Место Китая в современном мировом хозяйстве и проблема экономических отношений с США

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Цель данного реферата проанализировать место Китая в современном мировом хозяйстве, рассмотреть развитие Китайско-Американских отношений. В рамках данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть экономическое положение КНР, общую характеристику Китая, этапы развития китайского хозяйства, проблема экономических отношений Китая и Америки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Экономическое положение КНР………………………………………………..4
1.1 Общая характеристика экономики Китая…………………………………….4
1.2 Этапы развития китайского хозяйства………………………………………..9
2. Место Китая в современном мировом хозяйстве……………………………12
3. Развитие Китайско-Американских отношений………………………………16
3.1 Проблема экономических отношений………………………………………16
3.2 Современное состояние и перспективы развития Китайско-Американских отношений………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

реферат мировая экономика.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

В сентябре 1991 г. премьер-министр Великобритании посетил КНР и таким образом стал первым западноевропейским лидером, нанесшим визит в Китай после событий 1989 г. В ходе визита был подписан двусторонний меморандум о строительстве аэропорта и создании специального китайско-британского комитета, курирующего этот вопрос.

Китай подтвердил, что после перехода под юрисдикцию КНР социально-политическая система Гонконга будет основываться на принципах "одна страна - две системы", предусматривающих сохранение высокой степени самостоятельности острова.

В течение 1991-1992 гг. произошли также и значительные изменения отношений КНР с другими странами Западной Европы.

Осенью 1991 г. Китай посетил председатель правительства Италии Дж.Андреотти.

В начале 1992 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн совершил поездки в Италию, Швейцарию, Испанию и Португалию.

Начался процесс восстановления отношений с Германией и Францией.

Постепенно стал происходить своего рода "дипломатический переворот" в отношениях с Китаем и восстановление его международного признания.

США заняли более жесткую позицию по вопросу восстановления диалога с Китаем на уровне руководителей государств. Хотя Дж.Буш несколько раз направлял своих представителей в КНР, сам он после 1989 г. избегал встреч на высоком уровне с китайским руководством. Постепенные изменения стали происходить с августа 1990 г., когда во время кризиса в Персидском заливе администрация США обратилась с просьбой к Китаю поддержать резолюцию ООН по использованию силы в отношении Ирака. Такая поддержка членов Совета Безопасности ООН, включая Китай, придавала легитимность военным акциям США. Министр иностранных дел Китая Цянь Цичэнь в свою очередь выдвинул просьбу о снятии экономических санкций со стороны США и сделал предложение Дж.Бушу нанести визит в КНР. В результате было достигнуто компромиссное решение о визите Госсекретаря США Дж.Бейкера в Китай в 1991 г. и о встрече в Вашингтоне Дж.Буша с Цянь Цичэнем.

Китай воздержался голосовать по резолюции ООН по Ираку, то есть не накладывая вето, но и не поддерживая военных акций. В результате было принято нужное для США решение. Таким образом Китай искусно использовал ситуацию в Персидском Заливе для восстановления своего имиджа и продемонстрировал свое значение в решении важных международных проблем, затрагивающих интересы США. Официальные лица в США лишний раз убедились, что гораздо важнее вести активный диалог с китайскими лидерами, чем продолжать их игнорировать.

Переговоры главы МИД КНР Цянь Цичэня с Дж.Бушем в Вашингтоне в ноябре 1990 г. стали первой встречей высокопоставленного официального лица Китая с президентом США за истекшие два года и явились важным шагом в снижении уровня американского противодействия развитию диалога с Китаем. Год спустя, в ноябре 1991 г., состоялся визит в КНР Госсекретаря США Дж.Бейкера, по существу означавший окончание конфронтации и продвижение к нормализации отношений.

Накануне поездки в Китай Дж.Бейкер писал, что США должны прекратить делать резкие колебания в своей политике по отношению к Китаю - стране, в которой проживает четверть всего населения Земли, которая играет возрастающую роль в международных делах и которая в настоящее время находится в процессе трансформации. Экономические связи и РНБ в торговле становятся катализаторами развития всего комплекса двусторонних связей и способствуют созданию рыночной системы экономики Китая. Именно поэтому, по словам Дж.Бейкера, необходимо взаимодействовать с Китаем по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В ходе переговоров Дж.Бейкера с китайскими руководителями был достигнут существенный прогресс в экономической области. В частности, китайская сторона заявила о своем намерении создать эффективный механизм контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности иностранных компаний на территории КНР, был разрешен ряд противоречий по вопросам торговли текстильными товарами. Был также достигнут прогресс по вопросам распространения вооружения.

Министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь заявил о намерении Китая присоединится к соглашению, называемому режимом контроля над ракетными технологиями (РКРТ). Это соглашение, выработанное Америкой и шестью ее союзниками в 1987 г., предусматривает запрет на экспорт любых ракетных систем радиусом действия свыше 3000 км или весом заряда свыше 500 кг. Однако китайская сторона лишь спустя три месяца в письменном виде подтвердила свои намерения присоединиться к договору, причем, после того, как администрация США сняла ограничения на продажу в КНР высокоскоростных компьютеров и спутникового оборудования.

