текстильной

12

промышленности, машиностроении с использованием передовых технологий в целях повышения конкурентоспособности в условиях перехода к рыночным отношениям.

          В хозяйственном комплексе Калужской области ведущее место  занимают машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, деревообработка и промышленность строительных материале.Машиностроение сосредоточено в Калуге (заводы машиностроительный, турбинный, электротехнический и др.), Людинове (тепловозостроение), Кирове (литёйно-механические, чугунолитейные заводы*

        Легкая  промышленность представлена швейными и обувными фабриками в Калуге, Кондрове, Кирове, Сухиничах, суконной фабрикой в Боровске, трикотажными фабриками в Калуге и Боровске, • сколькими ткацкими фабриками и льнозаводами. Наиболее актуальная проблема — создание современной, высокоэффективной трикотажной промышленности.

Ведущие предприятия  деревообрабатывающей промышленности работают на местном и привозном сырье: спичечно-мебельный комбинат «Гигант» в Калуге, целлюлозно-бумажный в Кондрове, целый ряд фанерных заводов, домостроительных, мебельных и бумажных фабрик. В целом отрасль достаточно перспективна.

           Промышленность строительных материалов производит стек строительный фаянс, кирпич и др. Основные производства: стекольные заводы в Козельске, Калуге, пос. Елинский, фабрика строительного фаянса в Кирове, заводы силикатного кирпича в Калуге, Мажярославцеве и др. Существует возможность создания новых мощности учетом расширения добычи местного строительного сырья.

           В пищевой промышленности функционируют многочисленные молочные заводы, мясокомбинат в Калуге, завод овощных консервов в Сухиничах, несколько крахмальных заводов.

В области  действует Обнинская АЭС. Потребности  в электроэнергии покрываются за счет Центральной энергосистемы.

           В структуре грузооборота ведущее место занимают автомобильный и железнодорожный транспорт; по территории области проходят основные транспортные магистрали, связывающие Москву с южными рай нами страны. Основная задача — модернизация транспортной систем области для Осуществления транзитных перевозок грузов, а также расширение строительства автомобильных дорог с твердым покрытием.

            Совершенствование территориальной организации хозяйства области связывается с преимущественным развитием машиностроения и легкой промышленности в малых городах северо-восточной (Малоярославец, Боровск) и юго-западной (Сухиничи, Киров, Козельск, Людиново, Спас-Деменск, Балабаново) частей области. Из области экспортируются продукция машиностроения, хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани.

В структуре  промышленного производства Костромской  области выделяются такие отрасли, как машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и бумажная, легкая и пищевая.

           На предприятиях машиностроения производятся металлорежущие, деревообрабатывающие станки, экскаваторы, прядильные машины и х. д. Крупнейшие заводы отрасли — экскаваторный, судомеханический, текстильных машин, станкостроительный, «Строймашина».

          Углубление специализации промышленности области в перспективе связывается с дальнейшим развитием прогрессивных отраслей машиностроения как за счет нового строительства, так и путем интенсификации действующих мощностей строительно-дорожного машиностроения, производства оборудования для легкой промышленности. Важное значение для области имеет развитие специализированных мощностей по производству изделий и услуг общемашиностроительного назначения.

               Ведущее место в экономике области занимает лесной комплекс. Здесь производятся древесноволокнистые и древесностружечные плиты, картон. Наиболее крупные леспромхозы — Понизовский, Буйский, Мантуровский, Галичский и др.; домостроительный комбинат действует в Шарье, лесозаводы — в Нее, Мантурове, фанерные заводы — в Костроме, Мантурове, бумажная фабрика — в Александрове.

          13

  Промышленность строительных материалов производит сборные железобетонные конструкции к детали, строительный кирпич, стекло, щебень, гравий.

Пищевая промышленность представлена маслодельными, сыроваренными заводами, крупяными фабриками, мясокомбинатами.

Легкая промышленность представлена швейной, трикотажной, обувной отраслями. Льняная промышленность развивается на собственной сырьевой базе (Кострома, Нерехта).

В области  действует одна из крупнейших в Центральном районе Костромская ГРЭС; дефицит электроэнергии покрывается за счет ее передачи из системы Мосэнерго.

           Основные железнодорожные магистрали: Буй - Мантурово - Киров, Москва — Кострома, Кострома — Галич. Осуществляются перевозки грузов и пассажиров по Волге.

Внешнеэкономические поставки области: запасные части, пиломатериалы и др. Создание совместных с инофирмами предприятий наиболее эффективно в легкой промышленности, лесном комплексе и машиностроении. 

             Хозяйственный комплекс Орловской области специализируется на производстве продукции машиностроения, черной металлургии, легкой и пищевой промышленности, Машиностроение и металлообработка сконцентрированы в основном в областном центре. В Орле выпускают текстильные машины, приборы, часы, оборудование для пищевой промышленности и др. В Ливнах производят гидромашины, противопожарное оборудование. В Мценске действует филиал ЗИЛа. Основные машиностроительные предприятия области: ПО «Орловский завод УВМ им. К.Н. Руднева», «Орелтекмаш», «Промприбор», «Дормаш», «Ливгидромаш», «Кожобувьмаш», «Автограф», «Продмаш» и др.

            Черная металлургия представлена в основном сталепрокатным производством (Орел).

           В легкой промышленности действуют швейные, обувные и трикотажные фабрики — в Орле, Ливнах, пенькозаводы по переработке конопли — в Волхове, Новосиле, ДмитровскеОрловском.

          Промышленность строительных материалов представлена заводами железобетонных изделий, цемента, строительных деталей в Орле, кирпичными заводами в Ливнах и Мценске. Существуют возможности для создания новых мощностей по производству железобетонных изделий и конструкций, кирпича.

Пищевая промышленность включает овощеконсервные, маслодельные и мясоперерабатывающие предприятия, сахарные заводы (в Ливнах и Залегощи). Удобные транспортные связи делают целесообразным интенсивное развитие данной отрасли, в том числе и на привозном сырье.

         Принципиальное значение имеет приоритетное развитие транспортного строительства, особенно ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием для обеспечения внутриобластных экономических связей.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района