Региональная география железных дорог

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Хозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимоувязанности

производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной

сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной

работы. На характере транспорта в районе влияют и другие факторы, например,

природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного

развития.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.35 Кб (Скачать)

Несмотря на высокую  роль трубопроводного и речного  транспорта в Поволжье

основную работу по транспортному обслуживанию региона  выполняют железные

дороги. На их долю приходится больше половины грузооборота района. Поволжский

район обслуживают  главным образом Куйбышевская, Приволжская  железные дороги и

частично Горьковская  и Северо-Кавказская дороги. В целом  транспортный баланс

района пассивный  ввоз грузов в 2 раз выше вывоза. Ввоз грузов осуществляется

в основном с востока, а вывоз – в западном направлении.

Куйбышевская железная дорога вытянута в широтном направлении  с запада на

восток и обслуживает  среднюю часть Поволжья, а также  связи между восточными и

западными районами страны. Более половины протяженности  дороги

электрифицировано. Это в основном две широтные магистрали: Бугульминское и

Кропачевское направления.

Большой объем  отправления грузов на дороге, а  также огромный транзитный поток

определяют весьма высокую грузонапряженность на дороге. В структуре вывоза

первое место  занимают нефтегрузы, лесные грузы, химическая продукция,

стройматериалы, машины, соль. Во ввозе преобладают уголь, металл, лес.

Крупными станциями  отправления являются Уфа, Сызрань, Салават, Пенза,

Тольятти, Бугульма.

Приволжская железная дорога обслуживает Саратовскую, Волгоградскую,

Астраханскую, и  частично, Тамбовскую и Ростовскую области. Около 15%

протяженности электрифицировано. В географической конфигурации дороги можно

выделить три  широтных и два меридиональных направления, значения каждого из

которых в перевозочной работе различны.

Наиболее крупными транспортными узлами дороги являются Волгоград, Саратов,

Астрахань. Самым  большим является Волгоградский  узел. Он осуществляет

значительный объем  перевалки грузов на железную дорогу  и обратно (лесные,

нефтяные, строительные грузы). Электрифицированные железнодорожные  линии узла

используются для  пассажирских перевозок.

В отправлении  грузов преобладают нефтегрузы, цемент, шифер, зерно, а также

прибывающие по Волге  уголь, лес, серный колчедан, металл.

Характерной особенностью дороги является тесное взаимодействие с водным

транспортом. Для  этого используют крупные порты  перевалки – Волгоград,

Саратов, Астрахань, Камышин. Через район тяготения  дороги проходят важные

транзитные нефтепроводы, которые подают нефть из Западной Сибири.

Экономический район  тяготения Северо-Кавказской железной дороги полностью

совпадает с Северо-Кавказским районом. Около 48% протяженности дороги

электрифицировано. По характеру работы дорога – вывозящая  при значительных

размерах местного сообщения и транзита. Основными  грузами вывоза являются

нефть, уголь, минеральные  строительные материалы. Во ввозе преобладают  лес,

черные металлы, нефтепродукты.

Основной магистралью  Северо-Кавказской железной дороги является

электрифицированная линия Ростов-на-Дону – Минеральные  Воды – Гудермес –

Махачкала, пересекающая район с северо-запада на юго-восток. Связь Северного

Кавказа с районами Нижнего Поволжья обеспечивают два  направления: Кизляр –

Астрахань и Тихорецая  – Волгоград. Наиболее разветвленную  сеть

железнодорожных линий имеет  северо-западная часть  дороги. Она имеет выход к

портам Новороссийск, Туапсе, Ростов-на-Дону, Таганрог.

Наиболее крупными железнодорожными узлами на дороге являются Ростов-на-Дону,

Армавир, Краснодар.

Железнодорожная сеть Урала включает Южно-Уральскую  и частично Куйбышевскую и

Горьковскую дороги.

Южно-Уральская  железная дорога обслуживает области  Южного Урала –

Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую.

Южно-Уральская  дорога состоит из ряда широтных и  меридиональных линий. Линия,

являющаяся частью большого направления Москва – Челябинск  – Иркутск –

Владивосток, обслуживает  крупнейший промышленный центр Урала  – Челябинск,

промышленность  Кургана, сельское хозяйство Челябинской, Курганской областей.

По ней следуют  самые крупные грузопотоки, линия  электрифицирована на всей

протяженности

Линия Тобол –  Магнитогорск обслуживает крупнейший в стране металлургический

центр – Магнитогорск, добывающую промышленность горной Башкирии и является

западным звеном Южно-Сибирской магистрали.

Меридиональный  ход Челябинск – Орск, являясь  продолжением линии Приобье –

Екатеринбург –  Полевской, соединяет три широтные магистрали и обеспечивает

обмен грузов между  Средним и Южным Уралом.

Крупнейшими отправителями  металлических изделий являются Челябинск,

Магнитогорск, Орск, Оренбург, Курган. Большие объемы отправления  минерально-

строительных грузов имеют Челябинский узел, станции  Магнитогорск, Флюсовая,

Новотроицк.

Основными центрами прибытия угля и кокса служат центры черной и цветной

металлургии и  электроэнергетики: Магнитогорск, Челябинск, Южноуральск, Орск,

Новотроицк, Троицк. В металлургические центры прибывают  крупные партии руды.

