Грузовая и коммерческая работа железных дорог

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

В работе содержится информация об основах грузовой и коммерческой работы железных дорог и промышленного транспорта. Общие сведения о перевозочном процессе. Техническая и коммерческая эксплуатация – две стороны организации перевозочного процесса. Организационная структура управления грузовой и коммерческой работой.

Работа содержит 1 файл

kr.docx

— 96.79 Кб (Скачать)

          1. Основы грузовой и коммерческой работы железных дорог и промышленного транспорта. Общие сведения о перевозочном процессе. Техническая и коммерческая эксплуатация – две стороны организации перевозочного процесса. Организационная структура управления грузовой и коммерческой работой.  
 

                      Общие сведения о перевозочном процессе

    Любые продукты производства или добычи, принятые к перевозке, называются грузами. Предприятия, организации, учреждения и отдельные граждане, сдающие грузы к перевозке, называются грузоотправителями, а получающие - грузополучателями.

    Перевозка грузов железнодорожным транспортом  осуществляется на основании договора перевозки, который оформляют отправитель и железная дорога в пользу третьего лица - грузополучателя. Договор перевозки оформляется в виде перевозочного документа, называемого накладной. Условия договора перевозки четко определены Уставом железных дорог. Согласно этим условиям железная дорога обязуется доставить вверенный ей грузоотправителем груз со станции отправления на станцию назначения в установленный срок, в сохранности и выдать правомочному получателю. Отправитель обязан предъявить груз к перевозке в состоянии, определяемом «Правилами перевозок», и рассчитаться с дорогой за перевозку. Грузополучатель обязан принять и вывезти со станции назначения груз, очистить подвижной состав, внести дополнительные платы, сборы и возместить дороге убытки, если они возникли в процессе перевозки этой отправки (партии) груза. Грузополучатель возмещает дороге и те платежи, которые по разным причинам не уплатил отправитель. Договор перевозки вступает в силу, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной. За неисполнение условий договора перевозки законодательством предусмотрена материальная ответственность.

    Грузоотправитель является первоначальным грузовладельцем.

    В рыночных условиях работы транспорта грузовладельцем может быть любой  субъект экономической деятельности государства. Железная дорога, приняв груз к перевозке и выдав грузоотправителю квитанцию о приеме груза также становится временным грузовладельцем, т. к. она имеет залоговое право на груз в обеспечении всех платежей, вытекающих из договора на перевозку. Это право остается в силе до тех пор, пока груз находится в ведении железной дороги.

    Действие  залогового права определяется внутренними  законами и правилами той страны, где должна происходить выдача груза. После уплаты железной дороге платежей и принятия груза грузовладельцем становится грузополучатель.

    Плательщиком  причитающихся железной дороге платежей, как правило, выступает грузовладелец (отправитель или получатель). Однако в ряде случаев плательщиками могу выступать экспедитор, брокер и другие субъекты экономической деятельности, связанные определенными договорами с грузовладельцем.

    Перевозочный  процесс (перевозка) на транспорте является сложным производственным процессом, состоящим из совокупности взаимодействующих операций. Он начинается на складе грузоотправителя и заканчивается на складе грузополучателя. Перевозочный процесс включает три главных элемента: начальные операции в пункте отправления; собственно перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения; конечные операции в пункте назначения. Если к складам грузоотправителя подходят железнодорожные пути, то в состав первого элемента входит подготовка груза к отправлению, накопление его на складе, подача порожних вагонов под погрузку, уборка загруженных вагонов от грузовых фронтов, декларирование грузов (при необходимости), прохождение таможенных операций, оформление перевозочных документов, а также документов, прилагаемых к ним (грузовых таможенных деклараций, карантинных и ветеринарных свидетельств, счетов-фактур, сертификатов качества и др.), сдача вагонов железной дороге, формирование поездов и подготовка их к отправлению.

    В состав второго элемента входит движение груза в поездах до станции назначения. В пути следования могут выполняться такие операции: переформирование поездов, отцепка и прицепка вагонов, переадресовка грузов, сортировка мелких отправок по направлениям следования, перегрузка грузов из неисправных вагонов в другие, передача вагонов с грузом по  международным стыковым станциям и по передаточным станциям в межгосударственном сообщении, передача грузов с одного вида транспорта на другой.

