Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:19, реферат
Характерной чертой московской промышленности есть высокая концентрация производства. В Москве можно выделить две основные группы отраслей. К первой группе относятся отрасли, формирующие народнохозяйственную основу города, определяющую его значение в общероссийском разделении общественного труда. Это промышленность, наука, высшее и среднее специальное образование, уникальные виды обслуживания населения, административно-хозяйственная деятельность.
Ко второй группе принадлежат отрасли градообслуживающей сферы. Основу градообразующего комплекса столицы составляет промышленность. Она занимает первое место и по числу занятых в ней москвичей - каждый четвертый.
Машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая промышленность являются отраслями специализации Московского региона. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.
1. Значение Московского региона в экономике Российской Федерации.
2. Народнохозяйственный комплекс.
2.1. Структура народнохозяйственного комплекса.
2.2. Машиностроение.
2.3. Химическая промышленность.
2.4. Легкая промышленность.
3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.
Экономико-географическая характеристика
Московского
региона.
План.
1. Значение Московского
региона в экономике
2. Народнохозяйственный комплекс.
2.1. Структура
народнохозяйственного
2.2. Машиностроение.
2.3. Химическая промышленность.
2.4. Легкая промышленность.
3. Проблемы и
прогнозы дальнейшего развития
Московского региона.
1. Значение Московского региона в экономике Российской Федерации.
Москва́ — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и Европы (население на 1 января 2012 года — 11 629 116 человек), по этому показателю входит в десятку крупнейших городов мира. Москва - крупный транспортный узел, где находятся 3 крупных речных порта, 4 аэропорта, сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных дорог. Городской транспорт включает в себя более 160 станций метро протяженностью более 400 км.
В Москве сложился
солидный производственный и научно-технический
потенциал, развитая инфраструктура, есть
высококвалифицированный
У москвичей,
по статистике, более высокие
доходы по сравнению с
На проходившей
в июне 1997 года конференции “Москва
и рынок” мэр Москвы Ю. Лужков
в своем докладе перед видными
политическими деятелями и
Поступления в
городской бюджет в виде налогов
с прибыли промышленных предприятий
(35%) напрямую связаны с долей отрасли
в структуре промышленного
Характерной чертой московской промышленности была высокая концентрация производства. В самом начале ХХ века, когда предприятие с числом работающих 500 человек считалось крупным, на Прохоровской мануфактуре (ныне “Трехгорная мануфактура “) работало более 2000 человек. Такое же количество работающих было на ситценабивной фабрике. Практически каждый третий рабочий Москвы работал на 22 крупнейших предприятиях с численностью. В 1910 году в Москве превалировала легкая и пищевая промышленность. Из 909 крупных предприятий города лишь 227 (или каждое четвертое) относились к машиностроению и металлообработке. Тем не менее, уже тогда имелись крупные заводы: металлургический Гужона (ныне завод “Серп и молот”), братьев Бромлей (завод “Красный пролетарий”), Дангауэра и Кайзера (завод “Компрессор”) и др.
По общему объему промышленного производства Москва занимала 2-е место в стране после Петербурга. И все же долгое время она оставалась “ ситцевой“ Москвой, в отличие от тогдашней столицы, где индустрию города определяли крупные машиностроительные заводы. Сегодня промышленность города носит масштабный многоотраслевой характер. Это около тысячи производственных объединений, заводов, комбинатов, фабрик. В силу необеспеченности собственными ресурсами большое влияние на ее развитие оказывают поставки материалов, сырья, топлива, энергии из других экономических районов. Этим в значительной степени определяется развитие нематериалоемких и неэнергоемких отраслей.
Московская
область - высокоразвитый индустриальный
регион. Ведущую роль в экономике
области занимает
В отраслевой структуре
произведенного национального дохода
промышленная продукция составляет
44,4 %, в экспорте наибольший удельный
вес приходится на предприятия химической
и нефтехимической
Московская область по уровню промышленного потенциала уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу с областью.
