Экономико-географическая характеристика Московского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

Характерной чертой московской промышленности есть высокая концентрация производства. В Москве можно выделить две основные группы отраслей. К первой группе относятся отрасли, формирующие народнохозяйственную основу города, определяющую его значение в общероссийском разделении общественного труда. Это промышленность, наука, высшее и среднее специальное образование, уникальные виды обслуживания населения, административно-хозяйственная деятельность.
Ко второй группе принадлежат отрасли градообслуживающей сферы. Основу градообразующего комплекса столицы составляет промышленность. Она занимает первое место и по числу занятых в ней москвичей - каждый четвертый.
Машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая промышленность являются отраслями специализации Московского региона. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.

Содержание

1. Значение Московского региона в экономике Российской Федерации.
2. Народнохозяйственный комплекс.
2.1. Структура народнохозяйственного комплекса.
2.2. Машиностроение.
2.3. Химическая промышленность.
2.4. Легкая промышленность.
3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.53 Кб (Скачать)

 Предприятия  Подмосковья являются крупнейшими,  а в ряде случаев единственными  в Российской Федерации производителями  тепловозов, вагонов метрополитена,  электропоездов, автобусов и другой  продукции.  

В числе основных предприятий машиностроения: Коломенские заводы тепловозостроительный и тяжелого станкостроения, Мытищинский “Метровагонмаш”, Подольский машиностроительный  и электромеханический заводы, Люберецкий завод сельскохозяйственных машин им. Ухтомского, Ликино-Дулевский автобусный и др. (см. картосхему).  

В 1958 году в связи  со специализацией автозавода им. Лихачева на выпуске грузовых машин было принято  постановление о переводе производства автобусов с ЗИЛа на ЛиМЗ, который с этого времени стал называться Ликинским автомобильным заводом - ЛиАЗ. В первые 10 лет эксплуатации завода было выпущено 50000 автобусов. Начиная с 1965 года ежегодное производство автобусов достигало 6200 штук при 5200 работающих. А в 1975 году с конвейера сошло 10000 автобусов, на заводе работало около 8000 человек. На базе моделей ЛиАЗ-677 создано целое семейство автобусов - городские, пригородные, экскурсионные, перронные для перевозки пассажиров в аэропортах.

Мытищинский машиностроительный завод - ныне “Метровагонмаш”, отметивший в этом году свое столетие, по праву называют флагманом российского машиностроения. С момента открытия Московского метро его основной маркой стал выпуск метровагонов. Сегодня в непростых условиях рынка завод удерживает имидж одного из ведущих поставщиков как гражданской, так и военной техники. Его продукция - современные комфортабельные трамвайные вагоны, вагоны метро, прицепы к легковым автомобилям, автосамосвалы - можно увидеть не только в России, но и далеко за ее пределами: Венгрия , Чехословакия, Иран Индия, Китай и др. Причем продукция становится все более конкурентоспособной. По состоянию на 1 апреля 1997 года предприятие является рентабельным, не имеет задолженностей перед федеральным и местным бюджетами, регулярно выплачивает заработную плату.     

 Подольский  машиностроительный завод не  только устоял под тяжестью  налогов и конверсии , но и расширил свое производство. Только в прошлом году на завод принято 800 человек. Основная его продукция по-прежнему котлы и оборудование для электростанций, но одновременно налажен выпуск электродов, металлической черепицы, выпуск оборудования для саун и котлов для индивидуальных домов, работающих на 5 видах топлива. Завод имеет сертификаты - европейский, американский, и готов выполнять заказы для любых стран.    

 Несмотря  на то, что  за 8 месяцев текущего года объем промышленной продукции предприятий Московской области составил 98,4% от  объема соответствующего периода прошлого года. В целом по Подмосковью по сравнению с январем - августом 1996 года в соответствующем периоде 1997 года наблюдался рост объема промышленного производства в машиностроении и металлообработке (107%) . В частности выпуск грузовых автомобилей возрос в 2,2 раза, в т.ч. в АО” Давыдово“(Орехово - район) -в 3 раза; легковых автомобилей в АО”Автоваз “( г. Серпухов)- почти в 3 раза, вагонов электропоездов в АООТ “ Демиховский машзавод“- на 48,6%, кранов на автомобильном ходу в АОЗТ “БАКМ”(г. Балашиха) - на 80%.     

