Анализ социально-экономической привлекательности муниципального образования (на примере г. Омск)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение Программы социально-экономического развития города Омска, которая направлена на осуществление комплекса мер, которые городская администрация в сотрудничестве с другими представителями города Омска и Омской области предпринимает для стабилизации и развития экономики города, развития его налоговой базы, повышения уровня занятости населения, решения обостряющихся социальных проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Характеристика основных показателей МО……………….… 6
1.1. Уровень жизни населения. Качество городской среды. Социальная защита населения…………………………………….………………..…….….. 6
1.1.1. Демографическая ситуация………………………………….…… 6
1.1.2. Промышленность …………………………………………...…….. 8
1.1.3. Строительство ………………………………………………….…. 10
1.1.4. Транспорт ………………………………………………...………. 11
1.1.5. Занятость населения ……………………………………………... 13
1.1.6. Жилищно-коммунальное хозяйство …………………………….. 15
1.1.7. Образование ………………………………………………….…… 17
1.1.8. Общественные организации ………………………………….….. 21
1.1.9. Молодежная политика. Организация патриотического и
духовно-нравственного воспитания ……………………………..…….. 22
1.1.10. Профилактика безнадзорности, преступности и правонару-
шений несовершеннолетних …………………………………………. 23
1.2. Состояние экономической базы города……………..…….…..…… 26
1.2.1. Малое и среднее предпринимательство в Омске ……………..…. 26
1.2.2. Инвестиционная активность……………………………...……..… 27
Глава 2. Стратегические цели и приоритеты развитии муниципального образования (г. Омск)…………………………………………………..……….. 29
2.1. Стратегические цели развития города………………...……….…... 29
2.2. Направления развития МО (г. Омск)………………………….…… 31
Заключение………………………………………………………..….….. 35
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая Омск н.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

НОУ ВПО  «Сибирская академия управления и массовых

коммуникаций (институт)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шардакова Светлана Александровна

(62Г гр.) 
 
 

Анализ  социально-экономической  привлекательности  муниципального образования (на примере г. Омск)

(Курсовая  работа) 
 
 
 

Научный руководитель - к.и.н. В.И. Козодой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2008 

      Оглавление

      Введение  ………………………………………………………….………  3

      Глава 1. Характеристика основных показателей МО……………….…  6

      1.1. Уровень жизни населения. Качество городской среды. Социальная защита населения…………………………………….………………..…….…..  6

      1.1.1. Демографическая ситуация………………………………….…… 6

      1.1.2. Промышленность …………………………………………...…….. 8

      1.1.3. Строительство ………………………………………………….…. 10

      1.1.4. Транспорт ………………………………………………...………. 11

      1.1.5. Занятость населения ……………………………………………... 13

      1.1.6. Жилищно-коммунальное хозяйство …………………………….. 15

      1.1.7. Образование ………………………………………………….…… 17

      1.1.8. Общественные организации ………………………………….….. 21

      1.1.9. Молодежная политика. Организация патриотического и

      духовно-нравственного воспитания ……………………………..…….. 22

      1.1.10. Профилактика безнадзорности, преступности и правонару-

      шений несовершеннолетних ………………………………………….  23

      1.2.  Состояние экономической базы города……………..…….…..…… 26

      1.2.1. Малое и среднее предпринимательство в Омске ……………..….  26

      1.2.2. Инвестиционная активность……………………………...……..… 27

      Глава 2. Стратегические цели и приоритеты развитии муниципального образования (г. Омск)…………………………………………………..……….. 29

      2.1. Стратегические цели развития города………………...……….…... 29

      2.2. Направления развития МО (г. Омск)………………………….…… 31

      Заключение………………………………………………………..….….. 35

      Список  использованных источников…………………………………...  38 
 
 
 
 
 

      Введение

      Город Омск за свою историю прошел путь от небольшой пограничной крепости до современного и комфортного мегаполиса, города-миллионника Сибирского федерального округа Российской Федерации, административного центра Омской области.

      Превращение Омска в огромный мегаполис непосредственно  связано с освоением сибирских просторов и природных богатств этих мест, с обустройством земель на всем протяжении Иртыша.

      Омская  крепость была основана в 1716 году, в эпоху бурных петровских преобразований.

      В 1782 году Омская крепость получила статус заштатного военного окружного города Тобольского наместничества (до 1797 года). В связи с этим событием на основе законов Русской геральдики был создан и высочайше утвержден Императрицей Екатериной Алексеевной 17-го марта 1785 года первый герб Омска.

      К началу XIX века Омск - центр торговли и сельскохозяйственной науки. Мощный импульс развитию города дала прокладка Транссибирской железнодорожной магистрали.

      В 20-30-е годы XX века Омск остается центром  аграрно-промышленного комплекса  Сибири, развиваются новые производства сельскохозяйственной техники. Получает развитие высшая школа.

      С середины 50-х годов Омск - центр  нефтеперерабатывающей и нефтехимической  промышленности Сибири.

      В 70-80-е годы развитие промышленного  и жилищного строительства определило рост объемов производства промышленности строительных материалов.

      С начала 90-х годов в экономике  города стал формироваться негосударственный  сектор. В 90-ые годы Омск начался период становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, банки, финансово- инвестиционные компании, фонды и т.д. Продукция омских промышленных предприятий заняла на российский и мировой рынок, где по настоящее время пользуется устойчивым спросом.

      В непростых условиях формирования рыночных отношений город сумел сохранить  свое лицо, сберечь научный и культурный потенциал.

      Сегодня Омск – динамично развивающийся  город, который характеризуется  стабильно растущим инвестиционным потенциалом.

