Свободные экономические зоны и их использование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение российского опыта создания и функционирования свободных экономических зон. Главными задачами при этом выступают:
- Исследовать сущность, историю организации и типы Современных Экономических Зон в РФ;
- Проанализировать состояние действующих Современных Экономических Зон на основе мирового опыта.
- На основе проведенного анализа выявить проблемы функционирования Свободных Экономических Зон в РФ.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны РФ. Предмет исследования – порядок функционирования СЭЗ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Характеристика свободных экономических зон в РФ...........................
5
Сущность, черты и классификация ....................................................
5
История организации свободных экономических зон в России…..
13
1.3. Типы свободных экономических зон, организуемых в России…..
17
2. Анализ действующих свободных экономических зон…………………
20
2.1. Мировой опыт и возможности его использования ..........................
20
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние и проблемы функционирования свободных экономических зон в РФ………………………………………………………………………...


27
Заключение…………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 85.10 Кб (Скачать)

Зоны свободной торговли (ЗСТ) также  широко распространены в мире. Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом  США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению  с общим, режим хозяйственной, в  том числе внешнеэкономической, деятельности.

К числу простейших зон свободной  торговли можно отнести специальные  магазины "дьюти фри" в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся  к зонам второго поколения. Они  возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить  не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются  на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ).

Технико-внедренческие зоны относят  к зонам третьего поколения (70-80-е  годы прошлого столетия). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются  национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот.

Сервисные зоны представляют собой  территории с льготным режимом предпринимательской  деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся  оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые  гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится  оффшорный центр и не извлекать  на его территории прибыль. Налоговые  гавани отличаются от оффшорных зон  тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается  более 300 оффшорных центров. Среди  них налоговых гаваней - около 70. К числу стран, где уже давно  функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама и др. В последнее десятилетие оффшорные  зоны появились на Мальте, Маврикии и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.[10]

Деятельность оффшорных зон  оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные  центры зачастую являются местом отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афер.

Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно недавно, в начале 1980-х годов. Отличие комплексных  свободных экономических зон  от других форм заключается в больших  пространственных масштабах, более  высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах[10]. Если говорить о затратах на создание СЭЗ, то они существенно различаются, так как зависят от типа СЭЗ. Самыми дорогими являются промышленно-производственные зоны. Комплексное обустройство одного квадратного километра зоны экспортного производства в Европе (при территории СЭЗ выше 3 км2) может составлять до 50 млн. дол. Срок окупаемости затрат на создание промышленно-производственных зон составляет 5-7 лет.

Данные таблицы 1(Приложение 1) показывают, что при создании СЭЗ на развитие инфраструктуры и производственное строительство направляются существенные финансовые ресурсы.

 

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так  называемых "евро регионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Евро регион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом.

 

 

1.2. История организации  СЭЗ в России

Процесс создания свободных  зон в нашей стране,  начавшийся  еще  в конце  80-х годов,  может быть разделен на несколько этапов.

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение  самой  идеи.  По  инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные  зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями  с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.  Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым  научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного  капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в  отношении  предприятий  с  иностранным участием и в пределах,  определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

К началу 90-х годов государственная  концепция свободных зон дополнилась  множеством региональных инициатив.  Эти инициативы получили свое развитие,  как только в ходе суверенизации союзных  республик рассмотрение  вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень.

 В 1990-91 гг.  Совет Министров или Верховный Совет РСФСР  утвердили по каждой зоне отдельное положение,  закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. Хотя принятые решения способствовали притоку в  зоны  иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

Руководство России оказалось  под массированным давлением: в 1991 г.  около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон.  Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами,  отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.

В конце 1991-начале 1992 гг., когда  российское руководство приняло  курс на широкое открытие экономики  в целях ее стабилизации, выборочная  либерализация  предпринимательского  климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего  смысла.

Такая неопределенность  в  законодательно-правовом  положении  СЭЗ вызвало беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся  ситуацию  как  принципиальный отход правительства от линии на создание зон.  Это,  а также просьба руководителей зональных администраций  (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы  льгот  способствовали  выходу в июне 1992 г.  указа президента ,в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций  для  иностранных  предприятий и предприятий с иностранными инвестициями,  сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах[7]. Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.[5]

Тем не менее,  к началу 1993 г.  в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон".  Подготовленный проект Закона РФ "О свободных  экономических  зонах"  предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных  зон и зон экспортного производства.

На фактическое  закрытие ранее созданных зон были направлены решения,  принятые в июне 1993 г. законодательное урезание предоставленных  зонам  таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций).  И  хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий  деятельности  на  три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории,  претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

Ряд регионов,  не дожидаясь соответствующих законодательных  решений,  начал  интенсивную  работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон.  Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные,  а кто -  государственные),  и  это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление о принципиальной  возможности  создавать на своей территории таможенные зоны [5],  а также - специально предоставленным на эти цели  бюджетным кредитом  Минфина  (март 1995 г.),  она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки,  действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"),  мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта).  

Следует отметить,  что  правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно  локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области,  а  в июле 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модель  оффшорной  зоны,  весьма далекая от общепринятых стандартов".  Причем,  когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены,  борьба территорий за особые привилегии не прекратилась.  В частности,  Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской  области", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности.  22 января 1996 г. этот Закон был подписан Президентом.

В июле 2005 года был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», целью которого является создание благоприятных условий  для развития экономического и научного потенциала страны посредством создания особых экономических зон.[11]

С целью практической реализации принятого Закона в июле 2005 года создано Федеральное агентство  по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Решение о создании особых экономических зон принимается  Правительством Российской Федерации  на основании итогов конкурсного  отбора заявок на создание ОЭЗ, поданных субъектами Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на территориях которых предполагается создание этих зон.

Первый такой конкурс  был проведен Минэкономразвития  России и РосОЭЗ в октябре–ноябре 2005 года и утвержден Правительством Российской Федерации. По итогам конкурса были утверждены четыре технико-внедренческие и две промышленно-производственные зоны.

В первой половине 2006 года начато создание инженерной и транспортной инфраструктуры на территории утвержденных особых экономических зон. Для этих целей в федеральном бюджете  предусмотрены средства в размере 8 млрд. руб.[11]

17 марта 2006 года Госдума  приняла в первом чтении законопроект  о создании туристско-рекреационных  особых экономических зон. Поправки  в Закон «Об особых экономических  зонах в РФ» регламентируют  их создание и условия осуществления  предпринимательской деятельности.[11]

 

  1.3 Типы СЭЗ, организуемых в России

Практика создания имеющихся  и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости  от целей и задач их можно разделить  на следующие основные типы:

-  комплексные зоны  производственного характера;

- внешнеторговые (свободные  таможенные зоны, в том числе  зоны экспортного производства  и транзитные);

- функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др. ).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными  признаками:

- Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной  территории, и в границах областей  и других территориальных образований.  К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их использование в РФ