Новый курс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:59, доклад

Описание работы

«Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

Работа содержит 1 файл

Но́вый курс.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

 «Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экономической  политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная  с 1933 с целью выхода из масштабного  экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

 В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56 %, национальный доход сократился на 48 %, обанкротилось 40 % банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений. Около 17 млн человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Герберта Гувера, в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса, фактически ничего существенного не предпринимало.

 Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс».

 Несмотря  на то, что «Новый курс» не  был  заранее  обдуманной  системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных  реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь  больше  реформ,  чем  было обещано в предвыборной кампании.  Уже  9  марта  была  созвана  специальная сессия Конгресса и в  течение  100  дней  (за  3  месяца)  заложены  основы политики «Нового курса».

     Отрицая политику «грубого индивидуализма»  Гувера,  президент  Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем  планирования  хозяйства,  установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.

     Теоретической базой «Нового  курса» стало учение выдающегося  английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий  Кейнс  и  его последователи признавали необходимым участие  государства  в  регулировании хозяйственной жизни.

     Исходя  из  этого,  основной  целью  реформ  Рузвельта   стало  активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. 

 I этап «Нового курса». 

 1. Мероприятия  в банковской и финансовой  сфере 

     Прежде всего, началось спасение  банковской и финансовой систем. Для  их оздоровления запрещался  вывоз  золота  за  границу;  был  прекращен  обмен  банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации  банков,  Рузвельт не пошел на это.  В  принятом  единогласно  Чрезвычайном  законе  о  банках предусматривалось  возобновление  функций  и  получение   правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы,  хотя  это  разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта  1933  г. было вновь открыто 4/5  банков  —  членов  Федеральной  резервной  системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.

     Созданная при президенте Гувере  Реконструктивная  корпорация  расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных  ею, превысила 6 млрд. долл.  В  результате  усилилась  концентрация  банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

     Для  увеличения  финансовых  ресурсов  государства и расширения   его регулирующих функций в этот период США отказались  от  золотого  стандарта изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

    Заслуживает внимания метод девальвации  денежной  единицы,  примененный правительством  Рузвельта.  Девальвация   доллара   затруднялась   активным торговым  и  платежным  балансом.  Встать  же  на  путь  массового  выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он  нашел  оригинальный  путь  инфляционного  развития.   США   осуществили крупномасштабные закупки золота  по  ценам,  превышающим  курс  доллара  по отношению к золоту. До  конца  1933  г.  золота  было  закуплено  на  187,8 млн.долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и  передан  казначейству.  Банкам взамен  выдавались   золотые   сертификаты,   приравненные   к   золоту   и обеспечивающие банковский резерв. В начале  1934  г.  был  принят  закон  о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото — 35 долл. за  унцию, действовавшую до 1971 г.

     Благодаря девальвации доллара  распределение дохода изменилось  в  пользу промышленного,  а  не  ссудного  капитала.  Тем самым были  предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные  возможности  США.  Для  стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также  приняты  меры  защиты  вкладов  от риска из-за  биржевой  спекуляции.  Введение  государственного  страхования депозитов  (вкладов)  способствовало  предотвращению  банкротств,  повышало доверие вкладчиков. 

 2. Мероприятия  в промышленной сфере 

     Центральное место в мероприятиях  «Нового  курса»  отводилось  проблеме восстановления промышленности.

 Этапы:

     1)В июне 1933 г. был принят один  из  двух  наиболее  важных  законов  — закон  о  восстановлении  национальной  промышленности  (НИРА).   Для   его проведения  была  создана  Администрация  национального  восстановления,  в состав  которой  вошли  представители  финансовой  олигархии  (от  торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл»,  от  группы  Моргана  и других концернов),  а  также  экономисты,  деятели  Американской  федерации труда.  Председателем  Администрации   национального   восстановления   был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий  орел.  Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было,  то  общество  ее товары бойкотировало.

     Закон о восстановлении промышленности  вводил  систему  государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу  ее из  бедственной  ситуации.  Основной  упор  делался  на  «кодексы   честной конкуренции», в которых устанавливались правила  конкуренции,  занятости  и найма.

     Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на  17  групп, каждая из которых  обязывалась  разработать  такой  кодекс.  Кодексами  для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей  недели,  рынки  сбыта  продукции,  единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия  занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты  (минимум)  и  максимально  допустимая  продолжительность  рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом,  а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В  целом  во всех отраслях промышленности администрация  Рузвельта  санкционировала  746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.

