Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека.

Содержание

Введение 3

1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний 4

1.1 Основные концепции потребительского поведения 4


2. Основы теории потребительского поведения 11

2.1 Понятие полезности 13

2.2 Кардиналистская и ординалистская концепции 14

2.3 Кривые безразличия и бюджетное ограничение 16


3. Экономическая динамика и ее циклы 22

3.1 Экономические теории циклов 24

3.2 Кризис. Понятие классификации и периодизации кризисов 27

3.4 Основные типы цикличности 29

3.5 Современные подходы к преодолению экономического кризиса 34


Заключение 36


Список использованной литературы 37


ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики.docx

— 346.11 Кб (Скачать)

2.3 Кривые безразличия и бюджетное ограничение

     Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей). Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Впервые в экономический анализ они были введены итальянским экономистом В.Парето.

     Кривая  безразличия — это множество  точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой  из этих наборов выбрать, поскольку  их полезность одинакова. Кривую безразличия  называют также равнополезным контуром.

     Данные  наборы товаров имеют одинаковую полезность (равноценны), так что  если соединить все точки, обозначающие в пространстве наборы двух товаров X и У, то получим линию равной полезности (кривую безразличия) — (U1, U2, U3) (рис.2).  
 

     

     Рис. 2 Кривые безразличия

     Если  с точки зрения данного потребителя  наборы А и В равноценны, то точки  А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия С, лежащая выше и правее другой кривой, показывает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

     Понятие кривых безразличия имеет важное значение в исследовании поведения  потребителя. Для анализа выбора потребителя используется понятие  зоны замещения (субституции). Это участок  кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага  другим.

     В каких пропорциях одно благо замещается другим? Для определения этого  используется понятие предельной нормы  замещения (MRS). Предельной нормой замещения  благом X блага У (MRSXY) называется количество блага У, на которое должно быть сокращено  его потребление "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным. Графически предельная норма замещения  представлена на рисунке 3.

     Формализовано предельная норма замещения выглядит так:

     MRSXY==∆Y /∆X     

     

     Рис.3 Предельная норма замещения

     Кривые  безразличия позволяют выявить  предпочтения потребителя и возможность  замены одного блага другим. Но они  не показывают, какой именно набор  товаров потребитель считает  для себя наиболее предпочтительным.

     Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, расположенный на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих  средствах. Не всякий товарный набор  ему доступен. Для изображения  множества доступных потребителю  товарных наборов используется бюджетная линия.

     Сущность  бюджетного ограничения состоит  в том, что доход потребителя  равен сумме расходов на покупку  товаров X и У.

     Бюджетное ограничение имеет вид:

     I = Рхх + Рyy ,   где Px и Py – цены товаров X и Y 

     Преобразуем предыдущее равенство, получим уравнение  бюджетной линии:

      .      

     Графически  бюджетная линия представлена на рисунке 4.

     

     Рис.4 Бюджетная линия

     Перенесем бюджетное ограничение на карту  безразличия.

     Какой товарный набор выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его  доход позволяет ему это сделать (он получит максимум удовлетворения) (рис. 5).

     

     Рис. 5 Оптимум потребителя  

     Потребитель не выберет точку А, в которой  бюджетная линия пересекает некоторую  кривую безразличия U1, так же как  и точку В, поскольку они расположены  на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е в которой  бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2, расположенной выше кривой U1.

     Оптимальный для потребителя товарный набор  Е содержит Xе единиц товара X и  Уе единиц товара Y. Таким образом:

  • в экономической теории существует две теории поведения потребителя – кардиналистская (абсолютная) и ординалисткая (порядковая). Первая основывается на абсолютном измерении полезности, вторая – на ранжировании благ, которые выбирает потребитель.
  • кардиналисткая теория использует в анализе категорию предельной полезности, выделяет следующее условие равновесия потребителя – отношение предельной полезности благ и их цен равны между собой;
  • порядковая теория использует в анализе кривые безразличия, которые представляют собой различные сочетания двух благ, которые приносят одинаковую полезность, и бюджетные линии, которые ограничивают выбор потребителя и сходя из его дохода.

     Вышеизложенное  позволяет утвержадать, что поведение потребителей — это деятельность, непосредственно связанная с приобретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.

     Содержательную  основу потребительского поведения  составляют процесс принятия решений  потребителями и факторы, его  определяющие. Исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль.

     Считается, что конечные потребители (и организации) покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль. Рост значимости поведения потребителей как области теоретических знаний, методических и практических решений, несомненно, обусловлен становлением маркетинга. Производители идей, товаров  и услуг стремятся влиять на поведение  потребителей, строя свою деятельность на основе современных научных концепции  в данной области.

     Одной из важнейших тенденций современного бизнеса становится изменение роли потребителей, когда из пассивных  покупателей с заданной заранее  функцией потребления они превращаются в партнеров по созданию ценности компаний. Глобализация, технологическая  конвергенция, все более широкое  распространение Интернета позволяют  вооруженному технологиями потребителю  вступать в живой диалог с производителями  товаров и услуг, становясь бесценным  источником опыта, необходимых компаниям  для формирования конкурентных преимуществ. Потребители, обладающие информационными  и другими ресурсами, также гораздо  активнее обсуждают с компанией  условия и цены.

     В ходе эволюции взаимоотношений между  фирмами и потребителями за последние  десятилетия произошло становление  новых стратегических подходов, применяемых  в бизнесе, изменились цели и характер общения с потребителями. Зарубежные исследователи характеризуют данный процесс как переход от традиционных маркетинговых приемов к формированию гибких стратегий по управлению взаимоотношениями  с клиентами.

