Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского и Волго-Вятского экономических районов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Восточно-Сибирский экономический район — второй по размерам территории экономический район страны после Дальне-Восточного района. Общая площадь района составляет 4122,8 тыс. км² (24,1% от площади РФ). Здесь располагается самая северная континентальная точка России (мыс Челюскин), а юг Читинской области находится примерно на 49° с. ш. Район расположен в Азиатской части России, далеко от главных экономических центров страны, граничит с МНР и Китаем и простирается до берегов Северного Ледовитого океана, удаленность от теплых океанов и обусловленные этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории.

Содержание

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 3
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 3
ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 4
НАСЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 7
ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 8
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 9
ТРАНСПОРТ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 10
ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 11
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН 12
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 12
ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 13
НАСЕЛЕНИЕ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 14
ХОЗЯЙСТВО ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 15
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 16
ТРАНСПОРТ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 17
ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Эк-ие районы1.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Транспорт Восточно-Сибирского экономического района.

    Железные  дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены  дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.

    Важное  значение имеет речной транспорт. Он удачно взаимодействует не только с  железнодорожным, но и с морским транспортом, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

    Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных  дорог, но развита она слабо. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакассия) к Ак-Довураку (Тува).

    Нефтепроводом Восточная Сибирь связанна с западной Сибирью и Поволжьем.

    Важное  значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах  региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Внешние экономические связи  Восточно-Сибирского экономического района.

    Важной  особенностью межрайонных связей Восточной  Сибири является двукратное преобладание вывозов над ввозом. Из района вывозятся  пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней западной Сибирью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Волго-Вятский  экономический район

Экономико-географическое положение Волго-Вятского экономического района.

    

    Рис. 2

    В состав Волго-Вятского района входит 5 субъектов Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика; Нижегородская и Кировская области. Район находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 265,4 тыс. кв. км, что составляет 1,5% от всей территории РФ.

    Волго-Вятский  экономический район окружен высокоразвитыми территориями: на западе район граничит с Центральным экономическим районом, на юге – с Поволжским районом, на востоке – с Уральским районом, на юго-западе происходит стык границ с Центрально-Черноземным районом, а на севере – с Северным экономическим районом. Кроме того, важную экономическую роль играет река Волга, в устье которой находится район.

    Географическое  положение района благоприятствует развитию его связей с основными  сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления  производимой в районе продукции. Это ставит Волго-Вятский район по валовому региональному доходу на одно из первых мест в стране.

Природно-ресурсный  потенциал Волго-Вятского экономического района.

    Территория  района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть- в лесной таежной, южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки.

    Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое  развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Главные природные ресурсы района: фосфориты, лесные ресурсы, водные ресурсы, каменная соль, торф и горючие сланцы.

    Балансовые  запасы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области превышают 2 млрд. т., что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 30% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 метров) позволяет вести разработки сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи, но добыча руд происходит сезонно.

    К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с  запасами древесины 1,3 млрд. м3, что составляет около 20% всех запасов древесины Российской Федерации. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес. 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской.

    Волго-Вятский  район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах.

    Геологические запасы торфа оцениваются почти  в 2 млрд. т (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива.  Широкое применение торф находит сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа находится в Кировской области. Имеются также его запасы в Нижегородской области и Республике Марий Эл.

Население Волго-Вятского экономического района.

    Численность населения составляет 8 млн 300 тыс.чел. – это 5,7% численности населения Российской Федерации. Средняя плотность населения - 31 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России, несмотря на это территория заселена очень неравномерно. Большинство населения составляют русские, также здесь проживают марийцы, мордва, чуваши, татары, удмурты.

    Воспроизводство населения в регионе осуществляется замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, осложняет демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1% пункта превышают средние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0 в стране. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской 
(77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города- спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа.

Хозяйство Волго-Вятского экономического района.

    Волго-Вятский  регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой  промышленностью. Отраслям рыночной специализации  являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.

