Рекреационное использование российских национальных парков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть понятия парков, функциональное зонирование территории национального парка, цель его организации; перечислить существующие в настоящее время в России национальные парки.
Задачами курсовой работы являются изучение развития национальных парков в современной России, их использование в туризме и научно-исследовательской деятельности, а также рассмотреть понятие мониторинг и его виды.
Актуальность темы заключается в том, что на национальные парки действующим законодательством Российской Федерации возложены важные задачи разработки и внедрения научных методов охраны природы, организации и ведения экологического мониторинга с целью сохранения или восстановления нарушенных природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектовою. Для национальных парков, расположенных преимущественно в лесной зоне, экологический мониторинг лесов занимает главное место среди других видов экологического мониторинга - почв, подземных вод, воздушной среды и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ………………………………………………….6
1.1. Образование национального парка ..............................................................6
1.2. Цели и принципы функционального зонирования национального парка…………………………………………………………………………….....8
1.3.Комплексная оценка территории………………………………………...11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………………………..14
ГЛАВА 3. РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА..20
3.1.Туризм в национальном парке…………………………………...................20
3.2.Место и роль научно-исследовательской деятельности в национальных парках...........................................................................................22
3.3. Цели и задачи планирования научных исследований и мониторинга…………………………………………………………………….23
3.4. Мониторинг………………………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы и нормативных актов……………...28

Работа содержит 1 файл

Рекреационное использование российских национальных парков..doc

— 168.00 Кб (Скачать)

    На маршрутах обычных пешеходных прогулок капиллярная влагоемкость верхнего пятисантиметрового слоя почвы падает с 50 до 23 процентов; на перегруженных же участках глубина уплотнения почвы достигает 20-30 сантиметров, то есть утрамбовывается весь корнеобитаемый слой. А это в первую очередь отрицательно влияет на аэрацию почвы. Биологической приспособляемости к данным переменам древесные растения практически лишены, растения начинают испытывать физиологическую сухость, перебои в питании и гибнуть. Не говоря уже о таких ясно видимых повреждениях как различные поломки и лесные пожары.                         

    В результате наезда отдыхающих лесные хозяйства несут немалый ущерб: потери прироста древесины, сокращение численности охотничьей фауны, снижение экологозащитных функций самого леса. В то же время, средства, вкладываемые в обустройство мест отдыха, создание необходимой инфраструктуры позволяют одновременно и привлечь большее количество желающих воспользоваться

предоставляемыми  услугами, и предотвратить нанесение  природе непоправимого ущерба.

    Порядок образования национальных парков предусмотрен в статье 14 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. В указанной статье говорится, что национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности. Согласие субъектов необходимо, поскольку Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" предписано, что национальные парки могут находиться лишь в федеральной собственности, в ведении субъектов Российской Федерации могут находиться природные парки. Постановление принимается на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 
 

    1.2.Цели и принципы функционального зонирования национального парка

    Основной задачей составления территориального плана управления национального парка является разработка системы мер по разрешению имеющихся или предполагаемых конфликтов интересов на отдельных участках территории парка. Такие меры могут предусматривать корректировку границ отдельных функциональных зон, изменение режимов их охраны и использования, выделение подзон и приоритетных участков управления и т. п. Состав функциональных зон и их расположение обычно определяются на стадии подготовки материалов обоснования организации национального парка и проходят обязательную государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне.

  Особенности режимно-планировочной структуры каждой зоны разрабатываются в Схеме организации и развития национального парка и утверждаются в Положении о нем. Как правило, зонирование проводят государственные проектные институты по специальным методикам, основанным на комплексной оценке территории. Необходимо стремиться к тому, чтобы все заинтересованные стороны и, в первую очередь, работники самого национального парка могли принять участие в обсуждении системы зонирования его территории и были своевременно оповещены о принятых решениях. Утвержденное функциональное зонирование территории является основой для принятия решений по управлению всеми видами деятельности на территории парка.

  Как показывает практика деятельности большинства национальных парков России, по прошествии 10—15 лет зонирование требует корректировки из-за накопления объективных изменений ситуации и выявления недостатков проектирования. Границы и установленный режим зон могут меняться по предложению дирекции парка в порядке, аналогичном их утверждению. При этом также требуется проведение государственной экологической экспертизы и внесение соответствующих изменений в Положение о национальном парке. 

                   1.2.1.Роль функционального зонирования

  Функциональное зонирование является важнейшим инструментом управления территорией и ресурсами национального парка, позволяющим установить для того или иного участка оптимальное соотношение мер использования и особой охраны. Функциональное зонирование определяет, какие методы управления наилучшим образом обеспечивают выполнение задач национального парка на отдельных участках его территории. Функциональная зона является основной единицей территориального управления национальным парком. 

                       

                           1.2.2. Основные задачи зонирования

    Назначение зонирования многообразно. Обычно система зонирования в любом национальном парке решает целый комплекс задач, приоритетными среди которых являются:

  -снижение антропогенного воздействия на природные и историко-культурные комплексы национального парка за счет дифференцированной планировочной структуры и регулирования рекреационных потоков;

  -эффективное функционирование службы охраны и административно-хозяйственных подразделений администрации парка;

  -создание развивающейся системы туризма и отдыха, предполагающей свободу выбора рекреационных занятий;

  -устойчивое социально-экономическое развитие территории, основой которого является историко-культурное и природное наследие.

                       1.2.3 Эффективность зонирования

    Наибольшую эффективность зонирование  продемонстрирует тогда, когда  при выделении зон будет использован  комплекс взаимоувязанных критериев  и подходов. Естественно, чем меньше  выделяется зон и чем больше  площадь каждой из них, тем легче достичь такого комплексного и эффективного зонирования.

