Анализ рынка труда в России и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ рынка труда в России и определение перспектив его развития.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- дать определение рынка труда;
- определить виды рынков труда и признаки их сегментации;
- выявить особенности формирования общероссийского рынка труда;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность специфика рынка труда 4
1.1. Определение рынка труда 4
1.2. Виды рынков труда и их сегментации 7
Глава 2. Российский рынок труда в 2010 году 12
2.1. Особенности формирования общероссийского рынка труда..12
2.2. Проблемы российского рынка труда 14
3.Меры по поддержке рынка труда и перспективы его развития………19
3.1. Меры по укреплению рынка труда…………………………….19
3.2 Перспективы развития российского рынка труда……………..24
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.rtf

— 2.69 Мб (Скачать)

- за период с 2000-2010 гг. отмечается снижение численности постоянного, а также занятого населения соответственно - на 3,9% и 9,5%, что в первую очередь, обусловливается превышением уровня смертности над рождаемостью при ослаблении влияния миграционного прироста на численные потери населения;

- сокращение численности населения сопровождается его демографическим старением из-за уменьшения доли детей в общей численности населения вследствие снижения рождаемости и роста смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста.

И в долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Ожидается ухудшение возрастной структуры населения за счет снижения в ней доли детей и подростков. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста. По среднесрочному прогнозу в 2010 году численность граждан трудоспособного возраста составила 87,6 млн. человек, что на 2,6 млн. человек (на 2,9 %) меньше, чем в 2006 году.

Таким образом, для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

 

 

3. Меры по поддержке рынка труда и перспективы его развития

 

3.1 Меры по укреплению рынка труда.

 

В связи с глобальным экономическим кризисом и в преддверии возможного массового высвобождения работников, которое по прогнозам экспертов коснется в первую очередь металлургии, машиностроения, химической промышленности - отраслей с высоким уровнем средней зарплаты и других градообразующих предприятий, а также таких видов экономической деятельности, как дорожное строительство и грузоперевозки, государством предприняты попытки сгладить социальный эффект от подобных негативных явлений.

Минздравсоцразвития России и Роструд ведут постоянный мониторинг рынка труда, в процессе которого выявляются:

- причины увольнения работников (отдельно по каждой организации с указанием вида экономической деятельности);

- предполагаемые сроки (этапы) увольнения;

- численность работников, предполагаемых к увольнению и высвобожденных из организаций;

- численность работников и время нахождения в простое, отпуске по инициативе администрации;

- численность работников, работающих неполное рабочее время;

- меры, осуществляемые органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации, в том числе содействие в трудоустройстве, признание безработными, направление на профессиональное обучение, оказание содействия в переезде в другую местность с целью трудоустройства, выдача предложений об оформлении пенсии досрочно в соответствии с законодательством о занятости населения26.

Выше уже была проанализирована ситуация на общероссийском рынке труда в настоящее время. Вероятно в действительности ситуация выглядит несколько хуже, поскольку не все организации представляют данную информацию. При том, что в Бюджете-2009 уже был заложен прогноз, что безработных в стране будет в районе 1,6 млн человек.

В этих условиях и принимались дополнительные меры по укреплению рынка труда.

Прежде всего повышен максимальный размер пособия по безработице - с 1 января 2009 г. он составит 4900 руб. против планировавшихся ранее 3400 руб27. По словам Министра Минздравсоцразвития России Т. Голиковой 4900 руб. - это 30% от средней зарплаты в экономике по итогам августа 2008 г. В 2010 году изменений не было28.

Кроме того, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ были внесены существенные изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Так, в частности, с 1 января 2009 г. в целях повышения уровня социальной защищенности граждан пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку выплачивается гражданам, уволенным из организаций в том числе по собственному желанию по любым причинам.

Иными словами, уволившиеся по собственному желанию по любому основанию уравнены в правах с уволенными в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации. Это объясняется прежде всего тем, что многие работодатели в условиях кризиса во избежание траты времени на соблюдение регламентированных процедур и сокращения своих издержек при реальном сокращении штата предлагали работникам уволиться по собственному желанию и те не в полной мере могли рассчитывать на социальную помощь со стороны государства.

