Размещение отраслей, производящих товары народного потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью российских предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок.

Содержание

1. Состав и классификация отраслей, производящих товары народного потребления.
2. Особенности легкой промышленности, потребляемые ею природные ресурсы и влияние на окружающую среду. Размещение подотраслей легкой промышленности.
3. Особенности пищевой промышленности. Проблемы комплексного использования сельскохозяйственного сырья. Размещение отдельных отраслей пищевой промышленности.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по Экономической географии.docx

— 67.09 Кб (Скачать)

      Ведущим районом является Центральный, он дает более 3/4 общероссийского выпуска льняных тканей. Однако внутри района сложились определенные диспропорции в размещении посевов льна, которые преобладают на северо-западе (Тверская, Смоленская области), и производства льняных тканей, сосредоточенного на северо-востоке (Костромская, Владимирская, Ярославская, Ивановская области). Крупные центры льняной промышленности района - Кострома, Нерехта, Смоленск, Вязьма и др.

      Льняные ткани выпускаются в Псковской (Псков, Великие Луки), Вологодской (Вологда) областях, в Алтайском крае (Бийск), а также в Нижнем Новгороде, Казани, Кирове и Екатеринбурге.

      Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа и др. Это одно из старейших производств, возникшее еще при Петре I. На долю шерстяной промышленности приходится 4,1% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает седьмое место в мире.

      Первичная обработка шерсти, или шерстомойное производство, тяготеет к сырью, так как связана со значительными отходами (более 1/2 к первоначальному весу) и расходом воды. Основные шерстомоечные предприятия действуют в районах овцеводства - в Западной (Омск) и Восточной (Улан-Удэ) Сибири, Поволжье (Казань) и др.

      Производство  шерстяных тканей ориентируется  на трудовые ресурсы, сырье и потребителя и размещается более равномерно, чем хлопчатобумажная промышленность. Крупнейшим районом по-прежнему является Центральный, где сосредоточено 3/5 общероссийского выпуска шерстяных тканей. Они производятся в Москве и Московской области (Павловский Посад, Ногинск, Монино, Люберцы), Брянской (Клинцы, Брянск), Ивановской, Тверской и других областях. Среди прочих районов выделяются Поволжье (Ульяновская и Пензенская области), Восточная (Чита, Улан-Удэ, Черногорок) и Западная (Тюмень, Омск) Сибирь, Центрально-Черноземный район (Рассказово, Моршанск). Незначительное производство есть и в других районах, исключение составляет Дальний Восток.

      Трикотажная промышленность получила развитие во всех регионах страны с ориентацией главным образом на районы потребления. В отличие от других отраслей текстильной промышленности ее продукцией в основном являются готовые изделия, а также трикотажное полотно. В качестве сырья помимо натурального все шире используются химические волокна.

      Ведущим районом остается Центральный, где  сконцентрирована 1/4 производства трикотажных изделий, примерно 1/3 продукции дают Северо-Запад, Поволжье и Урал.

      Швейная промышленность — вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.

      В начале XX в. в России отсутствовало крупное фабричное производство одежды и основную массу изделий изготовляли ателье-мастерские в городе, кустари и ремесленники на селе. Лишь 3% швейных изделий изготовлялось в сфере фабричного производства, в швейном деле господствовали, как сказали бы сейчас, малые предприятия. Это было связано с необходимостью обеспечить индивидуальный характер швейной продукции. Сейчас эта отрасль представлена в каждом экономическом районе, вместе с тем она отличается высокой территориальной концентрацией производства - более 1/4 выпуска швейных изделий приходится на два района: Центральный и Северо-Западный. Недостаточный объем производства в остальных районах обусловлен низким уровнем развития сырьевой базы и неполным соответствием ассортимента территориальным потребностям и потреблению, что следует учитывать в региональной дифференциации производства.

      Швейная промышленность относится к материалоемким отраслям. В структуре затрат на долю сырья и материалов приходится до 80%. Сырьем служат ткани, трикотажное полотно, нетканые материалы, искусственная кожа, искусственный и натуральный мех, плащевые ткани, текстильная галантерея. В целом в отрасли перерабатывается свыше 4/5, тканей бытового назначения.

