Свободные экономические зоны и их использование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение российского опыта создания и функционирования свободных экономических зон. Главными задачами при этом выступают:
- Исследовать сущность, историю организации и типы Современных Экономических Зон в РФ;
- Проанализировать состояние действующих Современных Экономических Зон на основе мирового опыта.
- На основе проведенного анализа выявить проблемы функционирования Свободных Экономических Зон в РФ.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны РФ. Предмет исследования – порядок функционирования СЭЗ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Характеристика свободных экономических зон в РФ...........................
5
Сущность, черты и классификация ....................................................
5
История организации свободных экономических зон в России…..
13
1.3. Типы свободных экономических зон, организуемых в России…..
17
2. Анализ действующих свободных экономических зон…………………
20
2.1. Мировой опыт и возможности его использования ..........................
20
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние и проблемы функционирования свободных экономических зон в РФ………………………………………………………………………...


27
Заключение…………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 85.10 Кб (Скачать)

Общая отличительная черта  ЭПЗ в развивающихся странах - полный запрет или жесткая ограниченность для них на торговлю продукцией, произведенной в зоне, на внутреннем рынке. Это касается даже бракованной  и излишней продукции. Не отличаются большим разнообразием схемы  управления свободными экономическими зонами. Если пренебречь несущественными  особенностями, то их можно свести к  двум моделям. Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральному общегосударственному органу. Например, в Южной Корее  и Тайване таким органом является Управление по промышленной недвижимости. В других странах СЭЗ подчиняются  непосредственно специализированному  органу по управлению СЭЗ, обычно называемому  “Управление СЭЗ” (EPZ Authority).

Россия, в общем,  переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению,  вместо инструмента модернизации экономики  и  привлечения в страну  иностранных  инвестиций  зональные  льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом  первоначального накопления капиталов,  впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям,  отраслям или территориям,  а с целью стимулирования  новых форм хозяйствования,  промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI веке. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию  России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов,  пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР.[10]

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта  создания свободных экономических  зон позволяет заключить следующее:

1. Мировая  практика  показывает,  что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов.  В  основном,  создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

2. Территории,  наиболее благоприятные для размещения СЭЗ,  имеют, как правило,  приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,  производственной  и социальной инфраструктурой.  В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в  районах  нового  хозяйственного  освоения,  не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов,  позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

3. Вопрос о свободных  экономических зонах в России  до сих пор  решался недостаточно последовательно,  при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы.

 

 

2. 2. Свободные экономические  зоны в России: современное состояние

Как было показано в предыдущем параграфе, основной отличительной  чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в  ущерб экономической сути, вопросы  создания зон решаются стихийно, при  отсутствии четких критериев и достаточной  нормативно-правовой базы.

Управляющей компанией особых экономических зон  в РФ является ОАО «Особые экономические зоны». Компания была создана в 2006 году. В ее ведении 24 действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов[11].

Однако, следует отметить  неопределенное положение старейшей экономической зоны РФ СЭЗ « Находка».

СЭЗ "Находка", первая в  России, была образована в октябре 1990 года. 

Существуют главные отличительные  особенности этой зоны:

-  выгодное  географическое  положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

-  отсутствие  сегодня реальных  конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

-   наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была  единственным  открытым  портом  на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км).[5]

Проект особой экономической  зоны на базе порта Восточный в  Находке будет разработан приморскими  специалистами до конца года. После  этого он будет отправлен на рассмотрение в правительство РФ. Развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят.

     В городе  ведется работа по созданию  технологического парка, связанного  с переработкой грузов, радиотелефонной  связи, электронной почты; развивается  туризм. Для подготовки квалифицированных  специалистов открыты филиалы  высших учебных заведений.

 Существуют   немаловажные  препятствия успеха действующих свободных экономических зон в России.

Трудности вызваны двумя основными  причинами. Первая - существует представление, что у нас настолько либеральный  рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими  словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае  так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным «окном» в налогово-рыночной среде. «Окно» создает благоприятные условия  для решения тех или иных задач  по прорыву национальной экономики  на какие-то передовые рубежи. Избирательность  этих прорывов подчинена интересам  проводимой экономической политики. Вот почему СЭЗ будут еще долго  существовать во всех странах, осуществляющих разумную политику устойчивого экономического развития.

