Анализ социально-экономической привлекательности муниципального образования (на примере г. Омск)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение Программы социально-экономического развития города Омска, которая направлена на осуществление комплекса мер, которые городская администрация в сотрудничестве с другими представителями города Омска и Омской области предпринимает для стабилизации и развития экономики города, развития его налоговой базы, повышения уровня занятости населения, решения обостряющихся социальных проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………….……… 3
Глава 1. Характеристика основных показателей МО……………….… 6
1.1. Уровень жизни населения. Качество городской среды. Социальная защита населения…………………………………….………………..…….….. 6
1.1.1. Демографическая ситуация………………………………….…… 6
1.1.2. Промышленность …………………………………………...…….. 8
1.1.3. Строительство ………………………………………………….…. 10
1.1.4. Транспорт ………………………………………………...………. 11
1.1.5. Занятость населения ……………………………………………... 13
1.1.6. Жилищно-коммунальное хозяйство …………………………….. 15
1.1.7. Образование ………………………………………………….…… 17
1.1.8. Общественные организации ………………………………….….. 21
1.1.9. Молодежная политика. Организация патриотического и
духовно-нравственного воспитания ……………………………..…….. 22
1.1.10. Профилактика безнадзорности, преступности и правонару-
шений несовершеннолетних …………………………………………. 23
1.2. Состояние экономической базы города……………..…….…..…… 26
1.2.1. Малое и среднее предпринимательство в Омске ……………..…. 26
1.2.2. Инвестиционная активность……………………………...……..… 27
Глава 2. Стратегические цели и приоритеты развитии муниципального образования (г. Омск)…………………………………………………..……….. 29
2.1. Стратегические цели развития города………………...……….…... 29
2.2. Направления развития МО (г. Омск)………………………….…… 31
Заключение………………………………………………………..….….. 35
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая Омск н.doc

— 424.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

      1.1.8 Общественные организации

      На  территории города Омска и Омской области по состоянию на конец 2007 года по данным Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области в ведомственном реестре юридических лиц зарегистрировано 1673 общественных объединения, в том числе:  
- 720 профсоюзных организаций,  
- 15 политических партий, 
- 15 национально-культурных автономий, 
- 923 некоммерческие организации иных форм, 
из них более 100 объединений зарегистрировано и осуществляет свою деятельность вне города (на территории сельских муниципальных образований).

      Взаимодействие  с общественными организациями  осуществляется управлением общественных отношений департамента информационной политики и общественных отношений  Администрации города Омска. Проводятся встречи с руководителями общественных организаций, опросы, отрабатываются принципы и перспективы взаимодействия.

      Основная  цель - создание благоприятных правовых условий для осуществления социального  партнерства органов муниципальной  власти и общественных объединений. 
         Для реализации поставленных задач приняты решения и ряд документов, направленных на формирование целостной системы взаимодействия Администрации города Омска с общественными объединениями, реализацию прав и законных интересов граждан, определение общих приоритетных задач. Создан Координационный общественный Совет при Мэре города Омска, в состав которого входят представители 96-ти общественных объединений, а также руководители и специалисты департаментов Администрации города Омска, всего в количестве 130 человек. Работа Координационного общественного Совета при Мэре города Омска осуществляется в восьми секциях по вопросам социальной политики, медицины и пропаганды здорового образа жизни, образования, безопасности, экологии и охраны окружающей среды, молодежи и развитию спорта, культуры, архитектуры и градостроительства, городского хозяйства и транспорта.

      В целях оказания финансовой поддержки  общественным объединениям с 2006 года проводится конкурс на предоставление муниципальных  грантов для поддержки общественно  полезных проектов некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления.

      В 2006 году в конкурсе на предоставление муниципальных грантов приняли  участие 50 общественных объединений, которые  представили 61 проект. По итогам конкурса 29 проектов получили финансовую поддержку в размере от 20 до 65 тысяч рублей. Общая сумма финансовых средств, выделенных на оказание поддержки в реализации общественно полезных проектов, составила 1 миллион рублей.

      Грантовая поддержка укрепляет и развивает  сообщества граждан, учит их самостоятельно решать проблемы и вместе с органами власти нести реальную ответственность за использование бюджетных средств, поэтому в дальнейшем практика проведения конкурсов общественно полезных проектов будет продолжена. 

      1.1.9 Молодежная политика. Организация патриотического и духовно-нравственного воспитания 

      Обучающиеся школ города активно участвуют в  таких мероприятиях  
и акциях, как месячник оборонно-массовой и спортивной работы (февраль), празднование Дня Победы (май), в ходе которых в образовательных учреждениях проводятся тематические классные часы, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, митинги, праздничные концерты для ветеранов, военно-спортивные игры: «Орлята России», «Зарница», «Юный защитник». Традиционной акцией стало возложение цветов к памятникам и памятным знакам (в 86 муниципальных образовательных учреждениях установлено 103 мемориальных доски и памятных знака). 
          В муниципальных учреждениях образования города Омска работает  
62 музея. На территории города Омска действует 14 киноклубов различного направления, в том числе киноклуб «Патриот», который работает по направлению военно-патриотического и гражданского воспитания.

      Тенденция использования труда молодежи показывает, что при наличии на рынке труда избыточной рабочей силы, работодатель в большинстве случаев в силу коммерческой выгоды предпочитает не вступать в трудовые правоотношения с лицами в возрасте до 18 лет. Труд данной категории работников, в основном, применяется на малооплачиваемых работах.

        Но и в отношении к этой  немногочисленной категории работодатели  допускают нарушения трудового  законодательства. Выявленные нарушения касаются, прежде всего, вопросов предоставления несовершеннолетним отпусков, допуска работников в возрасте до 18 лет к работе без надлежащего оформления, принятия их на работу без проведения предварительного медицинского осмотра, оплаты труда и норм выработки. На несовершеннолетних работников, поступивших на работу впервые, не были оформлены трудовые книжки. Также все несовершеннолетние в сезоне 2006-2007 годов были приняты на работу без предварительного медицинского осмотра. 
          По выявленным нарушениям законодательства о труде и охране труда работников до 18 лет выданы предписания, нарушения устранены. Виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
 

1.1.10 Профилактика безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних

          Вопрос профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Омске не теряет своей актуальности и требует системного аналитического подхода. Сеть муниципальных учреждений, входящих в структуру системы профилактики, достаточно широка и имеет разную ведомственную принадлежность, это: общеобразовательные школы, спортивные школы, учреждения дополнительного образования, дома культуры, библиотеки, социальные центры для молодежи и клубы. Кроме реализации собственных функций и мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, практически каждое муниципальное учреждение является непосредственным участником целевых оперативно-профилактических мероприятий, проводимых совместно с Управлением внутренних дел Омской области. Все это обуславливает необходимость координирующего органа, обеспечивающего эффективное межведомственное взаимодействие всех муниципальных органов и учреждений, входящих в систему профилактики.

          С целью обеспечения межведомственного взаимодействия деятельности муниципальных органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Омска, и повышения эффективности их деятельности создан межведомственный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

      Основными задачами деятельности Совета являются: 
- проведение комплексного анализа состояния профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Омске; 
- организация мероприятий по профилактике безнадзорности  
правонарушений несовершеннолетних в городе Омске и контроль  
за исполнением плана мероприятий.

          В рамках реализации данного направления созданы условия для стабильной работы специальных служб социально-психологической помощи подросткам и молодежи, внедрены программы по пропаганде здорового образа жизни на базе муниципальных социальных центров для молодежи и клубов по месту жительства. Одной из форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, а также алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧ-инфекций является проведение социальных профилактических акций на территории города Омска, таких как: «Родительский урок», «Мир без наркотиков», «Летний лагерь-территория здоровья», «Первокурсник».  
          В ходе операций сотрудниками Управления внутренних дел  
по административным округам города Омска рассмотрено 2,2 тыс. материалов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, 6,9 тыс. персональных дел о правонарушениях несовершеннолетних. 
С целью оказания комплексной социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой и социально-досуговой помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  
в муниципальных социальных центрах для молодежи города Омска созданы службы социально-психологической помощи и консультирования.
 

      Выводы:

      Развитие  человеческого капитала в современных  условиях должно стать приоритетным направлением социально-экономической  политики города.  
С другой стороны, уровень развития человеческого капитала выступает показателем эффективности развития города и определяет его перспективы в дальнейшем. 
          Необходимо серьезное рассмотрение проблем молодежной политики  
с тем, чтобы молодые люди имели возможность работать и самостоятельно обеспечить свой жизненный социально-экономический старт, при котором государственная политика в областях обеспечения занятости, достойными жилищными условиями, дошкольными учреждениями высокого уровня позволила семьям при рождении не снижать своего жизненного уровня. 
          Проблема формирования человеческого капитала находится в ведении многих министерств и ведомств, действия которых должны включать политику, направленную, прежде всего на обеспечение индивидуальных возможностей человека, как, например гарантированный доход, инвестиции в образование, обеспечения полноценного питания, доступного и комфортного жилья, безопасных условий работы и другие. Основной целью должно стать создание социальных и экономических условий, которые способствуют хорошему здоровью в равной мере для всего населения. 
          В 2008 и в последующие годы Администрация города Омска в своей деятельности приоритет будет отдавать вопросам развития семьи, детей  
и молодежи, стремиться создавать условия и стимулы для воспроизводства населения, повышения качества жизни, обеспечение достойного жизненного уровня населения, стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а также проводить социальную политику, направленную на сохранение и развитие человеческого капитала.

      1.2. Состояние экономической базы города

      1.2.1 Малое и среднее  предпринимательство  в Омске

      Малый бизнес города вносит значительный вклад  в развитие экономики и социальной сферы города.

      Сегодня занятость в секторе малого бизнеса  составляет более 103,6 тыс. человек, или 14.9 % (без учета индивидуальных предпринимателей) от численности экономически активного населения города. По данному показателю Омская область занимает 5 место (11 %) в Сибирском федеральном округе после Красноярского края (13,2%).  
          Число организаций малого предпринимательства выросло за 3 года на 19%: с 12,5 тысяч предприятий в 2004 году до 14,831 тысяч организаций по состоянию на 1 января 2008 года (89 % организаций функционирует на территории города Омска).

      Наибольшее  число малых предприятий функционирует  в сфере торговли (43,3%), в строительстве (12,2 %), обрабатывающем производстве (11,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,9 %).

 
 
 

      В сфере развития малого предпринимательства  предполагается интенсивное формирование выставочно-ярмарочной деятельности, активизация продвижения продукции субъектов малого предпринимательства города Омска на региональные, межрегиональные и международные рынки, совершенствование нормативно-правового обеспечения в области поддержки малого предпринимательства. Это приведет к увеличению количества малых предприятий в 2010 году не менее чем на 30 % к уровню 005 года, росту объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг организациями малого предпринимательства в 2010 году не менее чем на 60 % к уровню 2005 года. 

      1.2.2 Инвестиционная активность 

      Инвестиции  в основной капитал малых предприятий  по состоянию на 1 января 2008 года составили 5,258 млрд. рублей. По экспертным оценкам на конец 2008 года инвестиции достигнут уровня 6,835 млрд. рублей.

      Ежегодно  увеличивается участие малого бизнеса  в формировании бюджета города Омска. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет города Омска выросла с 12% в 2004 году до 22% по состоянию на 1 января 2008 года.  
Муниципальная политика в сфере поддержки малого предпринимательства определена в «Основных направлениях содействия развитию малого предпринимательства в городе Омске в 2005-2010 годах», утвержденных Постановлением Мэра города Омска от 15 июля 2005 года №340-п.
 

 

      Мероприятия по государственной поддержке инвесторов в Омском регионе:

  • Предоставление бюджетных кредитов из средств областного бюджета.
  • Поручительство и предоставление гарантий.
  • Освобождение от уплаты налога на имущество.
  • Субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным для реализации инвестиционных проектов.
  • Предоставление в аренду объектов недвижимости и иного имущества, льгот по арендной плате.
  • Снижение ставки налога на прибыль до 13,5 %.
  • Предоставление налогового инвестиционного кредита.
  • Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов.

Информация о работе Анализ социально-экономической привлекательности муниципального образования (на примере г. Омск)