     Во втором и третьем разделах  закона определялись формы   налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования  средств  этого фонда.  Для  оказания  помощи  безработным  Конгресс  создал  Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел  Г.  Икес.  На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были  —  создание трудовых лагерей  для  безработной  молодежи  в  возрасте  18—25  лет.  Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала  250  тыс.  человек. Работами руководили офицеры резерва ЕС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое,  и в них до  второй  мировой войны побывало 3 млн.  человек.  Молодежь  очищала  леса,  проводила  мелиорацию, занималась    лесонасаждением,    ремонтировала    дороги.    Администрация чрезвычайной  помощи  во  главе  с  советником  президента   Г.   Гопкинсом (1890—1946)  выдавала  штатам  дотации для помощи  безработным.  Масштабы общественных работ,  организованных  американским  правительством,  следует признать значительными — на них  к  январю  1934  г.  было  занято  5  млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

     В 1933 г. было создано Управление  долины реки Теннеси, на которое   было возложено освоение этого наиболее отсталого  района.  Здесь  осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба  с  эрозией  почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. человек. Для трудоустройства безработных на  Юге США  создавалась  современная  инфраструктура   —   строились   автострады, аэродромы, мосты, гавани и т.д.

     Сам Рузвельт придавал этому  закону очень большое значение:  «В  историю закон о национальном  промышленном  восстановлении  войдет,  возможно,  как наиболее важное  и  далеко  идущее  законодательство,  когда-либо  принятое конгрессом».

     Закон о восстановлении  национальной  промышленности  вводился  на  два года. Он предусматривал либеральные реформы в области  трудовых  отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими.  Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы  получали  право на  коллективную  защиту.  С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за  счет  рабочих  в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не  только право объединения в профессиональные союзы, но  и  заключения  коллективных договоров  с  предпринимателями.  Тем   самым   рабочие   удерживались   от революционной борьбы. В то же время американские монополии  не  забывали  о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать  уровень  зарплаты минимальным, а  продолжительность  рабочей  недели  —  максимальной.  После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился.

     Реализация этого закона укрепила  положение крупных монополий,  так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта;  менее  сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать,  хотя  и принудительной,   но   удобной   для    американских    монополий    формой картелирования.

     Несмотря на то, что сначала  НИРА был воспринят  американскими   деловыми кругами  с  энтузиазмом,  к  осени  1934  г.  они,   недовольные   излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре  этого закона, тем более, что с марта по июль 1933  г.  производство  промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения  радикального  развития «Нового курса»  они  создали  специальную  организацию  «Лигу  американско свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент  Рузвельт  поставил  вопрос  о продлении  срока  действия  этого  закона,  он   натолкнулся   на   сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали,  что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями.  В  1935  г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935  г.  Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая  роль  государства во многом сохранилась.

     2)Второй важный закон — закон о  регулировании  сельского  хозяйства  — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения  была  создана  Администрация  регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на  сельскохозяйственную  продукцию до уровня 1909 — 1914 гг. В их числе: Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За  каждый  незасеянный  гектар  фермеры  получали  компенсации  и  премию, средства,  которые мобилизовались за счет налога  на  компании,   налога  на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали  более  выгодным  его  использование  в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и  кукурузу  сжигали    вмест одров и угля.

 Чрезвычайные  меры по финансированию государством фермерской  задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. 

 3.  Инфляционные  меры.

   Правительство  получало  право   девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд.  долл.  Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за  1933—1935  гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся  ферм с аукционов прекратилась.

     Проведение этого закона в  жизнь привело к тому, что   запахали  10  млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один  год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого  скота  и  6,4  млн.  голов свиней. Мясо убитых животных  превращали  в  удобрения1.  Если  наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили  жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило  урожай.  Таким  образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном  секторе  —  доходы фермеров к 1936 г. выросли  на  50%.  Благодаря  займам  многие  фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около  10%  всех  ферм  (600  тыс.) разорились и были  проданы  с  молотка.  Меры,  предусмотренные  законом о регулировании  сельского  хозяйства,  прежде   всего   затрагивали   мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры  могли  сокращать  посевы  за счет малоплодородных земель, компенсируя эти  потери  улучшением  обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений,  добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых  продуктов.  Льготными кредитами  могли   пользоваться   также   конкурентоспособные   фермы,   не обремененные долгами.  Крупные  сельскохозяйственные монополии и фермеры имели  и  большую  прибыль  от  повышения  цен.  Благодаря  этому   процесс концентрации земельной собственности усилился. 

Информация о работе Новый курс