Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, причины неудовлетворенности работника своей заработной платой. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по устранению кризисной ситуации в оплате труда, по увеличению удовлетворенности работников заработной платой, по совершенствованию действующих форм и систем оплаты труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть. Характеристика бюджетной сферы………...5
1.1.Тарифная система как элемент организации оплаты труда…………6
1.2.Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации………………………………………………………………...8
1.3.Новые системы оплаты труда………………………………………..10
1.4.Процесс внедрения новой системы оплаты………………………....11
Глава 2. Практическая часть. «Здравоохранение»………………………...15
2.1.Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения……………………………………..16
2.2.Тарифная система…………………………………………………….17
2.3.Надтарифные выплаты……………………………………………….19
2.4.Оплата труда по индивидуальным условиям…………………...….21
2.5.Нормирование………………………………………………………...21
2.6.Финансирование……………………………………………………...21
3.Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере……………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 75.19 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть. Характеристика бюджетной сферы………...5

    1.1.Тарифная  система как элемент  организации оплаты  труда…………6

    1.2.Характеристика  оплаты труда работников бюджетной организации………………………………………………………………...8

    1.3.Новые  системы оплаты  труда………………………………………..10

    1.4.Процесс  внедрения новой системы оплаты………………………....11

Глава 2. Практическая часть.  «Здравоохранение»………………………...15

           2.1.Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения……………………………………..16

           2.2.Тарифная система…………………………………………………….17

           2.3.Надтарифные выплаты……………………………………………….19

           2.4.Оплата труда по индивидуальным условиям…………………...….21

           2.5.Нормирование………………………………………………………...21

           2.6.Финансирование……………………………………………………...21

    3.Анализ структуры  заработной платы  в бюджетной сфере……………….23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  используемой литературы……………………………………………...29 
 
 
 
 

    Введение

    Десятилетиями народное образование, здравоохранение, наука, культура России финансировались  по остаточному принципу, что означало их полную материальную зависимость  от состояния государственного бюджета  и эффективности работы предприятий  сферы материального производства. Социально-культурные отрасли экономики  России всегда были придатком, а также  источником интеллектуальных ресурсов для отраслей материального производства, которые служили основным движителем социалистической экономики. Такая  система приоритетов по отношению  к отраслям в экономике России обусловила положение социально-культурной сферы как второстепенное. Неизбежным следствием такого положения стало  постоянное, хроническое отставание уровня оплаты труда работников бюджетной  сферы по отношению к занятым  в отраслях материального производства. Неоправданное с точки зрения социальных приоритетов ущемление  в оплате труда работников бюджетных  отраслей не имеет под собой объективной  основы, поскольку уровень квалификации работников в них в целом превосходит  уровень квалификации работников в  промышленности. При этом, численность  работников, занятых в промышленности приближается к численности работников, занятых в социально-культурных отраслях.

        В соответствии со статьей  37 Конституции РФ каждый имеет  право на вознаграждение за  труд без какой бы то ни  было дискриминации и не ниже  установленной федеральным законом  минимального размера оплаты  труда. 

        Политика в области оплаты труда является составной частью управления  предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.

        Заработную плату следует рассматривать  не только с позиции экономической,  но, что не менее важно –  категории призванной обеспечивать  человеку определенный социальный статус. Следовательно, если исходить из того, что уровень оплаты труда должен отражать стоимость (цену) рабочей силы, то необходимо добиваться такого положения, чтобы заработная плата работников бюджетной организации  обеспечивала не только удовлетворение физиологических потребностей (как это весьма широко распространено в настоящее время), но и потребностей работника и его семьи, вызванных социальными  и  культурными условиями формирования и развития работников наемного труда.

      В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации "Оплата по труду”, где говориться, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Исходя из этого закона заработная плата работников бюджетной сферы так же не должна быть ограничена и начисляться в зависимости от его квалификации, сложности работы и качества затраченного труда, (хотя последнее учесть трудно в данной сфере, но труд бюджетных работников играет важную роль в жизни общества и необходимо в этой связи моральную сторону данной задачи). 

     Рыночная перестройка наиболее болезненно задела в части оплаты труда бюджетную сферу. Суть отрицательных моментов заключается в следующем:

   - переход к рыночной экономике  привел к снижению реальной  заработной платы  во всех  отраслях бюджетной сферы;

   - значительно снизилось соотношение  средней заработной платы и  прожиточного минимума, таким образом  труд бюджетных работников в  достаточной мере не оценивается;

   - возникла неестественная социально-экономически  неоправданная дифферинциация заработной  платы между отдельными группами  работающих.

     Понятие “заработная плата” наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам за непроработанное  время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

     Целью данной работы является проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, причины неудовлетворенности работника своей заработной платой. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по устранению кризисной ситуации в оплате труда, по увеличению удовлетворенности работников заработной платой, по совершенствованию действующих форм и систем оплаты труда.

       

   Глава 1. Теоретическая часть.

Характеристика  бюджетной сферы 
        К бюджетной сфере относятся отрасли, финансирование организаций и учреждений которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней  
- федерального, бюджетов субъектов и муниципальных образований.

    
В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть занятых около 90 % приходится на основные отрасли этой сферы: в  организациях образования занято 5,8 млн. человек, здравоохранения - 4,0 млн. человек, науки - 0,5 млн. человек, культуры и искусства - 0,57 млн. человек, социальной защиты населения - 0,5 млн. человек.  
       Организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней, имеются практически во всех отраслях экономики. 
Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере в 2009 году она составила более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда. Доля расходов федерального бюджета составила около четверти расходов на оплату труда. Это соотношение различно по отраслям бюджетной сферы и определяется социальным назначением и характером услуг, которые организации и учреждения этих отраслей предоставляют населению. Отрасли бюджетной сферы отличает высокая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций.

    
За последние два года уровень  оплаты труда работников в отраслях бюджетной сферы существенно  возрос. Средняя заработная плата  в образовании увеличилась на 130%, в здравоохранении - на 142 %, в культуре и искусстве - на 133 %.

    
Несмотря на имевший место рост, уровень оплаты туда в бюджетной сфере остается крайне низким.

    
Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной  сферы в первую очередь обусловлена  экономическими причинами, недостатком  финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда  в отраслях промышленности и бюджетной  сферы указывают на то, что сама система оплаты труда в бюджетной сфере нуждается в совершенствовании.

       1.1 Тарифная система как элемент организации оплаты труда

        Тарифная система – совокупность ставок заработной платы (тарифных ставок, должностных окладов), тарифных коэффициентов и условий их применения (классификатор профессий, квалификационных справочников, перечней условий труда и т.п.) для оплаты труда.

     В рыночных моделях экономики тарифные системы обычно устанавливаются в ходе переговорного процесса между работодателями и наемными работниками и представляют собой согласованные на определенный период времени гарантированные условия оплаты за выполнение трудовых обязанностей (норм труда) в течение какой-либо единицы рабочего времени (часа, дня, недели, месяца и т.п.). В настоящее время они являются наиболее распространенными формами существования цены рабочей силы.

   Как элемент организации заработной платы наемных работников тарифные системы возникли далеко не сразу, а  в процессе длительного и непростого развития отношений между работниками  и работодателями. В ходе этого  процесса работники стремились добиться равных условий оплаты за работу одинаковой сложности независимо от пола развития отношений между работниками  и работодателями. В ходе этого, возраста, национальности, религиозных воззрений, политических убеждений, т.е. стремились добиться равной оплаты за равный труд.

   Такое стремление работников далеко не всегда соответствовало экономическим  и другим интересам работодателей, особенно если иметь в виду их различное  экономическое положение, желание  максимизировать прибыль и минимизировать издержки на оплату труда, различную  отраслевую принадлежность и техническую  вооруженность. Их интересам, особенно на начальных стадиях развития отношений  наемного труда, более соответствовало  установление не общих, а индивидуальных для каждого наемного работника  условий оплаты труда.

     Лишь постепенно работодатели  и работники осознали объективную  необходимость выработки ставок  заработной платы, носящих общий  характер, на основе которых должен  производиться наем и оплата  труда любого работника, условия работы которого отвечают требованиям, предусмотренным тарифной системой. Установление тарифных систем (часто зарубежной литературе их называют шкалами заработной платы) означает такое развитие рынка труда и соответственно экономики, которое обеспечивает единство требований к квалификационным различиям работников, условиям исполнения работы и размерам вознаграждения за выполнение работником трудовых обязанностей.

     В условиях рыночной экономики тарифные системы (шкалы заработной платы) являются конкретной формой существования цены рабочей силы. Это своеобразные ценники на рабочую силу различного качества, используемые в различных условиях исполнения работы; они установлены в ходе «торгов» по заработной плате в процессе переговоров, т.е. известны до начала процесса производства. В соответствии с ними рабочая сила оплачивается независимо от конечных результатов производства — за выполненную работником работу. В условиях социалистической экономики тарифные системы представляют собой только часть заработной платы, своего рода аванс. Окончательный заработок работника (как доля в доходе общества) формируется лишь по результатам деятельности общества в целом, а также нередко и деятельности предприятия, на котором занят работник.

   1.2. Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации

    В бюджетных организациях работники  вступают в отношения найма с  работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач  в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

    Размеры и сроки повышения оплаты труда  работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год  с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги, а также  исходя из имеющихся финансовых возможностей.

     В экономической литературе понятие  «заработная плата» и «оплата  труда» имеют одинаковый смысл.  Заработная плата – доход, который работник получает в обмен на свой труд на предприятии. Оплата труда – регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, включая оплату отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами.

Информация о работе Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере