Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Проблемам территориального экономического устройства государства уделили внимание великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие другие. Особенности России -- ее огромная территория и разнообразие природно-экономических, социальных и других условий -- безусловно требовали развития региональных исследований и децентрализации самой науки.

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Контрольная работа.doc

— 376.13 Кб (Скачать)

    Основными конкурентными преимуществами Уральского района   являются: ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа, занимающего срединное положение в Российской Федерации и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом; богатейшая природно-ресурсная база, включающая прежде всего крупнейшие запасы нефти и газа, которые составляют 70 - 80 процентов прогнозных нефтегазовых ресурсов страны, а также минерально-сырьевая база, которая составляет 55 - 60 процентов ресурсов минерального сырья страны;   присутствие на территории района конкурентоспособных на глобальном уровне бизнес-структур в нефте- и газодобыче, обеспечивающих более 90 процентов общероссийской добычи природного газа и 65 - 67 процентов добычи нефти, производство 40 - 45 процентов общероссийской стали, проката, стальных труб; наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций; устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики района.

      Размещение природно-ресурсного потенциала   по  территории РФ неоднородно. Оно характеризуется следующими данными:

    Таблица:

Размещение природно-ресурсного потенциала   по  территории РФ 1(в %).

Регион Топливные ресурсы Минеральные сырьевые ресурсы Лесные ресурсы Земельные ресурсы Гидроэнергетические ресурсы
Восточная Сибирь 49 14 36 10 35
Дальний Восток 30 5 28 3 41
Центральная Россия - 70 5 21 1
Западная Сибирь 17 2 13 16 8
Урал-Поволжье 1 6 6 35 6
Европейский Север 3 3 11 3 4
Юг России - - 1 12 5
  100 100 100 100 100

 

      Из приведённых данных можно сделать вывод, что обладают наиболее богатым природно-ресурсным потенциалом регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока.  На среднем уровне обеспечены природными ресурсами   регионы Центральной России, Западной Сибири и Урала-Поволжья. Наименее  обеспечены ресурсами Европейский Север и юг России.

  

     В целях оценки   природно-ресурсного потенциала экономических районов России, приведём   данные о видах природных ресурсов в экономических районах и объёмы запасов некоторых природных ресурсов: 

Таблица 9

Оценка природно-ресурсного потенциала экономических районов РФ 

Экономический район Наименование вида природного ресурса
Волго-Вятский район лесные ресурсы, торф, минеральные строительные материалы, торф Нефть Водные ресурсы Фосфориты Железная руда, титаноциркониевые пески
Поволжский район Лесные ресурсы, бурые угли Нефть, газ Водные ресурсы Сера,  поваренная  соль
Северо-Кавказский район Минеральные, термальные воды Нефть, газ Водные ресурсы Вольфрам,     молибден,    медь, свинец, цинк,  титан
Уральский район Лесные ресурсы Нефть, газ и газовый конденсат Водные ресурсы Минерально-сырьевые ресурсы: (ванадий, магнезит,

молотый тальк,   обогащенный каолин, графит,  хризотиловый асбест,   хромовые руды,   бокситы  кварциты кадмий, цинк,     железные руды  бентониты,    колчеданная сера,  медь,  золото, никель) 


 

Таблица 10

Экономический район Наименование вида природного ресурса
Волго-Вятский район            
в том числе        
калийные соли 173,0 млрд.т.      
желваковые фосфориты 2 млрд. т.      
Поволжский район:            
в том числе        
Площадь земель лесного фонда   5,8 млн га    
Общий запас древесины       725,5 млн. м. куб
Северо-Кавказский район            
В том числе        
газ     2 трлн. м. куб  
Уральский район        
в том числе        
Нефть 300-325 млн.т      
Газ       570 - 590 млрд.куб.м   
Древесина       8 млрд. куб м

Оценка природных ресурсов экономических районов РФ 

    По мнению специалистов опыт функционирования федеральных округов со временем  изменит основы экономического районирования России.

    Приведём данные об объёме ресурсного потенциала нефти и газа по федеральным округам РФ за период 2007- 2009 гг. Он характеризуется следующими данными. 

