Роль иностранного капитала в экономике России, его региональная структура и стратегия планирования привлечения иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ключевым и определяющим моментом является достижение стабильного роста российской экономики. Решение данной проблемы невозможно без интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство и без привлечения иностранных инвестиций. Именно динамично растущие иностранные инвестиции с материализованными в них инновациями и прогрессивными средствами труда, органично соединяясь с национальными ресурсами, являются важнейшим средством обеспечения экономического роста, технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, макро- и мезоуровнях.

Содержание

Содержание

Введение 2
Часть 1. Стратегическое планирование
Глава 1. Сущность иностранных инвестиций и их виды 4
Глава 2. Роль иностранного капитала в национальной экономике 7
Глава 3. Состояние инвестиционного процесса в России 9
Основные страны-инвесторы 11
Структура иностранных инвестиций по их видам 11
Отраслевая структура иностранных инвестиций 12
Глава 4. Оценка инвестиционного климата России 14
Глава 5. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию 18
Часть 2. Региональная экономика
Глава 6. Региональная структура иностранных инвестиций 25
Глава 7. Инвестиционный климат региона 28
Глава 8. Региональная инвестиционная политика 33

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 488.81 Кб (Скачать)

 

Ненецкий  автономный округ 11500
Сахалинская область 11224
Чукотский автономный округ 9380
г. Москва 3932
Ямало-Ненецкий автономный округ 1941
г. Санкт-Петербург 1206
Республика  Саха (Якутия) 1176
Калужская область 1130
Республика  Коми 942,6
Ленинградская область 764,1
Челябинская область 729,2
Московская  область 674,5
В среднем по России 645,8

Таблица 2. Регионы-лидеры по объемам иностранных инвестиций на душу населения в 2009 г.

Источник: Росстат

     Во  многих российских регионах инвестиционный процесс принял форму продвижения  совокупности конкретных инвестиционных проектов.

Таблица 3. Наиболее дорогие проекты с участием иностранного капитала

Источник: Национальное агентство  прямых инвестиций

 

Глава 7. Инвестиционный климат региона

     Россия - страна настолько резких межрегиональных  экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный  инвестор при наличии достаточной  информации об инвестиционном климате  может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности.

   Инвестиционный  климат региона определяется соотношением двух характеристик:

  • Инвестиционного потенциала
  • Инвестиционного риска

   Инвестиционный  потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

   Совокупный  потенциал региона включает следующие  интегрированные его виды:

  • Ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.
  • Производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе.
  • Потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона.
  • Инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории.
  • Инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе.
  • Трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне.
  • Институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе.
  • Финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

   Инвестиционный  риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

  • Политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;
  • Экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе.
  • Социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности.
  • Криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений.
  • Экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
  • Финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов.
  • Законодательный - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Регионы России сильно дифференцированы по соотношению  инвестиционного риска и инвестиционного  потенциала.

Рис 6. Распределение регионов России по соотношению инвестиционного риска и потенциала

Источник: Эксперт-РА

Тип 1A. Высокий потенциал при минимальном риске.  В этой группе оказались обе российские столицы Москва и Санкт-Петербург значительно оторвались от большинства российских регионов как большинству видов риска, так и по возможностям благополучного инвестирования.

Тип 2A. Инвестиционный потенциал умеренный, но риск инвестиций минимальный. В этой группе находятся Республика Татарстан и Белгородская область. Здесь особенно благоприятные условия для консервативных инвесторов, не желающих рисковать своим капиталом.

Тип 3A. А вот регионов с минимальным риском и низким потенциалом в России нет вообще. Такое положение вещей свидетельствует о том, что в России регионы с низким потенциалом не способны создать безрисковые условия для инвесторов.

Типы 1B и 2B. Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска. К этой группе относятся 18 регионов. Вместе с первыми двумя группами они могут создать «каркас» для дальнейшего развития экономики и привлечения инвесторов, как отечественных, так и иностранных.

Регионы, относящиеся к типу 2В, представлены как преимущественно промышленно  развитыми территориями (НижегородскаяПермскаяСамарскаяИркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский крайВолгоградскаяСаратовскаяРостовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска к ним со временем может присоединиться и Красноярский край.

Тип 3B. Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. Сюда относят почти половину субъектов РФ – сорок регионов попали в эту группу. Это промышленные районы, утратившие некогда солидный потенциал - Владимирская, Ивановская, Тульская области и др.  Также к этому типу относят часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АОКабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

Тип 1С  и 2С. Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом - Красноярский край, Республика Саха (Якутия)и Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим, инвестирование  сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

Тип 3C. Это второй по числу регионов тип, ему свойственны низкий потенциал и высокий риск. Для регионов этого типа требуется разработка специальных государственных структурно-инвестиционных программ, поскольку экономика этих регионов за исключением отдельных сфер малопривлекательна для инвесторов. Тип 3D очень высокий риск при низком потенциале. Чечня, Дагестан, Ингушетия малопривлекательны для инвесторов из-за их неблагоприятной этнополитической ситуации. 

 

Глава 8. Региональная инвестиционная политика

     Повышение инвестиционной привлекательности региона в первую очередь является функцией государственной власти субъекта федерации, задачей региональной стратегии. Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов связаны со снижением инвестиционного риска и совершенствованием законодательной базы деятельности инвесторов. Даже наиболее благополучные по рейтингу риска регионы имеют значительные резервы его снижения.

     Существенное  повышение потенциала для многих регионов потребует значительных инвестиций и длительного времени. Например, в Москве и Санкт-Петербурге основной задачей является улучшение экологической  и криминальной ситуации; в Татарстане - снижение социального риска; в Краснодарском крае - снижение политического и экологического риска. Большее внимание созданию законодательных условий инвестирования следует уделить в Республике Башкортостан, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской и Свердловской областях.

     Различия в социально-экономическом развитии регионов диктуют необходимость формирования эффективной и сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности. Органы местного самоуправления должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.

     В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны ориентироваться  на выравнивание регионов по социально-экономическому развитию, сглаживание дифференциации, самостоятельное развитие регионов.

     Необходимо  не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение "рассеянных" инвестиций, а формирование "региональных полюсов роста", которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в   каждом регионе.

   Основными направлениями региональной инвестиционной политики являются:

  • Развитие инвестиционного законодательства

Выделяются  в этом отношении Республики Татарстан (Закон РТ от 19 июля 1994 г.  № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»; Законодательство Республики Татарстан направлено на создание дополнительных гарантий иностранным инвесторам в пределах компетенции Республики Татарстан) и Коми (Законе Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми»), Ярославская область (Закон Ярославской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»)

  • Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их   инвестиционного    имиджа,    в    том    числе    посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.
  • Поддержка   инвестиций   со   стороны   местных   властей   путем предоставления     льгот.

Информация о работе Роль иностранного капитала в экономике России, его региональная структура и стратегия планирования привлечения иностранных инвестиций