Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 09:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Хозяйственное право".

Работа содержит 1 файл

Шпоры по хоз. праву.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

 

23. Конкуренция и монополистическая деятельность. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ст. 8 Конституции закрепляет свободу конкуренции. В ГВ РФ (ст. 34) содержится запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фин. средств. Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Недобросовестная к. – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положения законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Монополистическая деятельность – противоречащее монопольному законодательству действие (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Виды: 1. Индивидуальная м. – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, которое проявляется в виде: изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; создание препятствий в доступе на рынок (выходу с рынка) для др. хо. субъектов, и т. д. 2. Коллективная м. в виде соглашений (согласованных действий) хоз. субъектов, ограничивающих конкуренцию: установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; раздел рынка по территориальному признаку, ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов и пр.

 

24. Правовое регулирование естественных монополий. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии (ЕМ) не м. б. заменены другими. Действие ФЗ «О естественных монополиях» распространяется на такие сферы как транспортировка нефтепродуктов и газа, предоставление услуг по передаче электрич. и тепловой энергии, общедоступной электрич. и почтовой связи, железнодорожные перевозки и т. д. Регулирование деятельность ЕМ осуществляется спец. органами, функции которых: формирование и ведение спец. реестров субъектов естественных монополий; определение методов регулирования деятельности субъектов ЕМ; осуществление контроля за крупными сделками субъектов ЕМ. Гос. монополия – монополия, созданная в соответствии с ФЗ, определяющим товар, границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы регулирования и контроля его деятельности, компетенцию контролирующего органа. ГМ в отличие от ЕМ вводится государством для обеспечения публичных интересов. ГМ носит исключительный характер и является по существу ограничением принципа свободы экономической деятельности.

 

25. Рынок ценных бумаг. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг (ЦБ) – отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ЦБ, независимо от типа эмитента, а также отношения, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ЦБ. ЦБ характеризуются как движимые вещи и являются объектами купли-продажи, хранения, залога и иных имущественных сделок. Основу рынка (объект) ЦБ составляют эмиссионные ЦБ, которые характеризуются признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, размещается выпусками, имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ЦБ. Эмиссионные ЦБ бывают именными и бумагами на предъявителя, документарными и бездокументарными. В связи с развитием торгового оборота на фондовом рынке приобретает обращение «безналичных» ЦБ т. к. для ЦБ нужны дорогостоящие хранилища. Большинство сделок с ЦБ исполняются посредством безналичных расчетов. Структуру рынка ЦБ можно подразделить на первичный и вторичный, организованный и неорганизованный. Процедура эмиссии включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ЦБ; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ЦБ; гос. регистрация выпуска (доп. выпуска) эмиссионных ЦБ; размещение эмиссионных ЦБ; гос. регистрация отчета об итогах выпуска (доп. выпуска) ЦБ. Организованным рынком ЦБ является фондовая биржа. Виды ЦБ: акция, облигация, опцион, фьючерс, варрант, вексель и т. д. Субъекты рынка ЦБ: эмитент – субъект, выпускающий в обращение ценные бумаги и несущий от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Инвестор – субъект, осуществляющий вложение собственный, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ЦБ в целях получения положительного экономического результата. Фин. консультант – субъект рынка ЦБ, оказывающий эмитенту услуги по подготовке проспекта ЦБ. Государство: может являться эмитентом, инвестором, профессиональным участником, осуществляет регулирование рынка ЦБ.

