Анализ экономических взаимоотношений государств на современном этапе

Автор: Волкова Ольга, 03 Ноября 2010 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами - от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.
Но время шло, и экономические отношения государств принимали все более широкие масштабы. А к началу нового времени стали зарождаться другие виды экономических связей между странами, помимо торговли. Международные экономические отношения - это система хозяйственных отношений между странами мира.
В настоящее время существует множество видов экономических взаимоотношений государств, называемых формами международных экономических отношений. Это и движение капитала между странами, и валютные отношения, и миграция рабочей силы, и научно-технический обмен, и другие. Однако исторически международная торговля является самой распространенной в мире формой экономических отношений.
В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами. Сейчас такая страна просто не выживет, основываясь на самообеспечении. Наоборот, в настоящее время существует тенденция к интеграции, т.е. взаимодействию между странами посредством международных экономических отношений. В том и состоит актуальность темы данной работы, что это - неотъемлемая часть экономической политики всех стран мира. Кроме того, хорошо налаженные экономические взаимоотношения со странами-партнерами могут значительно улучшить экономическое положение страны за счет взаимовыгодности торговли. Данный аспект международных экономических отношений особенно актуален для нашей страны. Также многие ученые-экономисты занимались и занимаются данной тематикой в поисках лучших путей взаимодействия национальных хозяйств в рамках мирового хозяйства. Это тоже подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в сущности и дать анализ экономическим взаимоотношениям государств на рубеже XX - XXI веков. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. изучить сущность и структуру мирового хозяйства;
2. выделить различные виды субъектов мирового хозяйства;
3. дать определение и выделить формы международных экономических отношений;
4. проанализировать торговые отношения России со странами мира;
5. оценить возможности и перспективы России в отношениях с ВТО.
При написании данной работы нами использовались труды следующих авторов, занимающихся изучением международных экономических отношений: Кукол Елена, Оболенский Владимир Петрович, доктор экономических наук.
1 Понятие мирового хозяйства и мировой экономики

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….… 3
1 Понятие мирового хозяйства и мировой экономики...…………………..... 5
1.1 Сущность, черты и структура мирового хозяйства и мировой экономики …...............................................................................................................5
1.2 Субъекты мирового хозяйства ……………………………………............11
1.3 Понятие интеграции и интернационализации…………………………...16
2 Понятие международных экономических отношений………………….....22
2.1 Основные черты международных экономических отношений.…….…..22
2.2 Формы международных экономических отношений…………………….25
3 Внешнеэкономическая торговая политика России как одна из форм международных экономических отношений ………………………………….33
3.1 Торговые отношения с развитыми и развивающимися странами мира………………………………………………………………………………33
3.2 Интеграция России во Всемирную торговую организацию…………….39
Заключение……………………………………………………………….……...43
Список использованных источников…………………………………………..45
Приложение А Темпы прироста производства, спроса и внешней торговли в России ……………………………………………………………………………47
Приложение Б Товарная структура экспорта и импорта России…………….47
Приложение В Российский экспорт машин и оборудования………………..47
Приложение Г Условия погашения задолженности некоторым крупнейшим должникам России…………………………………………………………..…48

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

Основу системы  мирового хозяйства составляет международное  и ограниченное рамками отдельных  государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Последняя имеет и присущие ей как целому определенные направления своего развития, но она не развивается вне национальных хозяйств.  

Система понимается неоднозначно. При одном подходе она должна иметь общую цель, которая выступает как движущая сила ее развития. Внутри такой системы могут существовать обособленные секторы - подсистемы, обладающие специфическими характеристиками, но, тем не менее, подчиненные организующей цели системы в целом. Другое понимание системы исходит из того, что она состоит из ряда обособленных подсистем с разными и даже противоположными целями. Но входящие в нее подсистемы должны быть связаны между собой и взаимно воздействовать друг на друга. Такая структура систем может иметь временный, переходный характер, поскольку наиболее жизнестойкие подсистемы преобразуют или подчиняют своим целям другие. В противном случае систе6ма распадается.  

Мировая экономика  как система имеет общую цель. В конечном счете ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий. Создание новых предприятий не может быть самоцелью. Оно может быть оправдано, если способствует увеличению предложения и спроса, улучшению условий жизни населения.  

Мировая экономика  как система не может развиваться  без определенного порядка, основанного  на нормах международного публичного или частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных конвенционных и обычных норм обеспечивается самими государствами и коллективными формами контроля за соблюдением международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Эти правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил и отдельных подсистем и элементов.  

Мировое хозяйство  является исторической и политико-экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.  

Мировое хозяйство  представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из отдельных элементов, субъектов, которые сами являются системами с присущим только им регулированием. Этими субъектами выступают национальные хозяйства стран, т.е. национально-государственные экономики. Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень - сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию. Поэтому именно в транснациональный уровень входит также и сеть потоков неформальной деятельности: торговля наркотиками, оружием, подпольная миграция и т.д.  

Множество элементов, из которых состоит мировая хозяйственная  система, действуют там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения. Возникают черты олигополии (господства небольшого числа крупнейших капиталистических фирм, компаний в производстве и на рынке), которые распространяют свою стратегию либо на весь мир, либо на отдельные районы.  

В производственном и социальном плане мировое хозяйство представляет собой арену противоречий, конкурентной борьбы, которые развертываются как внутри стран, так и в планетарном масштабе. Они охватывают факторы производства (производительные силы), национальные образования и экономические объединения, группы предпринимателей, а также предпринимателей и рабочую силу.  