      Однако  швейная промышленность неоднородна, и изделия, различные по сложности и трудоемкости изготовления, имеют разный характер размещения — производство простейших товаров со стабильной внешней формой (рабочая одежда) широко распространено повсеместно, выпуск более сложного и менее стабильного ассортимента ориентируется на крупные городские центры, а выпуск наиболее сложных изделий, находящихся под влиянием моды, осуществляется в крупнейших городах, имеющих дома моделей.

      Среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности принадлежит третье место. Сюда входит производство натуральных и искусственных кож, пленочных материалов, дубильных экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых изделий, кожгалантереи и др. За последние годы объем производства обуви сократился в 4 раза и в 1995 г. составил 52,5 млн пар, что соответствует по этому показателю восьмому месту в мире. Население России обеспечивается обувью в основном за счет импортных поставок, которые в 1993г. составили 132 млн пар. Продукция меховой промышленности получила экспортное значение, так как ее ассортимент имеет мало аналогов в мире.

      В начале XX в. меховое и обувное производства носили кустарный характер, где 80% технологических операций выполнялись вручную, они превратились в отрасль фабричного производства лишь в 30-е гг. Внутри отрасли ведущая роль принадлежит производству обуви, изготовлению кожи и ее заменителей.

      Кожевенное  и обувное производство тесно  связаны между собой. Кожевенная промышленность представлена специализированными предприятиями, которые выпускают жесткие, хромовые или юфтевые кожи. Кожевенное сырье есть во всех районах, однако его качество и ассортимент зависят от специализации районов животноводства. Использование искусственных кож, пленочных и текстильных материалов значительно расширило сырьевую базу обувной промышленности.

      Размещение обувной промышленности ориентировано на потребителя, но подобно ряду других отраслей легкой индустрии эта отрасль более всего развита в европейской части страны. Наиболее значительным производством обуви отличаются Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), Поволжский и Уральский районы, которые обеспечивают 3/4 общероссийского выпуска. Производство валяной обуви (4,1 млн пар в 1995 г.) ориентировано на потребителя и представлено в северных районах страны: Северо-Западном, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском.

      Меховая промышленность включает сырейно-красильное и скорняжнопошивочное производство, где осуществляются выделка, крашение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных изделий. В царской России массовая обработка пушномехового сырья носила кустарный и сезонный характер и размещалась как в районах добычи пушного зверя, так и вблизи рынков меховой торговли, особенно прилегающих к Нижегородской и Ирбитской ярмаркам (Вятка, Нижний Новгород, Казань, Астрахань). В Москве действовали всемирно известные фирмы по изготовлению меховых изделий для состоятельных слоев населения.

      Сейчас  действуют крупные предприятия, выпускающие пальто, головные уборы, воротники. Сырьевую базу меховой промышленности составляют овцеводство, звероводство, пушной (охотничий) и зверобойный промыслы. Наибольшую роль играет клеточное звероводство Центрального, Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов, которое обеспечено мясо-рыбными кормами, оно поставляет шкурки норки, голубого песца, кролика. Для охотничьего промысла на севере России типична добыча соболя, белки, красной лисицы. Меховую и шубную овчину, смушку, каракуль дает овцеводство. Выпуск меховых изделий отличается высоким уровнем территориальной концентрации производства — более 1/2 продукции отрасли приходится на Поволжский, Центральный, Волго-Вятский и Северо-Западный районы.

      В производстве товаров  культурно-бытового и хозяйственного назначения большую роль играют товары длительного пользования: мебель, легковые автомобили, радиотовары, особенно телевизоры и видеомагнитофоны, электротовары (холодильники, стиральные машины, электропылесосы), ковры и часы, на долю которых приходится более 3/5 розничного товарооборота культурно-бытовых товаров.

