Роль иностранного капитала в экономике России, его региональная структура и стратегия планирования привлечения иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ключевым и определяющим моментом является достижение стабильного роста российской экономики. Решение данной проблемы невозможно без интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство и без привлечения иностранных инвестиций. Именно динамично растущие иностранные инвестиции с материализованными в них инновациями и прогрессивными средствами труда, органично соединяясь с национальными ресурсами, являются важнейшим средством обеспечения экономического роста, технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, макро- и мезоуровнях.

Содержание

Содержание

Введение 2
Часть 1. Стратегическое планирование
Глава 1. Сущность иностранных инвестиций и их виды 4
Глава 2. Роль иностранного капитала в национальной экономике 7
Глава 3. Состояние инвестиционного процесса в России 9
Основные страны-инвесторы 11
Структура иностранных инвестиций по их видам 11
Отраслевая структура иностранных инвестиций 12
Глава 4. Оценка инвестиционного климата России 14
Глава 5. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию 18
Часть 2. Региональная экономика
Глава 6. Региональная структура иностранных инвестиций 25
Глава 7. Инвестиционный климат региона 28
Глава 8. Региональная инвестиционная политика 33

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 488.81 Кб (Скачать)

документации  и результатов инженерных изысканий.

• Устранение ограничений, связанных с отнесением проектной документации

к типовой.

• Предоставление возможности получения разрешения на строительство 

на основании  заключения негосударственной экспертизы.

• Установление ответственности за необоснованные отказ в выдаче

разрешений  на строительство и ввод объекта  в эксплуатацию .

• Строительство  промышленных объектов по стандартам Европейского союза.

Таможенное  администрирование

• Минимизация  отсылочных норм, перенос регулирования  с ведомственного на уровень постановлений  Правительства Российской Федерации, устанавливающих четкую процедуру  таможенного оформления с указанием  сроков, последствий их неисполнения.

• Распространение  практики подачи деклараций в электронном  виде, установление запрета на отказ  в приеме декларации.

• Упрощение  процедуры таможенного оформления экспорта, включая сокращение объема информации и документов, представляемых при таможенном оформлении,  ограничение  права таможенных органов требовать  дополнительные документы при таможенном оформлении, сокращение сроков оформления до 4-6 часов для машинотехнической продукции и высокотехнологичных товаров.

• Развитие  механизма финансовых гарантий

• Упрощение  порядка временного ввоза высокотехнологичного оборудования

• Ликвидация требования о подтверждении таможенной стоимости при экспорте товаров, в отношении которых не установлена  таможенная пошлина 

Снижение  административных барьеров по отраслям

Оптимизация функций государства при предоставлении услуг в следующих сферах:

- сельское  хозяйство

- строительство

- образование

- здравоохранение

- промышленность

- транспорт  и связь

- торговля  и ВЭД

- природопользование

- рыболовство

- земельно-имущественные  отношения и регистрация прав  на недвижимое имущество

- миграция  и паспортно-визовое обслуживание

Страхование ответственности вместо разрешений (Законопроект «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности».  Законопроект предполагает формирование комплексной системы возмещения вреда, защищает интересы как государства, так и бизнеса, охватывает 5 видов деятельности (водный транспорт), но в перспективе имеется потенциал для целого ряда видов, один из них – пожарная безопасность)

Установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности.

• Переход к электронным государственным услугам.

Переход к электронным государственным закупкам

(переход  на электронные торги в режиме  «реального времени» при осуществлении  государственных закупок)

Оптимизация миграционного режима

Проблемы

Сложный механизм квотирования:

- на  практике не выполняет функций  контроля потоков неквалифицированных  мигрантов (квоты перепродаются  на рынке),

- не  учитывает реальных потребностей  страны в иностранных трудовых  ресурсах, и, в то же время,  является серьезным административным  барьером для добросовестных  инвесторов и привлечения высококвалифицированных  специалистов.

Трудность получения разрешений на работу (большой объем требуемой документации, чрезмерные требования, непрозрачные процедуры, длительные сроки рассмотрения заявок), короткие сроки действия разрешений и виз.

Ограничения в перемещении по стране (необходимость постановки и снятия с учета –в 3-дневный срок – при каждом перемещении по стране, ограничение сроков и количества мест командирования, ограничения по въезду-выезду при первом сроке пребывания в стране –одноразовая 3-месячная виза – и на выезд из страны в период переоформления визы).

Практика применения миграционного режима не соответствует установленным законодательным нормам (задержки выхода приказов, распоряжений, уведомлений, превышение сроков рассмотрения, дифференцированность правоприменения в различных регионах).

Сложность привлечения иностранных ученых и профессоров (отсутствие

соответствующей категории виз с упрощенной процедурой получения, правом длительного безвыездного пребывания и свободой перемещения  в/из/по стране).

Меры:

• Снятие квот в отношении высококвалифицированных  специалистов.

• Льготный режим для высококвалифицированных  специалистов: взаимное признание медицинских  справок между странами, упрощение  правил признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, выданных зарубежными учебными заведениями.