Отраслевая структура
промышленного производства Московской
области (см. диаграмму приложения 2) характеризуется
еще большим, чем в Москве, удельным весом
машиностроения и металлообработки (36%),
легкой промышленности (12%), химической
промышленности (8%). Пищевая промышленность,
напротив, составляет только 10% в общем
объеме промышленного производства.
2. Народнохозяйственный комплекс.
2.1.
Структура
Являясь самым крупным городом Российской Федерации, в котором наиболее ярко выражены все особенности и тенденции современного этапа урбанизации, Москва играет огромную роль в народнохозяйственном комплексе страны. Как и в любом крупном городе, в Москве можно выделить две основные группы отраслей. К первой группе относятся отрасли, формирующие народнохозяйственную основу города, определяющую его значение в общероссийском разделении общественного труда. Это промышленность, наука, высшее и среднее специальное образование, уникальные виды обслуживания населения, административно-хозяйственная деятельность.
Ко второй
группе принадлежат отрасли
Основу градообразующего комплекса столицы составляет промышленность. Она занимает первое место и по числу занятых в ней москвичей - каждый четвертый.
Машиностроение,
химическая и нефтехимическая
2.2. Машиностроение.
Автомобильная промышленность является одной из важнейших подотраслей машиностроения. Ее крупнейшие представители - АО “Москвич” (бывший АЗЛК), производящий легковые автомобили, и ЗИЛ, который специализируется на выпуске грузовых машин.
Совсем недавно
АО “Москвич” - предприятие, выпускавшее
“народный автомобиль”
Разработанная при непосредственном участии Департамента науки и промышленной политики столичного правительства, программа по выходу завода из кризиса предусматривает ориентацию предприятия на высокоэффективное сборочное производство в тесном взаимодействии с рядом иностранных автомобильных компаний. Но сначала нужно решить проблему содержания социальной инфраструктуры, отвлекающей немало финансовых ресурсов предприятия и делающей сегодня производство автомобиля поистине “золотым”. По словам начальника управления делами АО “Москвич” Евгения Гассана, в процессе уже начавшейся реструктуризации завода подавляющее большинство социальных объектов - детские сады, общежития, земельные участки - будут переданы на баланс города. Но ни один объект непроизводственной сферы, как уверяет руководство, не будет “продан за гроши”, как пишут СМИ.
Прежде всего,
намечено ликвидировать
Практически завершена разработка “42-й”, более совершенной модели, которую тоже намечено запустить в серийное производство. Ну а кроме того, получит развитие изготовление малотоннажных погрузчиков грузоподъемностью до 4 тонн (в количестве не менее 15 тысяч), спрос на которые растет. Разработана и новая модель автомобиля “Москвич” с современным кузовом типа “Седан”, серийный выпуск ее планируется на IV квартал 1997 года.
Начата работа
по выпуску престижных
Не менее
широкие перспективы для
С момента январского “запуска” завода уже изготовлено (к середине апреля) свыше 450 автомобилей и более 600 кузовов. Всего намечено выпустить около 80 тысяч автомобилей - по 40 тысяч, соответственно, с двигателями “ВАЗ” и “Рено”. Производственные мощности позволяют производить здесь до 120 тысяч автомобилей ежегодно, так что примерно 2/3 этих мощностей намечается загрузить уже в текущем году.
Ситуация с заводом подпитывается еще и растущими как снежный ком пени на долги. Хотя, если бы кредиторы мыслили здраво, они больше других заинтересованы в том, чтобы “Москвич” скорейшим образом вышел из “кризисной полосы” и стал действительно конкурентоспособным рыночным предприятием России. [1, cтр. 4].
Еще одним
автомобильным гигантом Москвы
является автомобильный завод
И. А. Лихачева (ЗИЛ). Как и многие
столичные предприятия, он
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Московского региона