     Таблица

ДОБЫЧА НЕФТИ, ВКЛЮЧАЯ ГАЗОВЫЙ КОНДЕНСАТ 
(тысяч тонн)

  2007 2008 2009
Российская Федерация 490882 488021 494299
Северо-Западный 
федеральный округ
27404 29522 33551
Южный 
федеральный округ
13314 12611 10987
Приволжский 
федеральный округ
97351 98840 102255
Уральский 
федеральный округ
323814 319029 311195
Сибирский 
федеральный округ
13774 14385 18932
Дальневосточный 
федеральный округ
15226 13635 17378

 

 Таблица

  ДОБЫЧА ЕСТЕСТВЕННОГО ГАЗА 
(миллионов кубических метров)

  2007 2008 2009
Российская Федерация 652740 665525 584477
Северо-Западный 
федеральный округ
4320 4567 4228
Южный 
федеральный округ
18227 18114 15466
Приволжский 
федеральный округ
23829 23985 23332
Уральский 
федеральный округ
591651 601465 514555
Сибирский 
федеральный округ
6272 6423 6195
Дальневосточный 
федеральный округ
8441 10972 20701

 

     Ведущее место среди федеральных округов по добыче нефти и газа занимает Уральский федеральный округ. 
 

Задание 2.

Ответ:

    Последовательность этапов разработки целевых программ приведена в Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация,   утверждённом  Постановлением  Правительства РФ  от 26 июня 1995 г. N 594 (в редакции изменений на  23.08.2011 г)2.  В соответствии с положениями данного нормативно-правового документа приведенные в условии задачи этапы необходимо расположить в следующей последовательности:   

1. Постановка проблемы и формулирование исходного задания на разработку программы для ее решения.

Это важнейшая стадия, предшествующая разработке программы и во многом предопределяющая ее успех. При решении проблем программно-целевым методом необходимо исходить из нескольких критериев их выбора. К таким критериям относятся: значимость проблемы; невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения; принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий  и т.д. 

2. Уточнение комплексных параметров, характеризующих цели программы, определение задач ее реализации по периодам.

Требования, предъявляемые к целям целевой программы: специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). 

3. Формирование состава заданий и комплекса мероприятий для реализации программы.

Мероприятия целевой программы должны содержать следующие сведения: наименование мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта); сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта); ожидаемые результаты мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта); стоимость выполнения мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения; взаимосвязь мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями; при необходимости наименование государственного заказчика мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), если государственный заказчик мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) не является получателем средств федерального бюджета, подведомственным государственному заказчику целевой программы; заинтересованные в реализации каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) организации или группы населения. 

4. Расчет основных показателей программы, ресурсного обеспечения, затрат, оценка экономического эффекта.

Перечень вопросов и содержание сведений о  ресурсном обеспечении, необходимом для реализации программы, а также о сроках и источниках финансирования  приведено в пункте 5 главы III Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ. Главные из них - общие размеры средств, необходимые для реализации целевой программы, в том числе бюджетных средств, с распределением по годам реализации, по направлениям "капитальные вложения", "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "прочие нужды", а также по государственным заказчикам целевой программы.   
 
 

5.  Оформление программных документов, согласование и утверждение программы.

Последний и завершающий этап - оформление программных документов, согласование и утверждение программы. В зависимости от источников бюджетных средств, целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. 
 

Задача 3.

 Ответ:

      В экономической литературе приводится деление региональной экономики на отрасли специализации и обслуживающие отрасли.

       Согласно  финансовому словарю, представленному в сети Интернет на сайте «Академик»3   отрасль специализации - это отрасль, в которой  объем производства обеспечивает или превышает собственные потребности района.

      Исходя из определения, приведённого в экономическом словаре, к таким отраслям специализации можно отнести отрасли, где коэффициент уровня развития отрасли в регионе   превышает или равен единице.

      Коэффициент уровня развития отрасли в регионе  представляет собой отношение объема производственной продукции в регионе к объему ее потребления в данном регионе.

      Он рассчитывается по формуле: 

Ку  =   Опр :  Опо

Где:   Ку -   коэффициент уровня развития отрасли в регионе;

      Опр - объема производственной продукции в регионе;

      Опо - объем    потребления в   регионе.

Информация о работе Региональная экономика и управление