Наибольшие противоречия между сторонами продолжали оставаться в вопросах обеспечения прав человека, что объяснялось различиями в существующих социально-политических системах, законодательной базой и уровнях развития двух стран.

К концу 1992 г. отношения между двумя странами вновь обострились. В условиях предвыборной компании усилились обвинения в адрес Дж.Буша со стороны его политических оппонентов в том, что он заигрывает с антидемократическим китайским режимом. В этих условиях администрация Дж.Буша, не желая сокращать экономические связи с КНР, предпринимает шаги, от которых правительство США воздерживалось в течение всего предыдущего десятилетия. Было принято решение о продаже Тайваню крупной партии истребителей F-16.

В основе такого решения лежали соображения более сложного характера, нежели желание победить в президентских выборах.

Весной 1992 г. корпорация Дженерал Дайнемик объявила о сокращении 6 тыс. рабочих мест к лету 1994 г. из-за снижения заказов на самолеты F-16. После закупки правительством КНР истребителей российского производства, правительство Тайваня в свою очередь заявило о том, что намерено приобрести новые самолеты американского или французского производства. Администрация США приняла решение продать 180 самолетов F-16, которые, по словам представителя администрации, в течение последующих нескольких лет помогут сбалансировать соотношение сил в заливе, обеспечат занятость 11 тыс. американцев, а также принесут национальным компаниям прибыль в размере 9 млрд. долл.

Китайская сторона выразила решительный протест по поводу сделки, заявив, что она нарушает принципы трех китайско-американских коммюнике и пригрозила ввести торговые санкции на закупки крупных партий американской пшеницы. Конфликтная ситуация была урегулирована после ряда торговых уступок, включая снятие запрета на продажу в КНР некоторых видов технологии "двойного назначения". Вместе с тем решение о продаже крупной партии военных самолетов Тайваню продемонстрировало намерение США игнорировать Китай по одной из важнейших национальных проблем, связанной с поэтапным воссоединением континентальной и островной части страны.

Таким образом, к началу 90-х годов под воздействием сложных внутренних и внешних процессов проявились проблемы, меняющие весь характер и движущие мотивы китайско-американских отношений. В отличие от предыдущего десятилетия, важнейшим элементом двустороннего взаимодействия становятся торгово-экономические связи, которые именно в этот период времени используются, прежде всего, американской стороной, в качестве мощного рычага давления при решении политических противоречий. При этом обе стороны оказались перед необходимостью по-новому оценить те пороговые уступки и ограничения, при которых выгоды от той или иной акции превышают размер возможных потерь. 

 

3.2 Современное состояние и перспективы развития Китайско-Американских отношений

 

Председатель КНР Цзян Цзэминь 21 марта 2001г. в резиденции Китайского высшего руководства Чжунаньхай встретился с редактором распорядителем американской газеты “Вашингтон пост” Стивом Коллом, сопровождавшими его двумя редакторами газеты и ответил на их вопросы.

На вопрос американских журналистов: “Вы считаете США партнером или конкурентом?” - Цзян Цзэминь отметил, что Китай - крупнейшая в мире развивающаяся страна, а США - крупнейшая в мире развитая страна. Обе страны являются постоянными членами совета безопасности ООН. Хотя между двумя странами существуют некоторые разногласия, но у них существуют и общие интересы по важным вопросам, связанным с миром и развитием во всем мире. На фоне ускорения процесса экономической глобализации возникновение конкуренции между различными странами в областях экономики, науки и техники, торговли, интеллектуальных ресурсов и др. является одной из особенностей мирового развития. Вполне нормально существование такой конкуренции и между Китаем и США.

Одновременно КНР и США сотрудничают во многих областях. Причем перспективы такого сотрудничества, по мнению Цзян Цзэминя, широкие. Развитие отношений сотрудничества между двумя странами отвечает конкретным интересам народов двух стран и имеет важное значение для содействия миру и развитию во всем мире.

Китайско-американские отношения хотя и прошли путь не ровный, однако вместе они развиваются по нарастающей. Расширяются сотрудничества и обмены между двумя странами в торгово-экономической и других областях. Сотрудничество двух стран в ликвидации последствий азиатского финансового кризиса, сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и других важных делах было плодотворным.

Председатель КНР выразил уверенность в том, что на основе соблюдения трех китайско-американских коммюнике и основных норм международных отношений, а также надлежащего разрешения проблем, существующих между двумя странами, китайско-американские отношения получат новое развитие в новом столетии.

Отвечая на вопрос о том, что может предпринять президент Дж. Буш для содействия в “максимальной степени” развитию китайско-американских отношений, Цзян Цзэминь отметил, что наличие между Китаем и США разногласий по ряду вопросов является нормальным, поскольку страны идут по разному общественно-политическому пути.

