Роль малых предприятий в экономике Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение состояния малого предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературных источников 5
1.1 Понятие малого предпринимательства, нормативно-правовая основа 5
1.2 Классификация 8
1.3 Проблемы в РФ 12
2. Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.1 Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.2 Состояние малого предпринимательства по Приморскому краю 22
3. Предложение по развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае 28
3.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ 28
3.2 Актуальность в РФ 28
3.3 Актуальность развития малого бизнеса по Приморскому краю 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение А 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время малое предпринимательство, являясь одной из самых эффективных  форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие Приморского края по направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства; решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения; увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией города как одна из приоритетных стратегических задач.

     Активизация действий Приморского края в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса. 

 

Рисунок 2-Институциональная среда развития малого предпринимательства в Приморском крае

     На  сегодняшний день в городе сформированы базовые основы поддержки малого предпринимательства. Созданы и  функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: финансовые, информационно-консультационные, научно-производственные и так далее. Но насколько эта система эффективно работает и оказывает влияние на развитие предпринимательства в городе можно определить по состоянию малого бизнеса.

 

Таблица 2 - Динамика основных показателей субъектов малого предпринимательства по Приморскому краю  в 2003-2008 гг.

Показатели      По  состоянию на:
2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
     1 2 3 4 5 6 7
Число субъектов малого предпринимательства (СМП), единиц 31279 34522 28738 31652 33804 28092
Число предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица 24580 27595 22279 23739 24273 12208
Число малых предприятий, в т.ч. по отраслям экономики (отчитывающиеся ИФНС): 6699 6927 6459 7913 9531 5325
промышленность 1783 1770 1761 1809 1911 1905
строительство 1745 1796 1749 1801 971 1654
     транспорт 1298 1321 1301 1374 1410 1131
сельское  хозяйство 28 24 20 20 19   29
торговля 2906 2896 2732 3711 4375 2532
бытовое обслуживание 246 251 352 418 363 185
прочие 1693 869 1544 1780 2482 1693
Объем налоговых поступлений от СМП - всего (в тыс. руб.) 505291 604790 561186 611216 582619 596651
Доля  налоговых поступлений СМП в  общем объеме бюджетных поступлений, в % 38,0 35,0 21,8 23,6 32,5 38,0
Количество  ликвидированных СМП, всего, в т.ч.: (единиц) 6091 5448 2277 1436 872 538
-количество  предпринимателей, осуществляющих  свою деятельность без образования  юридического лица (снятые с учета) 5574 4750 1860 1121 739 6548
-количество  малых предприятий 1517 1698 1417 1315 1133 1222
 

     Число малых предприятий - один из основных индикаторов качества экономической среды. Из 38,1 тыс. зарегистрированных юридических лиц, внесенных в Статистический регистр хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности и формам собственности, малые предприятия составляют 42% (по России - 44%), что более чем в 2 раза меньше показателей развитых стран. По информации Территориального органа федеральной службы госстатистики по Приморскому краю по состоянию на 01.01.2006 на территории Приморского края число действующих субъектов малого предпринимательства составило 48092 ед., в том числе малых предприятий - 25884 ед.

     Изменение динамики развития малого предпринимательства, исходя из представленной в таблице  информации, обусловлено общей макроэкономической ситуацией в регионе и стране в целом. За период с 2005 по 2006 гг. количество отчитывающихся малых предприятий увеличилось на 9,2 тыс. единиц. Однако в 2003-2005 г. наблюдалась отрицательная динамика - количество малых предприятий сокращалось в целом и в том числе по отраслям. Тенденция постепенного роста наметилась лишь в 2005 г. Нестабильна ситуация и с индивидуальными предпринимателями, в течение 2007 г. произошло значительное уменьшение их количества.

     Положительный ежегодный прирост малых предприятий в среднем на 1,5 тыс. единиц явно не достаточен, в виду того, что ежегодно ликвидируется от 500 до 300 малых предприятий.

     Важным  показателем развития предпринимательства  является показатель "плотности" малых предприятий (в расчете  на 100 тысяч населения). По этому показателю регионы РФ разделены на 3 группы: низкий уровень (плотность от 0 до 300), средний уровень (плотность от 301 до 700), высокий уровень (плотность от 701 и более).  

     

 

Рисунок 3- Структура субъектов малого предпринимательства 
по видам экономической деятельности в Приморском крае ( %)

     Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура  малого предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса Приморского края : 48% всех малых предприятий относятся к торговле и общественному питанию. В сфере строительства занято 1,44 тыс. малых предприятий или 9% от общего количества малых предприятий. Количество малых предприятий обрабатывающих отраслей составило 1,3 тысячи или 8% от их общего количества. Аналогичную долю (8%) составляют предприятия транспорта. Остальные - 27% малых предприятий города, занимаются деятельностью в сфере транспорта, бытового обслуживания, здравоохранения и других. Доля работающих в малом бизнесе по оценке составляет 29,4% от общей численности занятых на предприятиях и организациях города.

     При переходе к рыночной экономике у  России возникло множество проблем, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Масштабы развития малого бизнеса в России  и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.

     К главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести:

  1. несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  2. неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  3. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  4. организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
  5. административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
  6. несовершенная система налогообложения.

 

      3. Предложение по  развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае

      3.1 Анализ развития  малого предпринимательства  в РФ

     За  последние годы количество предприятий  малого бизнеса вначале несколько  возросло, а затем вернулось к уровню 1997г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2007 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7% до 46%), в здравоохранении (с 11,0до 17,4 тыс., или с 1,3% до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом (с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики.

     Вместе  с тем в промышленности имеет  место абсолютное и относительное  снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).

     Существенным  недостатком следует считать  абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса  в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот 3,4%)и в  сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).

      3.2 Актуальность в  РФ

      В ближайшее время в Росси нужно  обновить 40 млн. рабочих мест, поскольку  предприятия, создающие эти рабочие  места, функционируют неэффективно, а оборудование на них устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов. За счет малого бизнеса это можно сделать быстрее и дешевле.

      Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.

      При переходе к рыночной экономике у  России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее  решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, которые позволят производить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результат деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализировать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

      Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также обучить население новым правилам игры добиться признания этих правил.

      Стояла  задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования  и найти способ разрешения проблем, воздающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.

      Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных  отраслей и разработать налоговые  системы, которые обеспечат финансирование деятельности правительства.

      Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено – и если да, то когда – закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать  службы социальной помощи, которые  возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.

      Большинство этих проблем в полной мере относятся  и к малому бизнесу.

      Проблемы  дальнейшего развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.                               

      Не  случайно вторая Всероссийская конференция  малых предприятий    (март 2001г. г. Москва) получила название; «Цивилизованному предпринимательству – разумное регулирование». Конференция ставила  перед собой главную цель –  выявление источников чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

      Дело  в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте  после налогового бремени стоят  чрезмерные  административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.

      В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению  Президента РФ провело инвентаризацию  контрольных функций государственных органов и выявило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства обладают 65 проверяющими организациями. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного контроля, остальные их обслуживают.                                                                                                  

      В регионах действуют свои контрольные  органы. Только в Москве их 29, при  этом государственным служащим в  этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные –  привлеченные специалисты, которых  заботят не, сколько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка.

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике Приморского края