Место Китая в современном мировом хозяйстве и проблема экономических отношений с США

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Цель данного реферата проанализировать место Китая в современном мировом хозяйстве, рассмотреть развитие Китайско-Американских отношений. В рамках данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть экономическое положение КНР, общую характеристику Китая, этапы развития китайского хозяйства, проблема экономических отношений Китая и Америки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Экономическое положение КНР………………………………………………..4
1.1 Общая характеристика экономики Китая…………………………………….4
1.2 Этапы развития китайского хозяйства………………………………………..9
2. Место Китая в современном мировом хозяйстве……………………………12
3. Развитие Китайско-Американских отношений………………………………16
3.1 Проблема экономических отношений………………………………………16
3.2 Современное состояние и перспективы развития Китайско-Американских отношений………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

реферат мировая экономика.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Только введение тарифа по 25 наименованиям основных экспортных товаров Китая составило бы сумму 2 млрд. долл. Пошлины увеличились бы в 6 раз по сравнению с 1989 г.

Проблема осложнялась тем, что основу китайского экспорта в США составляли недорогие потребительские товары (одежда, обувь, игрушки и др.), которые очень чувствительны к изменениям цен. Увеличение пошлин привело бы к тому, что американские потребители этих товаров перестали покупать изделия китайского производства. Спрос внутри США на китайские потребительские товары объяснялся тем, что при соотношении цены и качества китайская экспортная продукция опережала многих своих конкурентов из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Изучение вопроса в Конгрессе показало, что введение дополнительных пошлин ущемило бы также интересы американских потребителей, которым пришлось бы покупать более дорогую продукцию.

В большом проигрыше, в случае отмены РНБ для Китая, оказывалась и экономика Гонконга. Сотни фирм Гонконга перенесли свои производства в южные районы Китая, на этих предприятиях работало, по различным оценкам, от 2 до 4 млн. чел. Сбыт этой продукции ориентировался в основном на американский рынок. Кроме того, важной особенностью экономической жизнедеятельности острова являлась реэкспортная торговля.

Если прямой экспорт КНР в США в 1989 г. составил 4,4 млрд. долл., то реэкспорт Гонконга из Китая в США составил 8,5 млрд. долл.

Губернатор Гонконга Д.Вильсон заявил, что в случае отмены режима наибольшего благоприятствования для Китая, объем реэкспорта сократится более чем в два раза. Банки Гонконга, вложившие средства в китайские предприятия, могут обанкротиться, произойдет также снижение грузооборота порта, и в результате главным пострадавшим окажется экономика Гонконга.

Лишение КНР режима наибольшего благоприятствования в торговле с США имело еще один аспект. Китайское правительство могло предпринять встречные меры в отношении американских товаров. Сокращение в административном порядке закупок на американском рынке зерновых, изделий химической промышленности, энергетического оборудования, ряда других товаров нанесло бы серьезный ущерб прежде всего американским производителям, так как Китай вполне мог без ущерба для себя приобретать эту продукцию в третьих странах.

В 1989 г. Китай закупил на внешнем рынке, прежде всего в США, Канаде и Австралии, 15 млн. т зерновых. В случае прекращения закупок зерновых в США, потери американских фермеров составили бы не менее 1 млрд. долл.

В ходе дискуссий, проходивших в США весной - начале лета 1990 г. по вопросам торгового режима с Китаем, выявились важные проблемы:

во-первых, отмена РНБ означала, что крупные финансовые потери понесет не только китайская сторона, но и американские компании, а также многие фирмы Гонконга;

во-вторых, сокращение экономических связей негативно скажется на состоянии общего комплекса двусторонних отношений.

В поддержку сохранения РНБ для Китая выступили представители заинтересованных кругов делового сообщества США, в частности:

национальная ассоциация производителей пшеницы;

ассоциация производителей игрушек;

американо-китайский торгово-экономический совет, объединяющий около 500 компаний.

Исполнительный директор Совета Р.Салливэн, затрагивая вопрос о непростом характере двусторонних отношений и о важности экономических обменов, отметил, что потеря РНБ может лишить обе страны оставшегося каркаса, который связывают США и Китай между собой. В то же время ряд крупных американских компаний, заинтересованных в развитии экономических отношений с Китаем, но не желавших публично поддерживать интересы КНР после событий 1989 г., заняли выжидательную позицию и не участвовали в развернувшихся дебатах.