      Целью курсовой работы является рассмотрение Программы социально-экономического развития города Омска, которая направлена на осуществление комплекса мер, которые городская администрация в сотрудничестве с другими представителями города Омска и Омской области предпринимает для стабилизации и развития экономики города, развития его налоговой базы, повышения уровня занятости населения, решения обостряющихся социальных проблем.

      Для достижения цели были поставлены следующие  задачи: дать характеристику основных показателей муниципального образования, выявить сильные и слабые стороны города Омска, сформулировать цели и направления развития города Омска на ближайшую перспективу. Я считаю, что у города есть ресурсы, рациональное использование которых позволит стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним, в частности, относится налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности.  

      Программа основана на реалистичном анализе условий  и ресурсов развития города. Для  того, чтобы работать эффективно, программа  должна быть разработана в соответствии с принципами, соответствующими рыночному планированию: обладать достаточной гибкостью и конкретизироваться в годовых планах; учитывать реальные возможности городской администрации; содержать эффективно действующие экономические механизмы. Особенно важным является развитие обратной связи, обеспечивающей анализ исполнения и возможность корректировок в ходе текущего планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

      1.1. Уровень жизни населения. Качество городской среды. Социальная политика

      1.1.1. Демографическая ситуация

      В 2007 году в городе Омске родилось 11,9 тыс. детей, что на 9,6 процента выше, чем в 2006 году (2005 год –11 тыс. человек, 2006 год – 10,8 тыс. человек). 
Необходимо отметить, что в 2007 году родилось наибольшее количество детей за последние 15 лет. Общий коэффициент смертности уменьшился по сравнению с 2006 годом на 2,5 процента и составил 13,8 умерших в расчете на 1000 населения (2005 год – 14,7, 2006 год – 14,0).

      Среди демографических показателей, имеющих  положительную динамику, надо отметить уровень младенческой смертности (смертность детей до 1 года). Показатель младенческой смертности – это индикатор, который  отражает не только состояние общественного здоровья, но и уровень социально-экономического благополучия и степень цивилизованности общества в целом. 
За последнее десятилетие коэффициент младенческой смертности  
(на 1000 родившихся живыми) в городе Омске имел тенденцию к снижению.  
За 10 лет коэффициент снизился с 19.1 до 7.8, и он ниже, чем в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе и Омской области. 
В 2007 году в город Омск прибыло 14,8 тыс. человек, число выбывших составило также 14,8 тыс. человек. Сальдо миграции не повлияло на формирование численности населения.
 
 
 
 
 

      Показатели  естественного движения населения 
(январь – июнь 2008 года)

Человек, 2008 г. Человек, 2007 г. 2008 г. к 2007 г., прирост (+), снижение (-), человек 2008 г. к 2007 г., в % На 1000 человек  
населения, 20081)
На 1000 человек  
населения, 20071)
Родившихся 5877 5578 +299 105,4 10,5 9,9
Умерших 7890 7795 +95 101,2 14,0 13,9
из  них детей в возрасте до 1 года 43 38 +5 113,2 7,1 2) 6,9 2)
Естественная  убыль -2013 -2217 - 90,8 -3,5 -4,0
Браков 4078 4088 -10 99,8 7,3 7,3
Разводов 3074 3102 -28 99,1 5,5 5,5
 

      Численность постоянного населения города Омска  на 1 января 2008 года составила 1131,1 тыс. человек, в том числе по округам: 
- Кировский – 237,6 тыс. чел. 
- Ленинский – 202,1 тыс. чел. 
- Октябрьский – 166,0 тыс. чел. 
- Советский – 257,2 тыс. чел. 
- Центральный – 268,2 тыс. чел.

      Выводы:

      Демографическая структура Омска благоприятно влияет на ситуацию в городе - существуют резервы  роста; небольшая относительно трудоспособного населения доля пенсионеров предопределяет, по-видимому, существенно меньшую по сравнению с другими городами напряженность в наполнении Пенсионного фонда (а соответственно и в выплате пенсий). Снижение рождаемости также пока обеспечило некоторые конъюнктурные выгоды при использовании зданий бывших детских дошкольных учреждений, хотя, следует отметить, что это порождает опасность будущих социальных напряжений, если, как следует из наиболее вероятного варианта прогноза, уровень рождаемости все же восстановится.

      Тем не менее, небольшой миграционный обмен  свидетельствует о низкой “проточности города” - показатель, который характеризует взаимоотношения города и окружающей среды.

      Последний вывод, впрочем, можно сделать только на основе результатов анализа эволюции других городских подсистем и их взаимоотношений между собой: низкий миграционный обмен является необходимым, но не достаточным признаком стагнации.

      Под "стагнацией города" в случае административной системы распределения ресурсов понимается положение, когда разрыв между количеством рабочих мест и количеством единиц жилья и объемом общественных благ достигает такой величины, что прирост населения за счет миграции приближается к нулю.

      В то же время пока можно констатировать, что численность населения Омска на ближайшее десятилетие стабилизировалась на уровне 1150 тыс. человек. Во многом это десятилетие станет решающим - если негативные тенденции в эволюции города не будут преодолены, после 2007 года средний возраст населения возрастет, и численность омичей может начать сокращаться (хотя, по-видимому, и довольно медленным темпом).

      1.1.2 Промышленность

      Объем промышленного производства г. Омска составляет более 90% объема промышленного производства Омской области, а ВРП Омской области почти на 80% формируется в экономике г. Омска, то приоритеты регионального развития экономики, определенные в результате модельных расчетов, в значительной степени определяют и приоритеты развития города. Иначе говоря, стратегия развития г. Омска должна разрабатываться в «тесной увязке» с разработкой стратегии развития Омской области.  
 

Информация о работе Анализ социально-экономической привлекательности муниципального образования (на примере г. Омск)