ВВЕДЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ПРАВО

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:30, курс лекций

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ПРАВО

Работа содержит 1 файл

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО.docx

— 123.23 Кб (Скачать)

Свободно  заниматься предпринимательской  деятельностью вправе граждане (а также  иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а так же несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные  полностью дееспособными  по решению органов  опеки или попечительства или по решению  суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального  предпринимателя  с письменного  согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 «Закона о регистрации»). Закон не определяет возраст таких  лиц.

Для отдельных категорий  граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление  предпринимательской  деятельности (неработающим, для государственных  служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение  вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и  законных интересов  других лиц, обеспечения  обороны страны и  безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции  РФ).

Не  допускается государственная  регистрация физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя, если:

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

К предпринимательской  деятельности граждан, осуществляемой без  образования юридического лица, применяются  правила гражданского кодекса, которые  регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими  организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Существуют  некоторые особенности  деятельности и правового  положения индивидуальных предпринимателей:

  • для государственной регистрации в качестве ИП не требуется «стартовый» (уставный, складочный, долевой) капитал, необходимо лишь оплатить госпошлину в размере 400 руб.;
  • при государственной регистрации оформляется меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.);
  • ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в «Книге учета доходов и расходов», которая регистрируется в налоговом органе;
  • ИП несет более легкое налоговое бремя, т.к. по основному виду деятельности он уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ), ставка которого существенно ниже, чем ставка налога на прибыль организаций;
  • в отношении ИП применяется только судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке;
  • для ИП существует более легкий (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения;
  • на ИП не распространяются установленные Центральным банком РФ ограничения в расчетах наличными деньгами;
  • ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;
  • ИП вправе использовать труд наемных работников;
  • по своим обязательствам ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (перечень установлен ст. 446 ГПК РФ).

Необходимо  отметить, что государственная  регистрация в  качестве ИП утрачивает свою силу со смертью  физического лица, право на предпринимательскую  деятельность по наследству не передается, наследуется  только имущество  предпринимателя.

Юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие  организации Некоммерческие  организации
 
  1. Хозяйственные товарищества
    • Полное товарищество
    • Товарищество на вере (коммандитное)
 
  1. Хозяйственные общества
    • Общество с ограниченной ответственностью
    • Общество с дополнительной ответственностью
    • Открытое акционерное общество
    • Закрытое акционерное общество
    • Акционерное общество работников (народное предприятие)
 
  1. Производственные  кооперативы (артели)
 
  1. Унитарные предприятия (государственные или муниципальные, казенные)
    • Основанные на праве хозяйственного ведения
    • Основанные на праве оперативного управления
 
  • Потребительские кооперативы
  • Общественные и религиозные организации (объединения)
  • Фонды
  • Учреждения
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • Автономные учреждения
  • Некоммерческие партнерства
  • Саморегулируемые организации
  • Другие некоммерческие организации, предусмотренные законом

Таблица 1 Основные виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Коммерческие  организации создаются с целью извлечения прибыли путем осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Некоммерческие организации также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Извлечение прибыли не является для них основной целью деятельности, и поэтому она не распределяется среди участников, а направляется на достижение уставных целей организации. В целом предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать целям деятельности некоммерческой организации согласно ее уставу. Лишь одна разновидность некоммерческих организаций не может вести коммерческую деятельность ни при каких условиях — это ассоциация, или союз юридических лиц. Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (союз) юридических лиц создает хозяйственное общество, участвует в хозяйственном обществе или преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (ст. 121 ГК РФ).

Таким образом, предпринимательской  деятельностью может  заниматься любое  юридическое лицо, за исключением ассоциаций (союзов) юридических лиц.

Юридическое лицо создается, в  первую очередь, для  оформления коллективных интересов; оно организует внутренние отношения  между участниками, преобразуя их волю в волю организации, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени. Юридическое лицо является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего невозможна полноценная предпринимательская деятельность. Конструкция юридического лица дает возможность более гибко использовать капитал в различных сферах хозяйственной деятельности даже в масштабах всей страны. В отличие от индивидуального бизнеса юридическое лицо во многом позволяет ограничить предпринимательские риски, поскольку имущественная ответственность учредителя обычно ограничивается суммой вклада, внесенного в капитал конкретного предприятия.

Российская  Федерация, субъекты РФ и муниципальные  образования участвуют в гражданско-правовых отношениях через свои органы, а в установленных законом случаях от их имени выступают граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). В публичных правоотношениях, т.е. в сфере регулирования и контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.

В Российской Федерации  осуществляется государственная  политика в области  развития малого и  среднего предпринимательства, которая представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных  и иных мер, осуществляемых органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления.

Основными целями государственной  политики в сфере  развития малого и  среднего предпринимательства являются:

  • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (paбот, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджет.

Субъекты  малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
    • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (устанавливаются один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства).

В целях реализации государственной  политики в области  развития малого и  среднего предпринимательства  в Российской Федерации  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  могут предусматриваться  следующие меры:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка не может оказываться  в отношении субъектов  малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе ВВЕДЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ) ПРАВО