 Москва - Родина  отечественного авиастроения. Начало  развития отечественного авиастроения  было положено в 1909 году Н.  Е. Жуковым,  который был инициатором подготовки  летного  поля на Ходынке и подготовил группу русских авиаторов на базе Московского Императорского технического училища (МВТУ им. Баумана). Официальной датой рождения гражданской авиации считается 9 февраля 1923 года, когда было принято Постановление Правительства страны об организации гражданской авиации как отрасли народного хозяйства. Основу отечественного авиастроения составляют ведущие промышленные предприятия и конструкторские бюро (КБ): Государственная корпорация МАПО “МИГ”, Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, АО “ОКБ Сухого”, “ОКБ Яковлева” и др.   Московское авиационное производственное объединение (МАПО). К началу 1918 года в России сохранилось  только 18 действующих маломощных авиационных предприятия, в том числе 11 самолетостроительных, 5 моторостроительных и 2 пропеллерных, на которых было занято 10 тысяч человек. Насчитывалось только 226 исправных и 228 неисправных аэропланов. Благодаря усилиям конструкторов и мастеров на заводе  №1 уже в 1928 году было изготовлено 385 истребителей. До 1944 года было изготовлено 5645 самолетов - разведчиков  Р-5.     

 Самолет У-2 (конструктор Поликарпов) широко  применялся в сельском и лесном  хозяйстве, для аэрофотосъемок, санитарных  перевозок, как связной самолет.  С 1928 по 1953 г.г. было построено  около 55 тысяч самолетов.      

 Завод №1  являлся головным в авиастроении. Под руководством Генерального  конструктора С.В.Ильюшина были  разработаны пассажирские и боевые  самолеты ИЛ, вынесшие основную  тяжесть в Великой Отечественной  войне. В 1939 году был создан  конструкторский отдел под руководством  А. И. Микояна и М. И. Гуревича, и уже в 1940 году на заводе  было изготовлено 100 самолетов  истребителей МИГ- 1 , а в 1941 году  был налажен  выпуск по 25 единиц ежедневно. Остается восхищаться поистине трудовым подвигом ученых, конструкторов и рабочих, занятых в авиастроении.     На протяжении последних трех десятилетий самолетостроительная фирма специализируется на производстве истребителей МИГ-21 (23, 29). Около 3 тысяч самолетов были поставлены в 40 государств Восточной и Западной Европы,  Азии,  Африки, Латинской Америки.

В 1960 - 1980 г.г. завод  принимал активное участие в строительстве  крупных гражданских объектов - элементы металлоконструкций Кремлевского Дворца Съездов, гостиницы “Россия”, кинотеатра “Россия”, Останкинской телебашни.    

 При участии  МАПО построен авиационный завод  в Индии, оказана техническая  помощь в выпуске  МиГов в КНДР.    

 “ОКБ МиГ”  является пионером в разработке  катапультного кресла для спасения  летчиков. Самолеты МиГ-29 имеют двигатели, превышающие по своей мощности 10000 кг-с и развивают скорость более 130 км/ч при нулевой высоте. МиГ-29К впервые в мире был сконструирован с парковкой на авианесущий крейсер, для чего крылья самолета были выполнены складными. МиГи экспортировались в Алжир, Иран, Ливию, Сирию, Германию, КНР и Южную Корею.    

 Теперь Государственная  корпорация МАПО “МиГ” с помощью  высокоточных технологий, уникального  сварочного оборудования и металлообработки, квалифицированных кадров решает  в комплексе задачи военного  и гражданского самолетостроения, конверсии, а также  большое внимание уделяется производству товаров народного потребления.      

