Роль малых предприятий в экономике Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение состояния малого предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературных источников 5
1.1 Понятие малого предпринимательства, нормативно-правовая основа 5
1.2 Классификация 8
1.3 Проблемы в РФ 12
2. Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.1 Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.2 Состояние малого предпринимательства по Приморскому краю 22
3. Предложение по развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае 28
3.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ 28
3.2 Актуальность в РФ 28
3.3 Актуальность развития малого бизнеса по Приморскому краю 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение А 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)
  1. численность персонала;
  2. размер уставного капитала;
  3. величина активов;
  4. объем оборота (прибыли, дохода).

     В российской практике - существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 2007 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ.

     Под субъектами малого бизнеса стали  пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

  1. в промышленности – 100 человек;
  2. в строительстве – 100 человек;
  3. на транспорте – 100 человек;
  4. в сельском хозяйстве – 60 человек;
  5. в научно технической сфере – 60 человек;
  6. в оптовой торговле – 50 человек;
  7. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  8. в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

     В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» установлено, что под  субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Среднюю за отчетный период численность работников малого предприятия определяют исходя из численности всех его работников, включая работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также численности работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот на период, в течение которого допущено это превышение, и на последующие три месяца.

     К субъектам малого предпринимательства  относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица ~ индивидуальные предприниматели.

     Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, — многопрофильные, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

     Иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, не рассматриваются как малые предприятия. Предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Предприятия, созданные по законодательству Российской Федерации и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются физические лица — граждане иностранных государств, уже рассматриваются как малые предприятия.

     Для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. Эта система действует наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

     Применение  упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранен действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, оформляют первичные документы  бухгалтерской отчетности и ведут  книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме — без применения способа двойной записи, плана счетов и т.д.

     Действие  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и  организации с предельной численностью работающих, включая работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

     Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают  следующие организации:

     • занятые производством подакцизной продукции;

      1.3 Проблемы в РФ

     В 2006 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению  малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 2006 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

     В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры

     Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Но  главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

     Весьма  остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

     Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие.

     К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки.

     Комплекс  первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

  1. нормативно-правовое;
  2. финансово-кредитное;
  3. обеспечение безопасности;
  4. информационно-техническое;
  5. организационное;
  6. кадровое и консультационное обеспечение;
  7. внешнеэкономическая деятельность.

 

      2. Состояние малого  предпринимательства  в РФ

      2.1 Состояние малого  предпринимательства  в РФ

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике Приморского края