    Третий  элемент включает расформирование  поездов, подачу вагонов под выгрузку, прохождение таможенных операций (при необходимости); операции по перевеске грузов, отбору и разделке пробы груза, приема и сдачи вагонов.

    Если  к промышленному предприятию  железнодорожные пути не подходят, то в состав первого элемента дополнительно входит доставка фу за отправителя на станцию, а в составе третьего - доставка груза со станции на склад грузополучателя. Доставка обычно выполняется автомобильным транспортом.

    Результатом перевозок, их продукцией является перемещение  грузов. Перемещение может быть в  пределах промышленных предприятий, между ними, а также между ними и транспортом общего пользования. Продукция перевозок (транспорта) измеряется в тоннах или тон-нокилометрах. В отличие от продукции производства она обладает некоторой спецификой: ее нельзя накоплять; все грузы (сырье, полуфабрикаты и готовая продукция) попадают на транспорт в готовом виде; транспорт не создает новых продуктов и не изменяет свойства перевозимых грузов; транспортная продукция неотделима от транспортных средств; производственный процесс и продукция на транспорте совпадают во времени; стоимость перевозимых грузов увеличивается на сумму транспортных расходов.

    Перевозочный  процесс осуществляется многими  транспортными подразделениями. Их тесная взаимозависимость в работе требует регламентации всех выполняемых операций. Эта регламентация находит свое выражение в виде технологии. Технология определяет порядок исполнения операций с указанием их продолжительности, последовательности или параллельности. используемого инструмента и оборудования, затрат материалов и труда. Например, существуют технологии производства грузовых работ на грузовом пункте, технология выполнения коммерческих операций при сдаче груза к перевозке и т.д.

    Существуют  технологические процессы станции  и других подразделений транспорта, по существу представляющих свод отдельных технологий по важнейшим техническим и коммерческим работам данного подразделения.

    Технологическим процессом работы грузовой станции  называется рациональная система организации работы, основанная на широком внедрении передовых методов и предусматривающая наиболее эффективное использование технических средств. Он определяет порядок выполнения операций, обеспечивающих безусловное соблюдение требований Устава и Правил перевозок грузов, наилучшее использование перерабатывающей способности технических средств грузового хозяйства, максимальное повышение производительности труда, своевременную обработку вагонов, грузов и документов, ускорение оборота вагонов, сохранность грузов и высокую культуру обслуживания отправителей и получателей грузов. В отдельных случаях для крупных грузовых пунктов (постов) составляют самостоятельные отдельные) технологические процессы, увязанные с технологией работы станции временем подачи и уборки вагонов под грузовые операции.

    Технология  перевозок - это строго регламентированный порядок работы транспортных подразделений при осуществлении ими перевозки грузов.

    В тесной связи с технологией находится  организация перевозок. Термин "организация" - понятие емкое. В данном случае оно включает в себя совокупность, упорядоченность и согласованность действий грузоотправителей, транспортных подразделений и грузополучателей, а также технологических процессов, образующих взаимосвязи между элементами перевозочного процесса.

    Организация перевозок определяется руководящими документами. Основными из них являются: Закон Украины "О транспорте", Устав железных дорог. Правила перевозок грузов. Технические условия погрузки грузов на открытом подвижном составе. Правила технической эксплуатации железных дорог Украины, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Украины, Инструкция по эксплуатации подъездного пути, Единый технологический процесс работы промышленного (ведомственного) железнодорожного транспорта и станции примыкания и

др.