При этом,  по общему правилу, размер среднего заработка, исчисляется за последние 3 месяца по последнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Ранее работник, уволившийся по собственному желанию, мог рассчитывать только на 1,5 размера минимального пособия по безработице (850 руб.) в течение 6 месяцев с момента регистрации в службе занятости.

Далее, принципиальным нововведением, закрепляемым Федеральным законом № 287-ФЗ от 25.12.2008 г., является расширение полномочий Правительства РФ - в связи с осложнением ситуации на рынке труда ему разрешено разрабатывать и реализовывать в отдельных субъектах Российской Федерации дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе при формировании и реализации федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период образовывать резерв бюджетных ассигнований, которые могут быть использованы в порядке, определяемом самим Правительством РФ.

По информации заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ В. Скворцова, такие мероприятия, прежде всего, направлены на организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, и общественных работ, стимулирование работодателей к созданию временных рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и самозанятость. По сути, это мероприятия, реализация которых должна препятствовать значительному росту численности безработных граждан.

Кроме того, этим же Федеральным законом установлена новая обязанность работодателей - сообщать в органы службы занятости всю информацию о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы29.

Эта мера позволить более детально проводить мониторинг ситуации на рынке труда и оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке труда.

Наконец еще одна мера по поддержке рынка труда содержится в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089. Этим постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. При этом, на указанные цели в 2009 г. из федерального бюджета выделены средства в размере 43 млрд руб.

Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости на софинансирование региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда:

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и само

занятости безработных граждан.

Рассмотрение региональных программ осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а отбор этих программ в целях предоставления субсидий осуществляется межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда.

При этом критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

а) рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации;

б) рост численности работников организаций субъекта Российской Федерации, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

в) наличие в субъекте Российской Федерации градообразующих организаций.

Существенным условием предоставления субсидий является софинансирование региональной программы за счет бюджета субъекта Российской Федерации в размере не менее 5%. Иными словами, объем софинансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, со стороны федерального бюджета ограничен 95 % общего размера расходов на реализацию этих мероприятий.

Эта мера обусловлена необходимостью стимулирования региональных органов власти на реализацию активной политики занятости в субъектах Российской Федерации. Однако последние пока не проявляют своей заинтересованности в выделении средств из регионального бюджета - на конец января на заседании Межведомственной рабочей группы по мониторингу ситуации на рынке труда рассмотрены и в целом одобрены только региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Красноярского края и Ярославской области.

Таким образом, вышеприведенные меры отражают озабоченность Правительства РФ ростом безработицы на фоне спада в экономике страны, однако очевидно, что они будут не последними в этом непростом году.

 

3.2 Перспективы развития российского рынка труда.

 

Перспективы развития российского рынка труда до 2020 г., изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» 30, разработанной Минэкономразвития России.

По мнению специалистов указанного Министерства, развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007-2020 гг. более чем на 10 %. Серьезное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

Одновременно, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад в развитие данной тенденции вносит также высокий уровень квалификации российских работников.

Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную часть предъявляют новые требования к поиску механизмов поддержки конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и российской экономики в целом. В то же время инновационная экономика невозможна без внятных и прозрачных правил функционирования рынка труда, за исполнением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора31.

В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда (на 6,7 % в год в 2011-2015 годах и на 7,5 % в 2016-2020 годах), а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики 32.

Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.

Выявлению положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу, повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер, будет способствовать внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе величины и профессионально-квалификационной структуры предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, а также определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах.

Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач33.

Первая - повышение гибкости рынка труда и стимулирования легальной трудовой деятельности:

- поиск и внедрение инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций;

- стимулирование активного использования современных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

- предоставление более широких возможностей для трудоустройства молодежи, внедрение практики стажировок молодых специалистов;

Информация о работе Анализ рынка труда в России и перспективы его развития