Вторая причина торможения СЭЗ  в России в отсутствии налоговых  льгот для участников СЭЗ. Без  этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная  зона требует также предварительных  вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих  бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам  и сборам ведут изнурительную  борьбу за каждую копейку бюджетных  доходов. Поэтому проекты, дающие дивиденды  в будущем, им не хочется поддерживать, а тем более выделять для них  какие-то ресурсы.[10]

В отношении вопроса о  свободных зонах российское руководство  до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало  льготы, то отбирало их, обосновывая  это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились, сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т. е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации  в целом, так и ее субъектов, можно  считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.

Анализируя причины неудач в  создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые  моменты:

- Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые  европейские страны. Это важно,  поскольку граница СЭЗ должна  быть обустроена не хуже государственной  (правда, там обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает - на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов.

- Отсутствие до настоящего времени  четкой законодательной базы  создания СЭЗ и ОЭЗ на территории  России. Прежде всего, необходим  достаточно полно разработанный  закон о СЭЗ и корректировка  в соответствии с ним других  нормативно-правовых актов в области  валютного регулирования, таможни  и прочего. Все эти нерешенные  вопросы ведут к экономической  нестабильности в сфере создания  и функционирования СЭЗ.

- К неблагоприятным моментам, оказывающим  отрицательное воздействие на  иностранных инвесторов российских  СЭЗ, можно отнести крайне слабое  развитие их инфраструктуры. Сюда, прежде всего, относится транспорт,  системы телекоммуникаций, связь  гостиничный сервис.

- Сдерживающим фактором для  иностранных инвесторов является  высокий уровень коррупции и  сложная криминогенная обстановка  в России. Это в целом ухудшает  инновационный климат.

- Рост социальной напряженности  по регионам страны, вызванный  затяжным экономическим кризисом, отрицательно сказывается на  притоке иностранных инвестиций  в СЭЗ [6].

Таким образом, можно констатировать, что на начало 1999 года инвестиционный климат и условия создания СЭЗ  в России по ряду основных параметров не соответствуют требованиям в  этой сфере международной экономической  деятельности.

Один из пробелов в экономической  политике России – отсутствие долговременной стратегии развития СЭЗ. Кратчайший путь исправления недостатка – разработка федеральной программы создания и развития свободных экономических зон. По поручению правительства эту работу обязаны выполнить соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:

- основные направления политики создания и развития СЭЗ;

- анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;

- перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;

- материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам.

Будет справедливо, если при внесении в Государственную думу законопроекта  о федеральном бюджете на очередной  год правительство будет указывать  и предложения по финансированию СЭЗ.[6]

Правительство РФ может делегировать одному из федеральных органов исполнительной власти некоторые полномочия на осуществление государственного регулирования создания, функционирования и ликвидации СЭЗ. В обязанность этого министерства или ведомства по согласованию с другими органами государственной власти в центре и регионах должны входить разработка проекта федеральной программы, координация работы действующих зон и контроль за ними, внесение предложений о заключении международных договоров РФ в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе  работы  раскрыты понятия «СЭЗ»,  представлены  характерные черты СЭЗ: применение различных видов льгот и стимулов; наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре; всесторонняя поддержка со стороны  центральной  государственной  власти. Также представлены  такие требования к  размещению СЭЗ как благоприятное транспортно-географическое положение по  отношению к  внешнему  и  внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; развитый производственный потенциал,  наличие производственной и социальной инфраструктуры; существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный. Далее в главе отмечено, что при организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). Кроме того,  Определены формы и типы СЭЗ и рассмотрен исторический опыт организации СЭЗ в России.

Во второй главе курсовой работы  в результате анализа  создания и функционирования СЭЗ  выявлены и рассмотрены немаловажные  препятствия успеха действующих  свободных экономических зон  в России.   Во-первых,  очаги  свободного предпринимательства, к  которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Во-вторых, в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ  не пойдет.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их использование в РФ