      Расширение  товарного предложения изделий  длительного пользования связано с уровнем развития и особенностями размещения производства товаров народного потребления, конверсией оборонного комплекса. В настоящее время в отраслях тяжелой индустрии сложился и действует специфический комплекс по производству товаров длительного пользования, выпуск которых в основном сосредоточен на предприятиях машиностроения и металлообработки, химической и лесной промышленности. Он отличается высоким уровнем территориальной концентрации производства. Если для отраслей легкой и пищевой промышленности, представленных во всех районах России, характерно более широкое участие в формировании товарных ресурсов в пределах зон. производства, нерегулярность выхода на межрайонный рынок, то выпуск товаров длительного пользования отличается постоянным участием предприятий в общероссийском разделении труда, влияя на товарное предложение далеко за пределами района выпуска.

      За  последние годы производство товаров  народного потребления сократилось  более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и перепрофилированием ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, появлением на потребительском рынке России высококачественных импортных изделий.

      Основное  производство товаров длительного  пользования сосредоточено в европейской части страны, где Центральный, Поволжский, Уральский и Северо-Западный районы дают почти 2/3 общероссийского выпуска.

      Часовая промышленность также переживает глубокий кризис. Объем производства в отрасли сократился почти на 70%, хотя поточности хода и надежности изделия не уступают многим мировым образцам. Производство часов отличается высоким уровнем территориальной концентрации и сосредоточено в пяти экономических районах: Центр (Москва, Орел, Владимир, Углич), Поволжье (Пенза, Самара, Чистополь, Сердобск), Северо-Запад (Петродворец), Северный Кавказ (Рос-тов-на-Дону, Владикавказ) и Урал (Челябинск, Златоуст).

      Мебельная промышленность имеет более свободный характер размещения и тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли представлены во всех экономических районах России, выделяются столичные и крупные промышленные центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась в малолесных районах европейской части страны, что было обусловлено концентрацией здесь потребителей продукции. Способствовало этому и изменение сырьевой базы: больше стали использоваться древесностружечные плиты, полимерные материалы с улучшенными декоративно-художественными характеристиками. Ведущими районами производства мебели остаются Центральный, Северо-Кавказский и Северо-Западный, надолю которых приходится почти  выпуска продукции отрасли.

      Крупнейшим  районом является Центральный: более 1/5 выпуска товаров, более всего (почти 2/5 изделий легкой промышленности и  товаров длительного пользования (более 1/4). Здесь сосредоточено значительное производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, трикотажа и обуви, телевизоров, мебели, холодильников и радиоприемников, мотоциклов и других изделий.

      К районам высокой концентрации производства товаров народного потребления относятся также Урал, где производятся товары длительного пользования — мотоциклы, стиральные машины, радиоприемники, холодильники, а также шелковые ткани; Поволжье - легковые автомобили, холодильники, шелковые ткани; Северо-Запад — телевизоры, пылесосы, льняные ткани, трикотаж, обувь.

      Другие  районы европейской части и восточной  зоны России, несмотря на достаточный уровень развития научно-технической базы и наличие трудовых ресурсов, не обеспечивают собственных потребностей и вынуждены ориентироваться на поставку продукции из других районов и из-за рубежа.

      В новых условиях российская экономика  должна представлять динамичный механизм, приспособленный к колебаниям рынка, сбалансированный по производству средств производства и предметов потребления. Структурная перестройка российской промышленности нацелена на развитие производства товаров группы Б, которая должна составлять не менее 50% в общей доле промышленности. Это требует огромных инвестиций, устранения диспропорций в размещении производства товаров народного потребления и улучшения их ассортиментнокачественной характеристики.

      Увеличение  производства потребительских товаров  связано с выводом экономики страны из глубокого экономического кризиса и проведением широкого круга мероприятий, направленных на развитие предприятий отечественной промышленности, выпускающих изделия массового спроса. Важнейшие задачи - укрепление сырьевой базы легкой промышленности; обновление морально и физически устаревшего оборудования при всемерном развитии собственного машиностроения по выпуску оборудования для этих отраслей, главным образом на предприятиях ВПК; широкое использование передовых технологий; быстрое реагирование на изменение конъюнктуры внутреннего рынка; выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым аналогам; привлечение российских и иностранных инвестиций при активном проведении протекционистской политики со стороны государства. 
 

Информация о работе Размещение отраслей, производящих товары народного потребления