 Известный  во всем мире авиаконструктор  С.В.Ильюшин создал в 1933 году  ЦКБ на Московском авиационном  заводе №39, который в годы ВОВ  был эвакуирован в Куйбышев. После  возвращения из эвакуации основная  производственная база была расположена  на Красноармейской улице, а  затем на Ленинградском проспекте.  Выдающуюся роль в годы войны  сыграл легендарный бронированный  штурмовик ИЛ - 2. Было выпущено  почти 7 тысяч бомбардировщиков, более 41 тысячи штурмовиков ИЛ - 2 и ИЛ-10, что составляло 1/3 боевых  самолетов ВВС.    

 В 1946 году  был построен первый пассажирский  самолет ИЛ-12, затем в 1950 году - ИЛ-14.    

 Значительным  вкладом в развитие отечественной  транспортной авиации стало создание  реактивного транспортного самолета  ИЛ-76ДТ. Большие транспортные возможности,  высокая степень механизации  погрузо-разгрузочных работ, способность  базироваться на бетонированных  и грунтовых аэродромах ограниченных  размеров были ярко продемонстрированы  во время полетов в Арктику  и Антарктиду. Пассажирские самолеты  ИЛ-96 и ИЛ-114 сыграли большую роль  в развитии перевозок пассажиров  и грузов, в народном хозяйстве.     

 В трудных  условиях, которые переживает отечественная промышленность, на фирме разработана программа развития гражданской авиатехники на предстоящее десятилетие, которая базируется на тесном сотрудничестве отечественных и зарубежных партнеров. Эта программа предусматривает модернизацию самолетов ИЛ за счет установки современных экономичных двигателей, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования иностранного производства. Так, лайнер ИЛ-96М оснащен двигателями фирмы “Прат-Уитни” и авионикой фирмы “Коллинз”. В 1994 году создан легкий самолет ИЛ-103 с двигателем “Теледайн Континенталь Моторс”, предназначенный для перевозки трех - четырех человек или 270 кг груза, которые незаменимы в бизнес - полетах, а также при полетах в чрезвычайных ситуациях.    

 В 1893 году  русский спортсмен и предприниматель  Ю.А.Меллер задался идеей распространить велосипеды в России и организовал на Ямском поле мастерскую. В 1895 году им было выпущено 150 велосипедов. Через 3 года мастерская была преобразована в завод “Дукс” (по латыни “вождь”). К 1900 году было выпущено более 11 тысяч велосипедов. В 1904 году было налажено производство парамобилей, мотоциклов, мотодрезин. В 1909 году на заводе был изготовлен первый самолет, а со следующего года начался серийный выпуск самолетов по лицензии французской фирмы “Фарман”. С 1930 года производственные корпуса на Ходынском поле начинают выпуск вооружения, а в дальнейшем приобретают ракетный профиль.  Цеха точного литья поставляли огромную номенклатуру(500 - 600 наименований) деталей своему заводу и другим заводам авиационной промышленности. Было освоено изготовление некоторых деталей и узлов сельскохозяйственных машин. Применение клеящего материала БФ дало возможность выполнять работы по ремонту и изготовлению гребных винтов, деталей тракторов и комбайнов, баков для хранения авиатоплива в арктических условиях.    

 В1992 году  предприятие было преобразовано  в акционерное общество АО  “Дукс”. Ныне одним из главных направлений развития производства  в АО “Дукс” стало изготовление постоянно расширяющегося ассортимента бытовой техники. В последние годы завод выпускает в основном вооружение (бомбардировщики) и имеет около 160 заказчиков. Для изготовления столь разнообразной продукции необходимо не только изготавливать детали, но и получать от поставщиков комплектующие изделия. Таких поставщиков, отечественных и зарубежных, у завода около 600. Так, для производства пылесосов Китай поставляет подшипники, Индия - отделочную пленку, Швеция - пластмассу. Начиная с 50-х годов завод выпустил около 10 млн. пылесосов. Осваивается беспыльный пескоструйный аппарат для обработки различных поверхностей, универсальные деревообрабатывающие станки, приборы и аппаратура для красильно-отделочного оборудования. Таким образом, завод на деле осуществляет конверсию.

