Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Проблемам территориального экономического устройства государства уделили внимание великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие другие. Особенности России -- ее огромная территория и разнообразие природно-экономических, социальных и других условий -- безусловно требовали развития региональных исследований и децентрализации самой науки.

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Контрольная работа.doc

— 376.13 Кб (Скачать)

     Если в процессе исполнения бюджета выясняется, что имеющихся доходов недостаточно для покрытия расходов бюджетов, то сокращаются эти расходы. Данный процесс получил название «секвестирование бюджетных расходов». Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит данного понятия, но то, что в практике бюджетной деятельности сокращение расходов бюджета реально применяется как метод бюджетного регулирования, сомнения не вызывает.

     Секвестр (от лат. sequestrum - ограничение) - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетом расходов.

     Таким образом, процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

При этом основное правовое отличие собственных доходов и регулирующих доходов бюджетов заключается в том, что право на собственный доход возникает у бюджета в силу нормативного правового акта (например, Налогового кодекса Российской Федерации или Бюджетного кодекса Российской Федерации) и это право действует столько, сколько будет действовать тот нормативный правовой акт, которым данное право установлено. Право же на регулирующие доходы возникает при утверждении того бюджета, который регулирует нижестоящие бюджеты. И это право действует в течение текущего финансового года (то есть столько, сколько действует правовой акт, утвердивший вышестоящий бюджет).  

     48. Специальная экономическая зона.

     Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

     В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

     Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

     На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

      - Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;

      - Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;

      - Предоставляется ряд налоговых преференций;

      - Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

     В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

       -Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ

       -Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ

       -Портовые зоны

       -Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ. 
     
     

      58. Методы и формы реализации региональной политики в Российской Федерации.

      В практическом осуществлении задач региональной политики большое место отводится таким методам и формам прямого государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.

      Переход к рыночным отношениям обусловил отказ от государственного планирования экономического и социального развития страны и ее регионов и замену его более мягкими формами государственного регулирования и прогнозирования. Совершенствование регионального прогнозирования должно опираться на положения закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», утвержденного Указом Президента. Этот Закон и «Основные положения» региональной политики усиливают перспективы и цели прогнозных и программных работ, расширяют их временной горизонт, связывают воедино текущие и долгосрочные, прогнозные и целеполагающие документы, придают им государственный характер, определяют необходимость подготовки дополнительных прогнозов по отдельным аспектам социально-экономического и научно-технического развития. Непременным условием качественного улучшения содержательной части прогнозов, концепций и программ должно быть наличие в этих документах полноценного регионального анализа.

      Региональный аспект исследований позволяет не только дополнить и детализировать прогнозные показатели, полученные в результате макроэкономического и отраслевого анализа, но и скорректировать их за счет большего приближения к реальной экономической ситуации на основе информации с мест и учета региональных различий в процессе экономических преобразований. Проработка регионального раздела общероссийских прогнозов и программ дает субъектам Российской Федерации необходимые ориентиры, позволяющие им видеть господствующие тенденции, примерные количественные параметры прогнозного развития, свое место в происходящих процессах межрегионального разделения труда, наметить и скорректировать в предвидении прогнозируемой динамики общероссийского и региональных рынков свои регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы, идущие в регионе.

      Законодательное закрепление необходимости перспективных прогнозных и программных работ на государственном уровне резко повышает значимость их регионального раздела, так как проблемы изменения территориальной структуры экономики в желаемом для общества направлении по своей сути могут быть реально поставлены и решены лишь в достаточно длительной перспективе. В связи с этим вновь становятся актуальными такие стратегически важные задачи, как использование экономических преимуществ межрегионального разделения труда и территориальной интеграции общероссийского рынка, недопущение чрезмерно резких региональных различий в уровне экономического и социального развития, формирование целесообразных пропорций в развитии экономики западных и восточных районов, радикальное решение вопросов трансформирования экономики и социальной сферы районов Крайнего Севера, структурная перестройка экономики депрессивных и слаборазвитых районов, формирование специализированных зон сельскохозяйственного производства и т. д.

      Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место по своему комплексному воздействию занимают разработка и реализация федеральных целевых программ.

      Чисто региональной направленностью отличаются федеральные целевые программы комплексного развития территорий, различающиеся в зависимости от типа проблемных районов. Такими программами охватываются регионы, занимающие особое геополитическое положение (Дальний Восток, Курильские острова, Калининградская обл.), депрессивные и слаборазвитые (районы Крайнего Севера и Восточной Сибири, Северного Кавказа и Прикаспия), а также имеющие важное социальное и экономическое значение (Саха (Якутия), малые и средние города России и др.). По перечисленным территориям уже сформированы, утверждены или находятся на стадии организации целевые программы регионального развития.