Из других грузов во ввозе превалируют строительные материалы и зерно.

Крупнейшими транспортными  узлами по размерам местного грузооборота являются

Челябинск, Магнитогорск, Орск, Троицк, Оренбург. Почти для  всех для них

характерны также  большие размеры транзитных потоков.

Западно-Сибирская  железная дорога обслуживает Алтайский  край, Омскую и

Новосибирскую области. Более 60% протяженности участков электрифицированы. В

ее состав вошли  следующие участки:

Омск – Новосибирск  – Болотная (звено Транссиба), полностью  электрифицированный.

Большой удельный вес в работе дороги имеют транзитные перевозки каменного

угля из Кузбасса на запад и леса из Восточной Сибири, идущего в европейскую

часть страны.

В вывозе Западно-Сибирской  дороги преобладают зерновые и нефтяные грузы,

Последние отправляются с одного из крупнейших в стране Омского

нефтеперерабатывающего  завода и со станций, где железная дорога

взаимодействует с нефтепроводами.

Наиболее крупными транспортными узлами Западно-Сибирской  железной дороги

являются Новосибирск, Омск, Барнаул.

Кемеровская железная дорога обслуживает Кемеровскую  и Томскую области. В зоне

деятельности дороги – мощный территориально-производственный комплекс,

сложившийся вокруг Кузбасса. Кемеровская дорога расположена  на крайнем юго-

востоке Западно-Сибирского экономического района и включает:

участок Болотная – Ботогол:

линии, обслуживающие  угольные и другие промышленные районы Кузбасса:

Тогучин—Ленинск-Кузнецкий  – Новокузнецк – Таштагол. (основная дорога

Кузнецкого угольного  бассейна, дающая выход на Транссиб), Анжеро-Судженск,

Ленинск-Кузнецкий  и отходящие от этих линий ветки;

участок Белово –  Междуреченск Южно-Сибирской магистрали;

линию Анжеро-Судженск – Томск – Асино –Белый Яр.

Более 90% объема погрузки на дороге приходится на уголь, руду, черные

металлы, стройматериалы.

Во ввозе основное место занимают руды, лес, нефть. В  восточную часть  района

завозятся энергетические угли из Канско-Ачинского бассейна.

Во внутрирайонных перевозках преобладают уголь, руда, минеральные

строительные материалы, лес.

Наиболее крупным  транспортным узлом Кемеровской  дороги является Новокузнецк,

Кемерово, Томск, Междуреченск, Анжеро-Судженск.

Красноярская железная дорога расположена на юго-западе Восточно-Сибирского

экономического  района, почти целиком в пределах Красноярского края,

являющегося одной  из наиболее важных частей Восточной  Сибири.

Главной линией Красноярской дороги является участок Транссибирской магистрали

Богомол – Красноярск – Тайшет, электрифицированный на всей протяженности. Он

обслуживает Красноярск, Ачинск, и другие города  центральной  части

Красноярского края.

К Транссибирской магистрали примыкает электрифицированная  Южно-Сибирская

Магистраль (Междуреченск – Абакан – Тайшет). Транссибирская и Южно-Сибирская

магистрали соединены  линиями Клюквенная – Саянская и  Ачинск – Абакан.

Во ввозе главное  место принадлежит нефтепродуктам, черным металлам и

стройматериалам.  В вывозе – уголь, лес, стройматериалы, руды черных и

цветных металлов.

Важнейшие транспортные узлы – Красноярск, Ачинск, Абакан, Дудинка.

Восточно-Сибирская  железная дорога расположена на юге  Восточно-Сибирского

района и обслуживает  Иркутскую область и Бурятию. Свыше 80% протяженности

дороги электрифицировано

Главный ход дороги Тайшет – Иркутск – Улан-Удэ  является звеном Транссибирской

магистрали. Вместе с тем на этом ходу расположены  и им обслуживаются почти

все основные хозяйственные  и культурные центры юга Восточной  Сибири.

Среди вывозимых  по дороге грузов преобладают лес, уголь, железная руда и

зерно. Ввозятся главным  образом нефтяные продукты, черные металлы,

минеральные строительные материалы.  В пределах дороги перевозятся  уголь,

лес, стройматериалы.

Восточно-Сибирская  дорога взаимодействует с важными  речными путями – Ангарой

и Леной. Поэтому  в район ее тяготения попадают северные районы Иркутской

области и почти  вся Якутия.

Наиболее важными  транспортными узлами являются Иркутск, Улан-Удэ, Ангарск,

Тайшет, Братск.

Забайкальская железная дорога расположена на юго-востоке  Восточно-Сибирского

и юго-западе Дальневосточного района и обслуживает Читинскую  и Амурскую

области. Дорога пересекает горные хребты Забайкалья и поэтому  имеет сложный

профиль

На дороге преобладают  транзитные перевозки. В вывозе преобладают  уголь,

концентраты цветных  металлов, ввозятся каменный уголь, нефтепродукты.

Забайкальская железная дорога в ряде пунктов взаимодействует  с Амурским

пароходством. Главные  транспортные узлы – Чита Белогорск, Благовещенск.

Дальневосточная железная дорога граничит на западе с  Забайкальской дорогой,

на севере с  Байкало-Амурской, а на юге – с  железнодорожной сетью Китая.

Информация о работе Региональная география железных дорог