ОАО “ОКБ  им. П. О. Сухого”. По разработкам Сухого П.О. (ученика Туполева А.Н.) сконструирован и запущен в производство рекордной дальности самолет-истребитель с убирающимися шасси. Самолеты СУ-2 (одно- и двухместные штурмовики) сыграли большую роль в ВОВ.    

 В 1948 году  всего за 4 месяца был сконструирован  истребитель-перехватчик, развивающий  скорость 705 км/ч на высоте 12 км  с турбореактивным двигателем. Во  время испытаний почти была  достигнута скорость звука. Но  в 1949 году КБ было закрыто  и восстановлено только в 1953 году на территории Центрального  аэродрома. Уже в 1955 году истребитель  “Стрела" развивал скорость 2120 км/час на высоте 17 километров. Для нужд авиации ПВО был сконструирован истребитель перехватчик с треугольным крылом. В период конструирования сверхзвукового ракетоносителя  было использовано около 600 изобретений. Масса самолета составляет 55 тонн, он изготовлен из титана. Крейсерная скорость достигала 3200 км/ч на высоте 20 км. Потенциальный объем мирового рынка таких машин - 1500-2000 самолетов при стоимости 120-140 тысяч долларов.    

 В то время  как происходит разрушение ВПК страны “ОКБ Сухого” ценой огромных усилий сохраняет свой научно-технический потенциал, находящийся выше мирового уровня (опережает на 15 лет), удерживает лидирующее положение в самолетостроении России.    

 Последняя  разработка “ОКБ им. П. О. Сухого” - истребитель СУ-35, способный выполнять сверхсложный комплекс фигур, который пока неподвластен зарубежным боевым самолетам. Это знаменитые “кобра” и “хук” (“кобра” на вираже), а также “бочки” на вертикалях, полет “на спине”, разнообразные петли. СУ-35 представляет собой многофункциональную боевую машину, созданную на основе глубокой и всесторонней модернизации СУ-27. Скорость ее полета у земли - 1400 км/ч, на высоте - 2500 км/ч. Практический потолок - 18 км. Дальность полета - более 4000 км, а с одной дозаправкой в воздухе - более 6500 км. Он предназначен как для ближнего высокоманевренного боя, так и для нанесения дальних высокоточных и мощных ударов по наземным либо морским целям. Машина оснащена самыми современными ракетами, бомбами, реактивными снарядами и пушкой. Общая боевая нагрузка достигает 8000 кг! Лучшие истребители мира СУ-27 и СУ-35 принимают участие в авиасалонах в Бурже. Уже сегодня налажено серийное производство СУ-30МК, также сконструированного на базе СУ-27. Этот истребитель вызывает весьма большой интерес на мировом авиарынке. Самое убедительное тому свидетельство - недавнее решение Индии закупить 40 машин такого типа. Сделка оценивается в более чем 1,5 млрд. $.[7, стр. 4]

Авиаконструкторами  “ОКБ Яковлева” в период ВОВ  был сконструирован истребитель  ЯК-9У с двигателем мощностью 1050 лс, который развивал скорость 700 км/ч, превосходя немецкий Фокке-Вульф. Гражданский самолет ЯК-40, прошедший международную сертификацию, экспортировался в 18 стран мира.

ОКБ им. Н. И. Камова, расположенный в Люберцах, выпускает уникальные боевые вертолеты. Наиболее известный из них - Ка-50-”Черная акула”, предназначенный для огневой поддержки сухопутных войск в дневное время. На базе его разработан ночной всепогодный Ка-52. Фактически производство лучших вертолетов Камова” идет на опытном уровне малыми сериями, поэтому их изготовление дорого обходится. Сугубо оборонное ОКБ разрабатывает теперь “гражданские” машины, которые используются в разных отраслях хозяйства.   

В самолетостроении и вообще в аэрокосмической индустрии наша страна ееще недавно была ведущей державой. Сегодня в аэрокосмической отрасли Россия имеет ряд приоритетов в области разработок, опытных образцов, но безнадежно отстает в объемах серийного производства. И это напрямую бьет по опытным производствам, поскольку не поступает заказов на новые разработки ни от наших, ни от западных производителей.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Московского региона