26. Правовые  основы инвестиционной деятельности. Инвестиции – денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. С точки зрения права инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, акции и др. имущество или имущественные права, интеллектуальная собственность, вкладываемая в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Инструментом правового регулирования этих отношений является инвестиционное законодательство, которое представляет собой комплексную отрасль законодательства, т. к. включает в себя коммерческое, международное, финансовое, банковское, экологическое и иное законодательство. Контроль и методы контроля со стороны государства за инвестиционной деятельностью осуществляется несколькими способами: с помощью разработки программ по развитию территорий и их экономики. Инвестиционные проекты целевых программ проходят независимую государственную экспертизу, которая создается по решению Правительства РФ. Государство вводит систему налогообложения и льгот, предоставляет финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий и отраслей. Одно из важных условий привлечения инвестиций – обеспечение государственных гарантий и правовой защиты, дл чего установлено при принятии законодательного акта, который ограничивает права субъектов инвестиционной деятельности. Для иностранных и отечественных инвесторов обеспечиваются равные условия. Дополнительной гарантией является страхование инвестиций. Государство может прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях: признания инвестора банкротом; - стихийные или иные бедствия, катастрофы, введение чрезвычайного положения; - если продолжение инвестиционной деятельности приводит к нарушению санитарно-гигиенических, экологических и др. норм. Субъекты – государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики. Это м. б. физ. или юр. Лица, в т. ч. и иностранные, а также государства и международные организации. Инвесторами признаются субъекты, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и объединение своих средств. Заказчиками м. б. сами инвесторы либо уполномоченные ими лица. При этом недопустимо их вмешательство в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, за исключением случаев, предусмотренных в договоре. Пользователем объекта инвестиционной деятельности признаются инвесторы, а также физ. и юр. лица, для которых создается объект. Если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

 

27. Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности. Классификация видов финансирования производится по нескольким основаниям. 1. В зависимости от условия предоставления денежных средств: собственно финансирование (предоставление денежных средств без условия их возврата), кредитование (предоставление ден. средств с условием их возврата через опр. промежуток времени). 2. В зависимости от источника финансирования: внутреннее (фин. ресурсы образуются в ходе хоз. деятельности организации), внешнее (получение безвозмездной помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банков и небанковских кредитов). 3. В зависимости от субъекта финансирования: самофинансирование, государственное, банковское, кооперативное, партнерское, иное. 4. В зависимости от способа финансирования: прямое (кредит, безвозмездная фин. помощь), косвенное (передача ден. средств опосредованно, через опр. операции – лизинг, франчайзинг, гарантии и т. д.). Кредит – ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемцику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой. Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Разновидностью договора займа явл. кредитный договор. По договору займа выдается заем, а по кредитному – кредит. По кредитному договору заемщик платит % за пользование кредитом, а по договору займа это условие необязательное. Товарный кредит – договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. Кроме того, нормы о кредитовании содержатся в бюджетном и налоговом законодательстве: малые предприятия могут получать бюджетный кредит, а также налоговый и инвестиционный налоговый кредиты.

 

28. Понятие инновационной деятельности. Под новациями (нововведениями) следует понимать конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (услуги), технологического процесса. Инновационная деятельность в широком смысле включает в себя научно-исследовательские и технологические работы, организацию производства и рынки сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание и улучшение товаров (работ и услуг). Инновационный процесс – процесс последовательного воплощения научного знании (идей) в инновацию. Он начинается с стадии фундаментальных (теоретических) исследований, продолжается в прикладных исследованиях, освоении промышленного производства новых изделий и заканчивается промышленным производством и реализацией потребителям нового или усовершенствованного товара (работы, услуги). Инновационная деятельность носит системный, комплексный, целевой и рисковый характер. Источники. Конституция РФ, многочисленный законы и подзаконный акты, международные соглашения. Единого законодательного акта регулирующего инновационную деятельность не существует, что не способствует ее развитию. В сфере ИД широко используются лицензионные договоры, договоры о передаче информации, договоры коммерческой концессии, и т. д.