    При оценке эффективности той  или иной системы зонирования  можно использовать четыре основных  критерия: функциональный, экологический,  экономический, социальный (по нагрузке  интересов различных групп населения). Два последних критерия на практике не всегда удается четко разделить и тогда они объединяются в единый социально-экономический критерий.

    Экологическая эффективность. С  позиций экологической эффективности  в одну и ту же функциональную зону следует включать территории, сходные по их средообразующей или экологической функции. Например, территории одного водосборного бассейна, места обитания определенных, наиболее ценных в природоохранном отношении видов и сообществ и т. д., что имеет большое значение для сохранения и реализации функций той или иной экосистемы. Иногда такие территории, входящие в единую экосистему (например, водосборный бассейн), частично оказываются за пределами парка. Эти внешние территории образуют зону, на которую национальный парк стремится распространить свое влияние и где он взаимодействует с местными и региональными органами управления. Этой зоне в соответствии с существующим законодательством следует придавать статус охранной зоны национального парка.

   Экономическая и социальная эффективность.  Значение зонирования охраняемой  территории, на которой осуществляется (или будет осуществляться в  будущем) хозяйственная деятельность, в том, чтобы по возможности  бесконфликтно сочетать различные  виды природопользования с задачами национального парка. Поэтому важно, чтобы зонирование соответствовало требованиям эффективности по нагрузке интересов и характеру использования территории, то есть базировалось на существующих границах угодий, поселений и административно-хозяйственных образований.

    Функциональная эффективность. Определяется  по степени конфликтности между  интересами различных заинтересованных  сторон, а также между приоритетными  задачами национального парка,  выполняемыми в данной зоне. Эталонные,  рекреационные и хозяйственные функции национального парка должны быть в максимально возможной степени территориально разобщены. Этого легче добиться, если выделенные зоны будут как можно меньше пересекаться какими-либо границами (природными, административными и т. д.). 

                        1.3. Комплексная оценка территории

    Процесс зонирования представляет собой итог сравнительной многопризнаковой оценки природных и историко-культурных комплексов на фоне определенной социально-экономической обстановки в окрестностях национального парка. Многообразие и известная внутренняя противоречивость задач национального парка требуют при функциональном зонировании его территории учитывать в едином решении многие факторы, критерии и подходы. Важнейшие из них — природоохранная и историко-культурная ценность территории, рекреационные ресурсы и возможность их использования, социально-экономические условия, инженерно-строительная оценка территории.

    К наиболее важным критериям, обосновывающим природоохранную ценность отдельных участков, относятся типичность или уникальность природного комплекса, связанных с ним сообществ растений и животных. Для правильного подхода к выделению функциональных зон национального парка необходимо знать и учитывать характер и степень антропогенной нарушенности природных комплексов, а также расположение на территории объектов, требующих особой охраны (геологических, гидрологических, ботанических, зоологических, историко-культурных и др.). Часть этих объектов обладает также рекреационной уникальностью и является особо ценным ресурсом познавательного туризма.

    В качестве объекта оценки наиболее удобны и объективны природные территориальные комплексы (далее — ПТК), отображаемые на ландшафтной карте. Они обладают необходимой для оценки однородностью природных условий и свойств в пределах своих границ.

    При подготовке зонирования национального парка обычно проводятся:

ландшафтное картографирование территории и  составление прикладных карт (эталонные  участки ПТК, условия существования  биоты, устойчивость ПТК, благоприятность ПТК для рекреационного использования, аттрактивность ПТК и т. п.);

анализ  нарушенности природных комплексов в результате хозяйственной деятельности;

    -анализ состава и размещения памятников природы (комплексных, геологических, геоморфологических, гидрологических и др.);

    -выявление и анализ размещения ценных лесных участков;

    -анализ мест концентрации редких и охраняемых видов растений;

    -анализ состава и размещения ценных зоологических объектов;

оценка  рекреационных ресурсов (климата, целебных минеральных вод и грязей);

оценка  рельефа и растительного покрова  по степени их благоприятности для  рекреации;

    -оценка живописности территории;

    -анализ наличия и размещения ресурсов для различных видов рекреационных занятий (познавательного туризма и экскурсий, горного туризма, альпинизма, водных видов отдыха, собирательской рекреации, любительского и спортивного рыболовства и др.);

    -анализ современного развития рекреации;

    -анализ факторов, ограничивающих развитие рекреации (неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, очаги природных инфекций, участки с повышенным радиационным фоном и др.);

    -анализ историко-культурного потенциала территории и возможности его использования в целях развития рекреации;

    -оценка инженерно-геологических и инженерно-строительных условий;

    -оценка социально-экономических условий в районе расположения проектируемого национального парка (особенности расселения и структура занятости, потребность в основных природных ресурсах, размещение сельскохозяйственных угодий, объектов промышленности, транспорта и связи, социально-культурная сфера и др.).

    При комплексной оценке используются все доступные материалы (литературные, фондовые и ведомственные), предложения ученых и специалистов, природоохранных организаций, данные специальных исследований. При анализе каждого из факторов и их последующей интерпретации в форме комплексной оценки территории можно использовать “Методические рекомендации по выбору и организации территории государственных природных национальных парков (ГПНП) (основные положения)” (1986), “Методику проектирования государственных природных национальных парков в РСФСР” (1987) и “Временные указания о составе, порядке разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на национальные парки системы Рослесхоза” (2000).

Информация о работе Рекреационное использование российских национальных парков