    Удельный вес в структуре промышленного производства машиностроения и металлообработки составляет 43,7%. На общероссийский рынок регион поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование.

    Химическая  промышленность работает в основном на привозном сырье и материалах, выпускает сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической – полимерной химии (полиарилатов, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожзаменителей, шин, каустической соды, минеральных удобрений). Развитие химической промышленности в районе вызвано, прежде всего, большими потребностями автомобилестроения и других производств в химикатах. Центры производства химической и нефтехимической продукции - Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск и ряд других городов в областях и республиках района. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района.

    В заволжской части развита лесная промышленность с лесохимией. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Имеет большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины находятся в районах лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организованна на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. В районе отмечается переруб расчетной лесосеки.

    Производство  бумаги и картона главным образом сосредоточено на Балахнинском лесопромышленном комбинате. По этому показателю район занимает третье место в стране. Производство бумаги составляет более 50% всей продукции района, размещено в Волжске, Новочебоксарске, Кондровке.

    В связи с крупным промышленным и жилищным строительством в районе большое развитие получила промышленность строительных материалов. Резко увеличен выпуск асбоцентных труб, шифера, мягкой кровли, сборных железобетонных конструкций, кирпича, цемента и других строительных материалов. Самый крупный центр производства цемента – Алексеевский цементный завод в Республике Мордовия. В районе работает ряд заводов крупнопанельного домостроения.

Сельское  хозяйство Волго-Вятского экономического района.

    Сельское  хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве. В структуре посевных площадей района на долю зерновых культур приходится 60%, под картофелем и овощами занято 8%, под кормовыми культурами – 30% и 2% составляют технические культуры.

    В структуре посевных площадей района на долю зерновых культур приходится 60%, под картофелем и овощами занято 8%, под кормовыми культурами – 30% и 2% составляют технические культуры. Среди зерновых культур преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо. Главная техническая культура — лен-долгунец, выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель; картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно.

    Животноводство  Волго-Вятского экономического района представлено скотоводством, овцеводством, свиноводством, а так же кролиководством, птицеводством и пчеловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

Транспорт Волго-Вятского экономического района.

    Волго-Вятский  экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным.

    Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и одной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым подходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными дорогами. Плотность шоссе иных дорог в районе выше средне-российского показателя.

    Во  внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный  транспорт. Однако недостаточная протяженность  автомобильных дорог с твердым  покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

    Речной  транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи района по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлу га. Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары.

    Трубопроводный  транспорт представлен несколькими  газо- и нефте-трубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов.

Внешние экономические связи  Волго-Вятского экономического района.

    Главным экспортером региона выступает  Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Ввоз грузов — топлива, сырья, металла, зерна — значительно превышает вывоз готовой продукции (автомобилей, станков, дизелей, речных судов, тракторов, изделий художественных промыслов, кожевенно-меховых изделий, древесины, продукции деревообработки, бумаги, картона, изделий легкой промышленности). Волго-Вятский экономический район, ввозя продукцию, имеет тесные экономические связи с Уралом и Центрально-Черноземным районами (металл), Югом (уголь восточного крыла Донбасса), Севером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (машиностроительная продукция от предприятий-смежников), Западной Сибирью (топливо). Кроме того, он имеет связи с Южными экономическими районами, куда направляется из района преимущественно лес и продукция деревообрабатывающей отрасли, машиностроения. 
 
 

    Список  литературы

  1. Атлас России;
  2. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев;
  3. Экономическая география России: Учебник / Под общей редакцией академика В. И. Видяпина;
  4. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов / И.И. Курицын, А.В. Волгин, В.Н. Юпатова;
  5. Регионоведение. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г.;
  6. Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах. /Госкомстат России;
  7. Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Хрущева А.Т.;
  8. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые дан. и граф. дан. – М.: Wikipedia. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/, свободный.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского и Волго-Вятского экономических районов