    К основным принципам организации  перевозочного процесса на транспорте в условиях свободного рынка можно  отнести: 1) транспорт должен приносить  прибыль, на основе новых экономических  условий работы с клиентурой, развитие хозрасчета и формирования рынка  транспортных услуг; 2) усиление внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции  между транспортными организациями. Для этого транспортное предприятие должно иметь и обеспечить информацию по следующим вопросам: особенности функционирования различных видов транспорта и круг представляемых клиентуре услуг; уровень тарифов на различных видах транспорта и принципы их построения; преимущества, которые может обеспечить клиентуре перевозка грузов данным транспортным предприятием, его виды деятельности, проблемы и перспективы; транспортные тарифы в зоне деятельности транспортного предприятия и законодательство, касающееся взаимоотношений транспорта и клиентуры; специфические требования, предъявляемые грузоотправителями транспорту, а также характер внутренних проблем клиентуры, которые могут быть решены за счет улучшения транспортного обслуживания; состояние рынка товаров, производимых теми или иными фактическими или потенциальными клиентами транспортного предприятия; 3) поиск перспектив расширения деятельности транспортного предприятия, в структуре которого в обязательном порядке предусматривается подразделение, занимающееся вопросами маркетинга (продажа услуг, изучение состояния рынка, рекламы, связь с общественностью, изучение грузопотока). Это подразделение должно разрабатывать и реализовать специфические программы изучения и "обработки" потенциальных клиентов, которые интересуются выгодными для них услугами транспорта.

               Техническая и коммерческая эксплуатация - две стороны организации перевозочного процесса

    Рациональная организация перевозочного процесса на транспорте и управление им с учетом наилучшего (интенсивного) использования трудовых ресурсов и технических средств называется эксплуатационной работой или эксплуатацией транспорта.

    Эксплуатация  железнодорожного транспорта подразделяется на техническую и коммерческую. Техническая эксплуатация включает в себя только внутреннюю деятельность железнодорожного транспорта, которую осуществляют железнодорожники без участия грузоотправителей и грузополучателей. К технической эксплуатации относятся организация вагонопотоков. техническое нормирование, обеспечение безопасности и разработка графиков движения поездов, рациональное использование локомотивов, вагонов, погрузочно-разгрузочных средств и др. Нормы и положения эксплуатации изложены в Правилах технической эксплуатации (ПТЭ) и инструкциях, утверждаемых отраслевым министерством.

    Коммерческая  эксплуатация определяет внешние связи  железнодорожного транспорта с грузоотправителями и грузополучателями, пользующимися им. К коммерческой эксплуатации относятся планирование перевозок, прием грузов к перевозке от отправителей и выдача их получателям, документальное оформление перевозок, хранение, погрузка, выгрузка грузов и механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ, разработка правил и условий перевозок,  организация контейнерных и пакетных перевозок, тарифы и расчеты за перевозки, обеспечение сохранности перевозимых грузов, эксплуатация складского, весового и холодильного хозяйства, транспортно-экспедиционнос обслуживание, арендное и договорное дела, увязка работы ведомственного и магистрального транспорта, организация контрольно-ревизионной работы, организация перевозок пассажиров и багажа.

    Правовой  основой коммерческой эксплуатации служит Устав железных дорог.

    В условиях рынка коммерческая эксплуатация железнодорожного транспорта определяет формы экономического и коммерческого сотрудничества с клиентурой. В первую очередь, внимание уделяется анализу мотивов, заставляющих клиентов обращаться к услугам того или иного перевозчика, что позволяет обоснованно убедить его в целесообразности обращения к услугам транспортного предприятия или компании. В качестве основных мотивов, определяющих выбор вида транспорта или компании, выступают: привычка, стремление к экономии, удобство взаимодействия, надежность, уровень сохранности грузов, скорость доставки, наличие дополнительных услуг, дружелюбность и любезность персонала, добросовестность перевозчика, репутация перевозчика среди грузоотправителей, требования рынка, политические интересы, наличие личных взаимоотношений, условия конкуренции и др. факторы.

                    Организационная структура управления грузовой и коммерческой работой

    Управление  грузовой и коммерческой работой  на магистральном железнодорожном транспорте представляет собой многозвенную структуру управления работой всех подразделений железных дорог от станции до Министерства транспорта Украины.

    Работа  по совершенствованию организационных  структур управления проводится на линейных предприятиях, в отделениях и управлениях дорог. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) повышается самостоятельность железных дорог и отделений дорог в хозяйствовании, возрастают их права и ответственность. Начальники дорог по согласованию с Министерством могут создавать в управлениях и отделениях железных дорог структурные подразделения, в соответствии с законом.

Информация о работе Грузовая и коммерческая работа железных дорог