     Следует особо выделить стратегическое значение для экономики России выполнения подготовленных в конце 1990-х гг. федеральных программ: «Сибирь» и Президентской программы по Дальнему Востоку и Забайкалью, осуществляемых вместе с региональными программами развития Республик Саха (Якутия), Хакасия, Тыва, Бурятия, Тюменской и Читинской области, Таймырского и Агинского автономных округов, освоения природных ресурсов Нижнего Приангарья и др. Имеется несколько типов других программ, которые соответствуют задачам, поставленным региональной экономической политикой.

     Значительный региональный эффект в предстоящий период могут дать и федеральные отраслевые программы, такие как «Хлеб», «Рыба», «Уголь России», «Конверсия», «Возрождение торгового флота России». Они способствуют укреплению экономической базы регионов, где превалируют предприятия данных отраслей, а также существенно влияют на территориальную структуру экономики всей страны. Федеральные целевые программы социального направления, например «Дети России», «Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера» и др., реализуют задачи региональной социальной политики по стабилизации социального положения населения особо нуждающихся районов.

     Большое значение имеют программы экологического оздоровления территорий и ликвидации последствий экологических катастроф, направленные на осуществление специфических задач региональной политики в районах с тяжелой экологической обстановкой и подвергшихся стихийным бедствиям и негативному антропогенному воздействию. Среди них нужно выделить Программу по обеспечению охраны оз. Байкал, Программу ликвидации последствий стихийных бедствий, постигших Сахалинскую область, Программу ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, «Возрождение Волги» и др. В настоящее время много внимания уделяется совершенствованию методов финансирования и реализации уже сформированных программ. Повышаются требования к условиям отбора регионов для программной проработки их проблем. 
 

Расчетная часть: 

Задание 1.

Ответ:

  Общими причинами, сдерживающими развитие экономических районов в Российской Федерации является усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.  Высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды  обусловили технологическую отсталость и низкую конкурентоспособность экономических районов.

    Другой важной сдерживающей причиной является постоянное ухудшение качества добываемого сырья, горно-геологических и горнотехнических условий разработки месторождений, истощение запасов с высоким содержанием полезных компонентов.

     Кроме общих для всего экономического пространства страны сдерживающих факторов, имеются и территориальные факторы.

    Для   Волго-Вятского района сдерживающим фактором является  бедность территории полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района.

    Основные факторы, мешающие социально-экономическому развитию Поволжского экономического района, связаны с наличием следующих проблем реального сектора экономики: наличие ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре; недостаточно эффективное взаимодействие экономических субъектов между собой; низкий уровень взаимодействия между производством и наукой; недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры.

    Основными вызовами и угрозами развития Уральского района являются: значительная исчерпанность минерально-сырьевой базы на территории традиционного промышленного развития; наиболее высокий в стране уровень изношенности основных фондов в отраслях экономики, прежде всего в старопромышленных центрах Урала; недостаточный уровень развития межрегиональной транспортной инфраструктуры, не соответствующий геополитическому и геоэкономическому потенциалу округа;  резко обострившаяся в последние годы и ставшая уже хронической проблема 40 городов с монопрофильной структурой экономики; относительно низкий уровень диверсификации структуры экономики с явным доминированием в ней промышленности и сравнительно слабым развитием сферы услуг;  низкий уровень инноваций в большинстве регионов. 

    Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского экономического района,   с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису.  На текущий момент реальный сектор экономики Северо-Кавказского района развит слабо. Безработица в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне высокой - ее официальный уровень  превышает среднероссийский уровень. Имеет место скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики. В большинстве отраслей экономики Северо-Кавказского экономического района значения показателей производительности труда ниже средних значений этих показателей по Российской Федерации. 

      Экономические районы обладают определенными преимуществами.   Специалистами в сфере изучения природно-ресурсного потенциала отмечается, что в РФ лучшие условия  для жизни человека имеются в Центральном, Северо-Западном (западная часть), Поволжском, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском экономических районах.

    Природные условия на большей части территории Поволжского района являются одними из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса.   Он  занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа, что определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

      Минерально-сырьевой потенциал района значителен, практически в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в Поволжский район, имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью.  Одним из важнейших конкурентных преимуществ Поволжского экономического района является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.

    Преимуществами Северо-Кавказского экономического района является выгодное экономико-географическое положение. Это проявляется в следующем. Во-первых, он имеет выход к трем морским бассейнам - Каспийскому, Азовскому и Черному, по которым осуществляются межрайонные хозяйственные связи. Выход территории Северного Кавказа к морям не только влияет на размещение и специализацию хозяйства самого района, но и обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы.  Усиливают стратегическое и экономическое значение данного района для всей России тесные хозяйственные  и инфраструктурные связи с бывшими республиками СССР.   Выгодность положения Северного Кавказа проявляется в том, что на территории района проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья.

Информация о работе Региональная экономика и управление