В мировом хозяйстве, как и в любой сложной системе, имеются узкие места или аттрактары, обладающие такими свойствами, что  даже слабые воздействия на них способны вызвать существенные, а иногда и катастрофические изменения в состоянии и поведении всей сложной системы. /16/  

Это были основные характерные черты мирового хозяйства  и мировой экономики с позиции  рассмотрения их в качестве сложной, неоднородной системы. Соответственно, как система мировое хозяйство имеет определенную структуру, довольно четко сформировавшуюся в настоящее время.  

Мировое хозяйство  характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки: товаров и услуг, факторов производства, капиталов, а также мировая валютная и финансовая системы.  

В настоящее  время четко просматривается  следующая структура мирового хозяйства: 

1) мировой рынок  товаров и услуг; 

2) мировой рынок  капиталов; 

3) мировой рынок  рабочей силы; 

4) международная валютная система; 

5) международная  кредитно-финансовая система. 

Существует также  такое понятие как субъект  мирового хозяйства, которое входит в его структуру. Выделяют следующие  основные субъекты мирового хозяйства:  

- государства  с их народно-хозяйственными комплексами; 

- транснациональные  корпорации (ТНК); 

- международные  организации и институты; 

- фирмы всех  секторов хозяйства, вышедшие  за национальные границы. /3/ 

В структуре  мирового хозяйства можно выделить центр и периферию. К центру относятся высокоразвитые промышленные страны, на долю которых приходится ѕ совокупного объема мирового валового национального продукта, потоков капитала и мировой торговли. Эти страны, многие из которых входят в Организацию экономического сотрудничества и развития, являются пионерами научно-технического прогресса, применения высоких технологий и научных открытий, обладают огромным военно-промышленным комплексом и наиболее дееспособной военной организацией (НАТО).  

Отношения между  промышленно-развитыми странами характеризуются борьбой двух тенденций - сотрудничества и соперничества (конкуренции). Среди экономически развитых стран наибольшим экономическим потенциалом и мощью обладает США. Совместно с Канадой и Мексикой Соединенные Штаты Америки строят обширное экономическое пространство. Сразу после США экономической мощью выделяются страны Западной Европы, входящие в Европейский Союз (ЕС и ЕАСТ), Япония, новые индустриальные государства Азиатского региона, такие как Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея.  

К периферии относятся все остальные государства. Их также называют «третий мир» или «развивающиеся страны». Многие из них имеют однобокую сырьевую или полуфабрикатную специализацию экономики, устаревшую материальную базу производства, низкий уровень развития товарно-денежных отношений.  

Центр и периферия  находятся в постоянной связи  и взаимовлиянии, несмотря на то, что  перед государствами стоят разные проблемы. Для многих стран центра на первое место выдвигаются экологические  и гуманитарные критерии развития, формирование качественно новой структуры производства и потребления. Для развивающихся стран приоритетными задачами являются переход к устойчивому росту, решение социальных проблем; а в ряде стран - обеспечение населения продовольствием. /25/ 

Вообще мировое хозяйство отличается от национального наличием единого мирового рынка. И на его функционирование существенное влияние оказывает экономическая политика развитых государств. Отличительной особенностью мирового рынка выступает функционирование системы мировых цен и международной конкуренции. Именно международная конкуренция вынуждает сводить единые национальные стоимости к единой интернациональной. Мировая цена определяется условиями в тех странах, которые поставляют на мировой рынок основной объем благ. Это главным образом промышленно и экономически развитые страны. Между государствами ведется ожесточенная конкуренция за рынки сбыта. Она довольно часто протекает в ценовой форме: текстильных, автомобильных, компьютерных, торговых войн. Также широкое распространение получили различные виды неценовой конкуренции, связанные с эффективностью использования достижений НТР и организационно-управленческих мер. /4/ 

Следует отметить, что мировое хозяйство характеризуется  все более широкой и глубокой интеграцией и интернационализацией, о чем будет говориться ниже.  

1.2 Субъекты мирового  хозяйства 
 

Как уже говорилось выше, в структуре мирового хозяйства  выделяют такие экономические образования, как субъекты мирового хозяйства. 

Целенаправленная  хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающими определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.  

Государство выступает  основным субъектом мирового хозяйства. Государство представляет собой  форму политической и экономической  организации общества, отражающего  интересы господствующего класса, группы населения. А господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.  

Развитие государства  тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.  

Роль государства  в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных  рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участия в  накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве валового внутреннего продукта (ВВП). Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.  

В течение длительного  времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что  только правительственные расходы  возросли у них с 8,35 % в 1870 г. до 47 % в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80- 90-е годы XX века поднялась с 34 % до 37,5 % ВВП, в развивающихся странах - до 25 %. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной доли государства.  

Можно выделить следующие характерные черты  и функции государства как  субъекта мирового хозяйства. 

Мобилизуемые  государством финансовые средства позволяют  обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80- 90-е годы увеличились с 3,9 до 4,8 % валового мирового продукта (ВМП), расходы на здравоохранение составили 2,5 % ВМП, в том числе в промышленно развитых странах - 6 % их совокупного ВВП.  

Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20 % их ВВП, а в развивающихся странах - около 5 %. 

Государство является активным участником хозяйственной  деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В общегосударственное потребление входят расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.  

Государственное потребление создает для компаний вполне гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение хозяйствующих национальных субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.  

Информация о работе Анализ экономических взаимоотношений государств на современном этапе