Свободные экономические зоны и их использование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение российского опыта создания и функционирования свободных экономических зон. Главными задачами при этом выступают:
- Исследовать сущность, историю организации и типы Современных Экономических Зон в РФ;
- Проанализировать состояние действующих Современных Экономических Зон на основе мирового опыта.
- На основе проведенного анализа выявить проблемы функционирования Свободных Экономических Зон в РФ.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны РФ. Предмет исследования – порядок функционирования СЭЗ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Характеристика свободных экономических зон в РФ...........................
5
Сущность, черты и классификация ....................................................
5
История организации свободных экономических зон в России…..
13
1.3. Типы свободных экономических зон, организуемых в России…..
17
2. Анализ действующих свободных экономических зон…………………
20
2.1. Мировой опыт и возможности его использования ..........................
20
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние и проблемы функционирования свободных экономических зон в РФ………………………………………………………………………...


27
Заключение…………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 85.10 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Югорский государственный  университет

Институт менеджмента  и экономики

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Управление  развитием территорий»

 На тему: «Свободные  экономические зоны и их использование  в РФ»

 

 

 

Выполнила: студентка группы 4890б 

Калугина Инна Сергеевна

Научный руководитель:

Бессонова Т.Н.

 

 

 

 

Защита…...................................................

Оценка…...................................................

 

 

 

Ханты-Мансийск, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

1.  Характеристика  свободных экономических зон в  РФ...........................

5

    1. Сущность,  черты и классификация ....................................................

5

    1. История организации свободных экономических зон в России…..

13

     1.3. Типы свободных экономических зон, организуемых в России….. 

17

2.  Анализ действующих свободных экономических зон…………………

20

2.1. Мировой опыт и возможности   его  использования .......................... 

20

     2.2. Свободные  экономические зоны в России:  современное состояние   и проблемы функционирования свободных экономических зон в РФ………………………………………………………………………...

 

 

27

Заключение…………………………………………………………………….

32

Список используемой литературы……………………………………………

34

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с  перестройкой, важное место принадлежит  интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом длительной самоизоляции СССР, огромных ее размеров, низкого уровня развития рыночных отношений  с особой остротой возникла необходимость  использования в широких масштабах  наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили  бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные  связи, более результативно и  полно использовать выгоды от участия  в международном разделении труда. Особая, свободная или специальная  экономическая зона (сокращённо ОЭЗ  или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями  для национальных и/или иностранных  предпринимателей[12]. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в  целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических  задач. Обеспечивается посредством: привлечения  материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов и отечественных  предпринимателей; внедрения передовой  техники и технологий; создания экспортно-ориентированных  производств и увеличения на этой основе валютных поступлений; освоения передового опыта управления и организации  маркетинга; создания новых рабочих  мест; освоения зарубежных рынков сбыта.

История особых экономических  зон (ОЭЗ) начинается с 1510 года, когда  испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа высадился на панамском побережье и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими товарищами «коммерческие порты». Именно здесь впервые в мировой практике был учинен таможенный досмотр. Сегодня ОЭЗ существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Они есть в промышленно развитых странах (ПPC), в новых индустриальных странах (НИС), в развивающихся странах (PC) и в странах, переходящих к рыночной экономике. Их распределение по планете весьма неравномерно. Наибольшим динамизмом процесс создания ОЭЗ характеризуется в развивающихся странах.

Целью курсовой работы  является рассмотрение российского опыта  создания  и функционирования свободных  экономических зон. Главными задачами при этом выступают:

- Исследовать сущность, историю  организации и типы Современных  Экономических Зон в РФ;

- Проанализировать состояние  действующих Современных Экономических  Зон на основе мирового опыта. 

- На основе  проведенного  анализа выявить  проблемы  функционирования Свободных Экономических   Зон в РФ.

Объектом исследования являются свободные экономические зоны РФ. Предмет исследования – порядок  функционирования СЭЗ.