 

29. Правовое регулирование информационных отношений. Термин «информаций» - изложение, уведомление, истолкование. Родоначальником информацинно-правового направления в юриспруденции является профессор Венгеров. Он выделил основные признаки информации: определенная самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации у предыдущего субъекта. Определение информации дается в федеральном законе – согласно которому информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явления и процессах независимо от формы их  представления. Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Информация является самостоятельным объектом гражданского права. В ряде гражданских договоров предусматривается обязанность предоставлять информацию (покупателю о товаре и т. д.). Особое регулирование относится к след видам информации: гос. тайна, конфиденциальная документированная информация, персональные сведения. Служебная тайна – информация доступная работнику в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо наличие след. признаков: 1. информация представляет действительную или потенциальную ценность в силу недоступности ее третьим лицам. 2. к ней нет свободного доступа на законном основании. 3. обладатель информации принимает меры к сохранению ее конфиденциальности. Коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить существующее положение на рынке, получить иную выгоду. Природа коммерческой тайны исключает ее публикацию, а затем передачу в общественное достояние по прошествии определенного времени, как в случае с патентами. В настоящее время практически во все договоры включается оговорка о защите коммерческой тайны, либо составляется отдельный договор о конфиденциальности.

 

30. Правовое регулирование ценообразования. Ответственность в сфере ценообразования. Понятие и виды цен. Цена – денежное выражение стоимости продукции, работ и услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам. Цены делятся на свободные (складывается под влиянием спроса и предложения) и регулируемые (воздействие государства путем применения экономических, т.е. косвенных, или директивных, т. е. прямых мер). К мерам директивного регулирования относятся: установление предельного уровня рентабельности производства; установление предельных цен; установление базовых цен и коэффициента их изменения; установление размеров предельных надбавок к цене; установление фиксиров цены. Цены различают оптовые и розничные. В зависимости от сферы применения – внутренние и мировые.

 

31. Стандартизация(С)  С – д по установления правил и харак-ик в целях их добровольного  многократного использования, направления на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентно способности продукции, работ или услуг. Законом  о техрегулировании определены  цели, в том числе: повышение уровня  безопасности жизни, здоровья, имущества; содействие соблюдению требований техстандартов; обеспечения научно-технического прогресса и др. Стандарт представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливается характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. В РФ предусмотрено использование следующих документов в области С: 1. национальные стандарты – утверждаются нац. органами РФ по С; 2. правила С, нормы и рекомендации в области С; 3. общероссийские классификаторы; 4. стандарты орг-ции.

32.Сертификация. Сертификация – соответствие продукции требованиям стандартам и техусловий. Продукция , соотв-ие которой требованиям технич регламентов подтверждено в установленном Законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке ( обозначение, служащее для информирования приобретателей). Изображение знака устанавливается Правительством РФ. Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органами сертификации соотв-ия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством. Требования безопасности не всегда связаны с прямым воздействием  продукта  на здоровье людей  на экологич. обстановку. Это может быть факторы, влияющие на безопасность косвенно, например сохранность продуктов питания при хранении и т.д. При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования , которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Перечни товаров и услуг, подлежащих подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Добровольная сертификация – указывает на то, что для продукции и услуг, не подлежащей обязательной сертификации, может проводится  работа  по установлению  соотв-ия продукции стандартам  на добровольной основе. Введение такого вида сертификации  ставит целью способность повышения качества продукции и услуг, а так же обеспечивать конкурентные  возможности изготовителей и поставщиков. При этом повышается доверие к кач-ву товара. Заявителем на добровольной сертификации  может быть изготовитель( исполнитель , продавец, поставщик) или потребитель продукции. Добровольную сертификацию в праве осуществлять любые юр. лица, т.е.  предп-ия , выступающее в кач-ве субъекта гражданских прав и обязанностей. К Закону «О сертификации», в котором говорится, что подтверждение соотв-ия продукции стандартам – в рамках как обязательной сертификации, так как и добровольной – может проводится органами по сертификации без проведения испытаний на основании представляемой производителем  декларации о соответствии, Декларация о соотв-ии представляемой заявителем в орган по сертификации , который на основании анализа представленных документов может зарегистрировать данную декларацию в органе по сертификации, после чего она имеет юр. силу  наравне с сертификатом. 

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"