Президент Дж.Буш в мае 1990 г. принял решение о продлении для КНР статуса РНБ и официально уведомил об этом Конгресс. Администрация мотивировала свою позицию нежеланием изолировать Китай от внешнего мира и позволить сторонникам жесткого курса в китайском руководстве свернуть экономические реформы в стране. Итогом дебатов в Конгрессе стала выработка компромиссного решения, которое появилось в виде "специальных оговорок": Конгресс пролонгирует РНБ на один год, но выдвигает условия по соблюдению прав человека, которые должен выполнить Китай для получения режима в следующем году.

Такой подход, сохранившийся в последующие годы, во многом определил характер китайско-американских отношений. Вопрос РНБ становился центральным пунктом, используя который Конгресс США мог оказать давление на администрацию и повлиять, таким образом, на выработку американской политики в отношении Китая.

В связи с тем, что не были четко определены условия продления РНБ, через год, в 1991 г., к прежним требованиям (нарушение прав человека и преследование участников демократического движения) добавились новые: увеличение доступа американских товаров на китайский рынок, борьба с нарушением в Китае прав интеллектуальной собственности, то есть незаконным использованием американских компьютерных программ и других технологий. Американская сторона потребовала также прекращение Китаем экспорта в США товаров, изготовленных заключенными в китайских тюрьмах, а также изготовленных за счет использования труда несовершеннолетних.

Экономические требования явились следствием растущего дефицита США в торговле с КНР, который, согласно американским данным, составил 0,5 млрд. долл. По этому показателю Китай уступал только Японии и Тайваню. Причиной дефицита, по мнению американской стороны, являлась несправедливая торговая практика КНР: жесткий импортный контроль, демпинговые цены на экспортные товары, фальсификация товарных знаков с целью превышения экспортных квот, нарушение прав собственности. Американская сторона предпринимала попытки сократить дефицит в торговле с КНР за счет увеличения своего экспорта и сокращения импортных закупок. Вместе с тем под прикрытием вопроса о правах человека явно проступало стремление усилить протекционизм в торговле с Китаем. Важным движущим мотивом являлось так же возможность использования представителями демократической партии "китайского фактора" во внутриполитической борьбе против республиканской администрации.

Практически каждая группа и организация, имеющая свои интересы в Китае, включая тайваньские и тибетские организации, хотела быть учтенной при принятии решения о пролонгации РНБ в отношении Китая. В апреле 1991 г. в Конгрессе США по ситуации в Тибете выступил далай-лама. Китайская сторона выразила протест по поводу этого выступления и встречи далай-ламы с президентом Дж.Бушем. Представитель МИД КНР заявил, что тибетский вопрос является сугубо внутренним делом Китая, ни одна страна не имеет права в него вмешиваться, помогая деятельности тибетских сепаратистов, направленной на подрыв национальной сплоченности страны.

В 1992 г., накануне слушаний в Конгрессе вопроса о торговом режиме с КНР, в США была развернута так называемая компания "тойкота" - бойкотирования игрушек китайского производства. Организаторами компании вступили коалиция китайских диссидентов, тибетские эмигранты и их сторонники в США, которые заявили, что эти игрушки производятся за счет использования труда несовершеннолетних и заключенных. Компания не имела существенного влияния на объемы продаж в Америке этих изделий, но усилила антикитайские настроения в обществе и Конгрессе. Игрушки являлись второй по значению статьей китайского экспорта в США после одежды. Но в отличие от текстильной промышленности США с ее крупной внутренней производственной базой и стремлением оградить внутренний рынок от дешевых китайских товаров, американские компании по производству игрушек резко возражали против введения ограничений на китайские поставки.

Среди них были такие известные в своей области фирмы, как "Мэттел", "Хасбро", "Тайко", которые инвестировали крупные средства в китайскую экономику, наладили там производство и организовали через свою сбытовую сеть поставки на американский рынок.

Президент Ассоциации производителей игрушек США Д.Миллер заявил, что Китай является важнейшим источником получения высококачественных игрушек массового производства с популярными ценами. Он опроверг утверждения, что многие китайские игрушки производятся заключенными.

В 1992 г. Конгресс США принял законопроект, согласно которому для получения РНБ в торговле, Китай, помимо соблюдения прав человека, должен выполнить следующие условия: прекратить продажу третьим странам ракетных технологий военного назначения, не распространять технологии, связанные с производством ядерного и химического оружия, снять торговые барьеры на экспорт американских товаров в свою страну, ввести запрет на экспорт товаров, изготовленных заключенными и несовершеннолетними.