• Возможность  выдачи генерального корпоративного разрешения на привлечение иностранных работников компаниям, осуществляющим инвестиции по приоритетным проектам, определяемым постановлением Правительства Российской Федерации.

• Уменьшение сроков выдачи разрешений на работу и  виз,  увеличения сроков

их действия до 3 лет при наличии соответствующего контракта с работодателем.

• Отмена необходимости постановки и снятия с миграционного учета при  поездках внутри страны.

• Выдача иностранным работникам разрешений на работу с действием на всей

территории  России в случае работы специалиста  в двух и более регионах страны.

• Подписание двусторонних соглашений по упрощению  миграционных процедур по аналогии с  Францией.

Подключение к объектам инфраструктуры

Проблемы:

Законодательство  содержит только общие направления  регламентации присоединения к  объектам инфраструктуры, позволяющие  коммунальным организациям на законных основаниях злоупотреблять своим монопольным  положением (за исключением электрических  сетей в части малого бизнеса), это приводит к следующим негативным последствиям на практике:

• отказ  в присоединении объекта инвестора;

• навязывание  инвестору дополнительных обязательств  (100% предоплата, сооружение за счет инвестора  объектов за пределами участка инвестора, навязывание дополнительных  услуг  и др.);

• нарушение  сроков присоединения  со стороны  коммунальных и электросетевых организаций;

• предоставление коммунальными организациями не соответствующих действительности предварительных технических условий  на этапе формирования земельного участка;

• отсутствие ответственности за фактические  нарушения договорных обязательств коммунальных организаций.

Меры:

  • Устранить пробелы в законодательстве допускающие нарушение коммунальными организациями (сетевыми организациями) законных интересов инвесторов в процессе подключения.
  • Разработать и принять правила недискриминационного доступа к коммунальным услугам и типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры.
  • Ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства коммунальными организациями (сетевыми компаниями).
  • Конкретизировать перечень расходов коммунальных организаций относимых к плате за подключение и к тарифу на оказание самой услуги.
  • По результатам принятия необходимых нормативных актов провести информационную кампанию по доведению до инвесторов их основных положений.

   Таким образом, одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению иностранных  инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит приток отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России  является, по мнению аналитиков, еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.

     Использование вышеназванных инструментов позволит не только сформировать благоприятный  инвестиционный климат, но и реализовать  инвестиционную политику, которая будет направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.

 

Глава 6. Региональная структура иностранных инвестиций

     Проанализируем  данные по притоку иностранных инвестиций за 2009 г. Следует заметить, что в 2009 году наблюдался кризисный спад инвестиций в российскую экономику, инвестиционные процессы пошли на спад, поэтому  данные не являются показательными, однако в целях изучения пропорций распределения  это не принципиально.

     К тому же следует помнить, что структура  несколько поменялась в связи  с образованием Северо-Кавказского федерального округа в январе 2010 года.

Рис.5. Объем иностранных инвестиций на душу населения по федеральным округам в 2009 г.

Источник: Росстат

     Как видно на диаграмме, лидером по показателю иностранных инвестиций на душу населения  является Центральный федеральный  округ, ненамного отстает от него Дальневосточный ФО. Наименьший объем  иностранных инвестиций в пересчете  на душу населения поступает в  Южный и Сибирский федеральные  округа.

     Важной  особенностью размещения иностранного капитала между федеральными округами является то, что «выравнивание» объемов  привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе. Например, в Центральном округе параметрообразующими регионами являются Москва и Московская область, в Северо-Западном – Санкт-Петербург и Республика Коми, в Южном округе – Краснодарский край, в Уральском – Челябинская область, в Сибирском – Омская и Иркутская области. Эта неравномерность объясняется либо реализацией на территориях регионов отдельных крупных проектов, либо наличием у них условий, сопоставимых с отраслевыми предпочтениями иностранных инвесторов. Не менее важным фактором, оказавшим влияние на формирование структуры территориального распределения зарубежных капиталов, является и то, что иностранное инвестирование в Россию происходит в условиях беспрецедентной дифференциации экономического пространства.

     Особенности территориально-регионального распределения  иностранных инвестиций в России имеют прямую связь с отраслевой структурой, поэтому привлекательность  регионов во многом обусловлена привлекательностью отдельных отраслей, расположенных  в них. В свою очередь это обусловливает  устойчивую тенденцию концентрации инвестиций в сравнительно небольшой  группе регионов – об этом говорит  тот факт, что ¼ всех субъектов  РФ аккумулирует около 90 % общего объема иностранных инвестиций. 

     Неравномерная региональная структура иностранных  инвестиций характеризуется также  высокой степенью концентрации в  крупных центрах с развитой инфраструктурой  и сравнительно высокой платежеспособностью  населения (Москва и Московская область, Санкт-Петербург), а также в регионах, отличающихся высокой плотностью экспортно-ориентированных  предприятий ТЭК (Тюменская, Омская, Челябинская, Свердловская, Самарская  области, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий АО).

Информация о работе Роль иностранного капитала в экономике России, его региональная структура и стратегия планирования привлечения иностранных инвестиций