ВВЕДЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ПРАВО

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:30, курс лекций

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ПРАВО

Работа содержит 1 файл

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО.docx

— 123.23 Кб (Скачать)

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения. Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового  регулирования, как  правило, применяются  при регулировании  конкретных правоотношений, возникающих при  осуществлении предпринимательской  деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным  и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

    1. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО) ПРАВА

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

  • Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Как основной закон России, нормы которого имеют прямое действие и применяются на всей территории страны, Конституция занимает самое высокое положение в системе источников хозяйственного права. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.
  • Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.
  • Федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражный процессуальный, Уголовный и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:
      • устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;
      • устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;
      • регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
      • регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
  • Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:
      • указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения;
      • постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ;
      • нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.
  • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего. Например, это Законы г. Москвы от 16.07.2003 г. № 51 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы», от 23.06.2004 г. № 42 «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве» и др.
  • Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл. 8 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
  • Локальные (корпоративные) правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности. Они издаются субъектом самостоятельно и не распространяются на иных лиц. Однако положения локальных правовых актов могут играть существенную роль, например, при признании сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Примерами локальных правовых актов являются: положение о совете директоров акционерного общества; приказ об утверждении учетной политики организации; правила внутреннего трудового распорядка организации.
  • Нормативные акты бывшего СССР действуют в части, не противоречащей современному российскому законодательству. В настоящее время в сфере предпринимательского права действует незначительное число таких актов.
  • Обычаи правового оборота применяются тогда, когда законодательно то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат положениям законодательства, обязательным для участников правоотношений, или договору.
  • Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью российской правовой системы. Международные договоры РФ, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, обладают большей юридической силой, нежели законы, устанавливающие иные нормы для предпринимательских отношений.

Общепризнанные  принципы и нормы  международного права  и международные  договоры РФ, являющиеся составной частью российской правовой системы. Международные  договоры РФ, в соответствии со ст. 15 Конституции  РФ, обладают большей  юридической силой, нежели законы, устанавливающие  иные нормы для  предпринимательских  отношений.

Исторически правовая система  России принадлежит  к романо-германской правовой семье, где  судебные прецеденты источниками права  не являются, но в  настоящее время  среди отечественных  ученых-правоведов ведется  дискуссия о признании  в качестве источников права судебной практики. На наш взгляд, следует  согласиться с  мнением И.В. ЕршовойСм.: Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 24. о том, что акты органов судебной власти не могут быть самостоятельными источниками права (исходя из конституционного принципа разделения государственной власти) и должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права.

Необходимо  отметить, что система источников предпринимательского права постоянно совершенствуется и развивается. Можно выделить следующие основные тенденции этого процесса:

  • увеличение количества источников права, их унификация по различным формам права;
  • совершенствование содержания законов, принятых впервые в нашей стране в 90-е гг. XX в. (например, о банкротстве, о рекламе, о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства и др.);
  • диалектическое сочетание публично- и частноправовых интересов при регулировании основных сфер предпринимательской деятельности;
  • расширение сферы действия диспозитивных норм;
  • ориентация императивных норм на защиту более слабой стороны правоотношений;
  • расширение полномочий структур, осуществляющих саморегулирование различных видов предпринимательства.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  • Гражданский кодекс РФ. Ст. 2, 3.
  • Конституция РФ 1993 г. Ст. 8, 34, 35, 36, 37, 71—76.
  • О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 г. № 490 и от 13.08.1998 г. № 963.
  • О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Федеральный закон от 14.06.1994 г.
  • Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Постановление Правительства РФ от 11.12.1997 г. № 1538.
 
  1. СУБЪЕКТЫ  ХОЗЯЙСТВЕННОГО (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО) ПРАВА
    1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО) ПРАВА

Предпринимательское право регулирует деятельность различных  субъектов, вовлеченных  в сферу предпринимательской  деятельности, причем не все из них подлежат государственной  регистрации или  лицензированию.

Субъекты  хозяйственного (предпринимательского) права — это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя  из приведенного определения, субъектами предпринимательского права являются:

  • индивидуальные предприниматели (физические лица) — граждане и неграждане РФ;
  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе, иностранные;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

В отдельную категорию  выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» отвечают определенным критериям и могут  получать поддержку  в различных формах от государственных  органов и органов  местного самоуправления.

Наиболее  распространенными  субъектами хозяйствования являются индивидуальные предприниматели  и юридические  лица. Они играют важную роль в объединении  и использовании  материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих  мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной  регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Индивидуальные  предприниматели. Конституция России гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Согласно  п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без  образования юридического лица с момента  государственной  регистрации в  качестве индивидуального  предпринимателя (ИП). Государственная  регистрация физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя  осуществляется в  порядке, предусмотренном  федеральным законом  от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее  — «Закон о регистрации»). Индивидуальное предпринимательство  в сельском хозяйстве  осуществляется в  форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом. Предпринимателем считается  глава крестьянского  хозяйства, которое  может состоять из одного или нескольких лиц. Правовые особенности  для данного вида индивидуального  предпринимательства  установлены Федеральным  законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Информация о работе ВВЕДЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ПРАВО