Актуальность работы заключается  в том, чтобы в условиях приобретения политической и экономической независимости  увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание особых экономических зон.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая  характеристика  СЭЗ

1.1. Сущность, основные черты и классификация СЭЗ

В соответствии  с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото,  18 мая 1973 г.),  под свободной  зоной  (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному  таможенному  контролю  и налогообложению.  Иными словами,  СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим  режимом.  Выражающее этот  режим специальное законодательство,  которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов:  таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;  визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые  отношения  (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);  предоставление концессий;  управление свободной зоной[7].

 Определенную  специфику  в  СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.[2]

В современных теоретических  работах, посвященных проблемам  свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как  инструмент выборочного сокращения масштабов государственного  вмешательства  в  экономические  процессы.   

Существуют следующие  характерные черты СЭЗ:

а) применение различных  видов льгот и стимулов, в том  числе: 

- внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных  пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

-   фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности;

-  финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как  в  прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов,  так и косвенно -  в  виде  установления низких  цен  на  коммунальные  услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками;

-   административных,  упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан;

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре;

в) всесторонняя поддержка  со стороны  центральной  государственной власти.

Создание СЭЗ  - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов,  ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач,  реализацию стратегических программ и проектов[9]. При этом, как показывает практика, система льгот,  устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

Предъявляются соответствующие  требования и к ее размещению:

-   благоприятное транспортно-географическое положение по  отношению к  внешнему  и  внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

-     развитый производственный потенциал,  наличие производственной и социальной инфраструктуры;

-     существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных  металлов, лесных ресурсов и т.д.)[6].

Поэтому территории,  наиболее  благоприятные  для  размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам,  (а в России,  в том числе, - и к бывшим союзным республикам),  а также располагают морскими торговыми портами  и  магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами),  сложившимися промышленными, научными  и  культурными центрами,  районами  концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных  случаях  создание  СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью,  производственной и социальной инфраструктурой,  но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную  зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение  во многих странах. К 2007 году в мире функционировало несколько тысяч  разного рода свободных экономических  зон. Крупнейшие транснациональные  корпорации считают организацию  собственного производства в свободных  экономических зонах важнейшим  направлением своей экспансии. По оценкам  специалистов Центра ООН по транснациональным  корпорациям (ТНК), к середине 2000-х  гг. численность занятых в СЭЗ превысила 3 млн. человек[6].

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая  в остальных частях страны. Как  правило, свободная экономическая  зона - это в той или иной степени  обособленная географическая территория. Фактически, государство в этих зонах  лишь сокращает масштабы своего вмешательства  в экономические процессы.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. В разных группах стран мирового хозяйства они имеют некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания свободных  экономических зон:

-активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической  деятельности в целом;

- привлечение в экономику иностранных  и национальных инвестиций;

- повышение конкурентоспособности  национального производства;

Социальными целями являются:

- создание новых рабочих мест, рост занятости населения;

-обучение и подготовка квалифицированных  рабочих, инженерных, хозяйственных  и управленческих кадров с  учетом использования мирового  опыта;

Научно-технические цели направлены на:

- активное использование новейших  зарубежных и отечественных технологий;

- концентрацию научно-технических  кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

Причины и цели создания свободных  экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно-развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция  свободные экономические зоны часто  создавались для активизации  внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. Эти программы не имели специальной  ориентации на привлечение иностранного капитала.

Создание свободных экономических  зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и  активизацией внешнеэкономической  деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

Организационно-функциональная структура  свободных экономических зон  достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку  они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана  примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю  деятельности большинства хозяйствующих  в зоне фирм. Центральное место  в классификации СЭЗ отводится  зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспорт замещающие и экспорта-импортозамещающие зоны.

При организации свободных экономических  зон используют два различных  концептуальных подхода: территориальный  и функциональный (точечный).[7] В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода  являются свободные экономические  зоны Китая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются "точечные" зоны, представленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины "дьюти фри").

Одной из простейших форм свободных  экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти  зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого  поколения. Они существуют с XVII-XVIII века. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные  склады для хранения, упаковки и  незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их использование в РФ