Понимая нереальность выполнения ряда выдвинутых условий, президент Буш наложил вето на этот законопроект и принял решение о продлении РНБ для КНР на следующий год вообще без каких-либо предварительных условий. Вместе с тем администрация США усилила давление на Китай для решения двусторонних торгово-экономических проблем. Министерство торговли США начало проводить антидемпинговые расследования в отношении китайских товаров. Стремясь не допустить расширения разногласий, китайская сторона заняла позицию активного диалога, идя на уступки, однако лишь под сильным давлением.

После проведения серии жестких переговоров по защите прав интеллектуальной собственности сторонами был подписан меморандум о взаимопонимании, который отражал согласие КНР соблюдать международные требования по авторским правам и обещание принять соответствующие законы внутри страны.

Меморандум 1992 г. предусматривал защиту прав интеллектуальной собственности программного обеспечения, продуктов фармацевтической и химической промышленности, тиражирования зарубежных фильмов и продукции звукозаписи. В Китае был подготовлен закон об авторских правах.

Представитель министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли КНР заявил, в частности, что продукция, произведенная заключенными, запрещена для экспорта.

После введения экономических санкций и замораживания официальных контактов на высоком уровне со стороны промышленно развитых стран Запада, происходивших на фоне развития демократических процессов в восточноевропейских странах, Китай активизировал усилия по ликвидации ограничений и преодолению изоляции.

Важные шаги в этом направлении были сделаны китайской дипломатией.

Летом 1990 г. Китай установил дипломатические отношения с Индонезией и Сингапуром - двумя странами Юго-Восточной Азии, где сильные позиции в экономике занимало деловое сообщество зарубежных китайцев (хуацао), ставшее важным источником внешних инвестиций в КНР.

В 1992 г. произошло полное восстановление дипломатических отношений с Южной Кореей. После подписания в ходе визита в КНР президента Южной Кореи Ро Дэ У двусторонних соглашений по торговле и инвестициям, корейские фирмы начали быстро проникать на китайский рынок, представляя собой так же новый важный источник получения капитала, технологий и опыта управления. Южная Корея стала пятым по важности торговым партнером Китая.

Несмотря на существующие политические разногласия с Тайванем, предпринимались меры по активизации экономических обменов с островом. В этих целях в 1991 г. было разработано "Положение о поощрении инвестиций иностранных граждан китайской национальности, а также соотечественников из Тайваня и Сянгана". В свою очередь, правительство Тайваня ослабило ограничения на торговлю с континентальным Китаем, расширив список товаров, разрешенных к импорту из КНР, что способствовало быстрому росту двусторонней торговли. Хотя торговля осуществлялась в основном через Гонконг, Тайвань стал одним из ведущих торговых партнеров КНР с объемом товарооборота 4,2 млрд. долл. в 1991 г. (прирост составил 64,4% по сравнению с предыдущим годом).

Стремительное развитие связей Китая с соседними государствами и Тайванем оказало влияние на Японию, деловые круги которой не желали отставать от своих конкурентов в Азии.

В начале 1991 г. Китай посетил министр финансов Японии Р.Хасимото. В ходе визита были обсуждены вопросы восстановления прерванных в 1989 г. экономических обменов.

В августе 1991 г. премьер-министр Т.Кайфу стал первым из лидеров стран "большой семерки", нанесшим официальный визит в КНР после введения в действие санкций стран Запада. В ходе переговоров было заявлено о поддержке Японией намерений правительства КНР продолжать политику реформ и внешней открытости и выражена готовность японской стороны оказывать содействие в модернизации китайской экономики. Т.Кайфу объявил о выделении в 1991 г. дополнительного займа Китаю в размере 129 млрд. иен (около 1 млрд. долл.).

Следующий прорыв был осуществлен в отношениях с Великобританией. В центре внимания стояли вопросы, связанные с переходом Гонконга под юрисдикцию КНР, и последующее экономическое развитие острова.

Правительство Великобритании приняло решение о реализации крупных инфраструктурных проектов в Гонконге, включая строительства нового аэропорта, который должен был начать работать в 1997 г., то есть к моменту воссоединения с КНР. Проект рассматривался как очень важный для интересов британских компаний, а также фирм Гонконга, рассчитывавших получить крупные строительные контракты.

Для начала строительства аэропорта и обеспечения его финансирования Англии было необходимо заручиться согласием правительства Китая. Китайская сторона завила, что для согласования вопроса должна быть проведена встреча руководителей правительств.

Информация о работе Место Китая в современном мировом хозяйстве и проблема экономических отношений с США