     Во  многом основой для формирования стратегий управления взаимоотношениями  с клиентами стали современные  информационные и телекоммуникационные технологии, дающие возможность оперировать  значительными объемами данных о  потребителях и продуктах, сделать  более доступным прямой диалог с  клиентами, синхронизировать бизнес-процессы в многочисленных подразделениях компаний.

     В условиях современного рынка компаниям  приходится осознавать, что зачастую они уже не обладают монополией на доступ к информации. Общение потребителей через Интернет, организация виртуальных  сообществ, размещение в сети ранее  недоступной важной рыночной и коммерческой информации требует от компаний новых  форм взаимодействия с потребителями. Индивидуальный подход и установление долгосрочного сотрудничества с  потребителями становятся важнейшими задачами для современных компаний.

     Но  поскольку и производитель товаров  и услуг, и их потребитель являются неотъемлемыми участниками макроэкономических процессов, то рассматривать и анализировать  их взаимдействие необходимо в тесной связи с современными условиями  экономической динамики. 
 
 
 

3. Экономическая динамика и ее циклы

 

     Основная  экономическая проблема, с которой  сталкивается любое общество, заключается  в конфликте между практически  неограниченными человеческими  потребностями в товарах и  услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.

     Существует  довольно пессимистическое мнение, согласно которому потребности человека всегда растут быстрее, чем прирастает сумма  благ, пригодных для их удовлетворения. То есть, решение проблемы удовлетворения всех социальных потребностей человека – задача заведомо неразрешимая.

     В самом деле, что означает ограниченность ресурсов? Возможно то, что они неумело  и неограниченно истребляются. Так, во все времена потребность в  золоте как металлическом сырье  удовлетворялась достаточно полно. В этом смысле ресурс золота можно, пожалуй, рассматривать как неограниченный. Но если бы из золота мы стали делать рельсы, его запасы быстро подошли  бы к концу. Можно ли в этом случае занести золото в разряд ограниченных ресурсов? Разумеется, нет. Скорее следовало  бы осудить этот поступок людей, не нашедших иного материала для  производства рельсов, то есть не нашедших иного, более адекватного своим  потребностям способа их удовлетворения. Мы сжигаем нефть, и именно поэтому  ресурс нефти нам кажется ограниченным. Хотя еще Д.Менделеев считал, что  «топить нефтью – все равно, что  топить ассигнациями», мы продолжаем ее жечь только потому, что не можем  найти для себя лучшего источника  энергии. Но это свидетельствует  об ограниченности человеческого разума и человеческой практики, а вовсе  не об ограниченности ресурса нефти. Иными словами, ограниченные ресурсы  становятся таковыми, из-за нерационального использования их людьми. Возможно, человек не научился применять ресурсы природы, поэтому и идёт речь об ограниченности.

     В некотором смысле и потребности  человека не совсем безграничные. Конечность срока жизни человека уже кладет предел возможностям его потребления. Он может стремиться к присвоению бесконечного множества благ, но потребить  способен лишь их конечную сумму. Впрочем, потребительская жадность человека, создающая иллюзию опережающего роста его запросов, вполне объяснима. Она является порождением потребительского голода, в состоянии которого человечество пребывало на протяжении всей своей  истории. Так, испытывая недостаток воздуха, человек начинает дышать чаще и глубже, чем это требуется. Но когда воздуха вдоволь, он вообще не ощущает потребности в дыхании. В условиях изобилия благ человек  избавится от множества желаний, которые кажутся ему неутолимыми  именно потому, что пока еще не утолены. К тому же, всякое потребление требует  затрат усилий и времени, а избыточное потребление – избыточных затрат. Но человек, как и все живое  на Земле, не склонен расходовать  свои жизненные силы сверх необходимой  меры.

     Следует ожидать, что как раз безудержное  стремление к производству неограниченной массы благ в конечном счете, создаст то их изобилие, насытившись которым человек сможет увидеть реальные границы своих животных и социальных потребностей. И, надо полагать, границы эти будут значительно уже тех, которые представляются нам сегодня.

     Равновесие  между потребительскими усилиями и  потребительскими желаниями, подобно  термодинамическому равновесию, может  быть достигнуто лишь на уровне минимально необходимого потребления и минимально необходимых затрат сил. И коль скоро  человечество в социальной форме  существования стремится как  раз к наиболее экономному решению  своей потребительской задачи, оно  со временем, пройдя стадию «потребительского возбуждения», неизбежно придет к состоянию «потребительского (социального) покоя».

3.1 Экономические теории  циклов

     Природа цикла до сих пор является одной  из самых спорных и малоизученный  проблем. Исследователей, занимающихся изучением конъюнктурной динамики, условно можно разделить на тех, кто не признает существования периодически повторяющихся циклов в общественной жизни, и на тех, кто стоит на детерминистских  позициях и утверждает, что экономические  циклы проявляются с регулярностью  приливов и отливов.

     Представители первого направления, к которым  принадлежат наиболее авторитетные ученые современной западной неоклассической  школы, считают, что циклы являются следствием случайных воздействий (импульсов или шоков) на экономическую  систему, что и вызывает циклическую  модель отклика, т. е. цикличность есть результат воздействия на экономику  серии независимых импульсов. Основы этого подхода были заложены в  1927 г. советским экономистом Е. Е. Слуцким (1880-1948 гг.). Однако лишь через 30 лет данное направление получило широкое признание на Западе.

Информация о работе Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики