Роль малых предприятий в экономике Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение состояния малого предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературных источников 5
1.1 Понятие малого предпринимательства, нормативно-правовая основа 5
1.2 Классификация 8
1.3 Проблемы в РФ 12
2. Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.1 Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.2 Состояние малого предпринимательства по Приморскому краю 22
3. Предложение по развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае 28
3.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ 28
3.2 Актуальность в РФ 28
3.3 Актуальность развития малого бизнеса по Приморскому краю 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение А 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет 

Институт  международного туризма и гостеприимства 

Факультет международного туризма

Кафедра международного туризма 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  малых предприятий в экономике  Приморского края 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Курсовая работа

                Студентки группы 1531 В

                Бражниковой Светланы Александровны 

                Научный руководитель:

                зам.начальника отдела

                туристско-рекреационного комплекса

                департамента  международного сотрудничества

                и туризма Приморского края

                Гатауллина Светлана Юрьевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Владивосток

2009

 

      Содержание

 

Введение

      Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

      Но  чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

      В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

      Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

      Существенный  вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды.

     Нельзя  также забывать,  что малые  предприятия оказывают меньшее  воздействие и на экологическую  обстановку.

     Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

     Цель  данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение  состояния малого предпринимательства. 

      1. Обзор литературных  источников

      1.1 Понятие малого  предпринимательства,  нормативно-правовая  основа

     Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

     Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

     Приведу критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу, применяемые в  странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел;
  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

     К средним предприятиям в ЕС относят  те, которые не превышают:

  • количество  занятых работников от 50 до 250 чел;
  • годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

     При определении мер поддержки субъектам  малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

     В свою очередь в РФ нормативной  базой для создания и ликвидации малого предпринимательства является закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

     Предприятие может быть учреждено либо по решению  собственника имущества или уполномоченного  им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

     Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

     Предприятие считается утвержденным и приобретает  права юридического лица со дня его  государственной регистрации.

     Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

     Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

  1. заявление учредителя,
  2. устав предприятия,
  3. решение о создании предприятия или договор учредителей,
  4. свидетельство об уплате государственной пошлины.
 

 Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

     Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения  установленного Законом порядка  создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства РФ. Отказ в регистрации  предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

     Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

     Предприятия ликвидируются в случаях:

  1. признания банкротом,
  2. принятия решения о запрете, деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,
  3. признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия,
  4. по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

      1.2 Классификация

     Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

     Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу являются:

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике Приморского края