Коснувшись тайваньской проблемы, Цзян Цзэминь возложил на США главную вину за невозможность до сих пор решить тайваньскую проблему. США признают принцип одного Китая и дают обещания китайскому правительству и народу, с одной стороны, с другой, продают огромное количество современного оружия Тайваню. Это на самом деле способствует раскольнической деятельности сил, претендующих на независимость Тайваня.

Цзян Цзэминь выразил надежду на соблюдение США трех китайско-американских коммюнике, сделанных ими обещаний и должное решение тайваньской проблемы, исходя из стратегических целей долгосрочного развития.

1 апреля 2001г. произошло столкновение самолетов США и КНР. американский военный самолет-разведчик ЕР-3 морской авиации действовал в воздушном пространстве над юго-восточными морскими акваториями о. Хайнань. С целью наблюдения и слежки за ним вылетели два военных самолета китайской стороны. Американский самолет неожиданно развернулся в сторону самолетов китайской стороны и носом и левым крылом задел один из китайских самолетов. В результате он рухнул, пилот китайской стороны Ван Вэй пропал. После происшествия американский самолет без разрешения китайской стороны вошел в воздушное пространство Китая и приземлился на Линшуйском аэродроме о. Хайнань.

Неопровержимые факты показывают, что в этом инциденте самолет США представлял не простой летательный аппарат, а военный разведывательный самолет, оснащенный новейшей компьютерной разведывательной техникой. В воздушном пространстве над экономической зоной, принадлежащей Китаю, он совершал не обычный полет, а военную разведку, направленную против Китая. Занимаясь такой военной деятельностью в мирное время, американская сторона попрала основные принципы международного права относительно взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности между государствами. Это создало напряженную атмосферу в регионе.

В том же 2001г. в самолете “Боинг” Председателя КНР Цзян Цзэминя были обнаружены подслушивающие устройства. Встреча Цзян Цзэминя в Шанхае на заседании стран АТЭС с Бушем прошла холодно.

Как отмечает газета “Жэньминь Жибао” от 04.05.2002г. заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао на приеме, устроенном Национальным комитетом американо-китайских отношений, выступил перед американскими деятелями в Вашингтоне.

В своей речи он подчеркнул: “В этом году отмечается 30 лет с момента визита президента Ричарда Никсона в Китай и принятия китайско-американского Шанхайского коммюнике. С тех пор отношения между КНР и США прошли хотя и не гладкий путь, но все-таки в поступательном направлении, достигнуты исторические успехи в широких областях межгосударственных отношений. 30 лет назад народы двух стран мало контактировались друг с другом, а сегодня свыше 60 тысяч китайцев обучаются в США, более 5000 американских студентов - в КНР. Людские обмены с каждым днем увеличиваются. Лишь в 2001 году около миллиона американских туристов посетили Китай. 30 лет назад объем торговли двух стран был ничтожным, а сегодня КНР стала четвертым по товарообороту партнером США, а Соединенные Штаты - вторым торговым партнером и первым непосредственным инвестором в экономике Китая. В прошлом году объем китайско-американской торговли превысил 80 млрд. долларов. Американские предприниматели направили в КНР огромные средства, которые в общей сложности достигали 35 млрд. долларов”.

Ху Цзиньтао подчеркнул, что сотрудничество идет на пользу обеим странам, а конфронтация приносит лишь урон. Стабильные, здоровые и постоянно развивающиеся китайско-американские отношения отвечают коренным интересам как двух народов, так и народов всего мира, отвечают прогрессу человечества.

Осенью 2002г. на заседании Совета Безопасности ООН Китай поддержал позицию России и Франции в отношении Ирака, не совпадавшую с позицией США.

Той же осенью Председателем КНР стал Ху Цзиньтао. Одним и первых его решений было создание “специальной группы”, которая по его замыслам поможет ему разобраться в запутанных китайско-американских отношениях. По его указанию этой группе поручено выработать долгосрочную стратегию в отношении Конгресса США, американских средств массовой информации и американской общественности.

8 сентября 2003г. государственный секретарь США Колин Пауэлл, касаясь отношений с Китаем отметил, что китайско-американские отношения на момент прихода к власти нынешней администрации находились не в лучшем виде. “Вы помните, что в апреле 2001 года произошел инцидент, когда мы потеряли свой самолет в результате столкновения с китайским самолетом, и он вынужден был приземлиться на острове, - сказал госсекретарь США. - Налицо был кризис. Нам удалось разрешить этот кризис в течении двух недель, и с тех пор наши отношения развивались по восходящей линии. Сейчас можно сказать, что отношения США и Китаем лучше, чем когда-либо со времени первого визита Президента Никсона.

Информация о работе Место Китая в современном мировом хозяйстве и проблема экономических отношений с США