Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, причины неудовлетворенности работника своей заработной платой. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по устранению кризисной ситуации в оплате труда, по увеличению удовлетворенности работников заработной платой, по совершенствованию действующих форм и систем оплаты труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть. Характеристика бюджетной сферы………...5
1.1.Тарифная система как элемент организации оплаты труда…………6
1.2.Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации………………………………………………………………...8
1.3.Новые системы оплаты труда………………………………………..10
1.4.Процесс внедрения новой системы оплаты………………………....11
Глава 2. Практическая часть. «Здравоохранение»………………………...15
2.1.Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения……………………………………..16
2.2.Тарифная система…………………………………………………….17
2.3.Надтарифные выплаты……………………………………………….19
2.4.Оплата труда по индивидуальным условиям…………………...….21
2.5.Нормирование………………………………………………………...21
2.6.Финансирование……………………………………………………...21
3.Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере……………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 75.19 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем, поскольку понятие «заработная  плата» связано с категорией наемного труда, оно с правовой точки зрения является более точным, так как  заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного характера за работу, которую выполняет  работник в соответствии с трудовой функцией, определенной в трудовом договоре. Иначе говоря, заработная плата представляет собой заработанную плату, и этим она отличается от государственных  пособий, различных выплат за неотработанное время и других видов дохода.

     Оплата труда в бюджетной организации основывается на следующих единых принципах:

   1) принцип обеспечения зависимости  величины заработной платы от  квалификации работника, количества  и качества затраченного труда  без ограничения ее максимальным  размером;

   2) принцип систематизации выплат  за выполнение работы в особых  условиях и  в условиях, отклоняющихся  от нормальных;

   3) принцип единого подхода по  исчислению стажа работы;

   4) принцип использования  различных  видов поощрительных выплат за  высокие результаты, надбавок стимулирующего  характера, а также премирования за основные результаты работы;

   5) принцип сохранения единого порядка  аттестации и квалификации работников;

   6) принцип тарификации работ и  работников с учетом ЕТКС;

   7) принцип обеспечения повышения  уровня реальной заработной платы.

     Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Бюджетные ограничения накладывают отпечаток на организацию оплаты труда. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. Условия  тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей,  определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”.

   1.3.Новые системы оплаты труда

   С 1 декабря 2008 года во всех федеральных  бюджетных учреждениях введены  новые системы оплаты труда. А  в субъектах Федерации данный процесс находится в активной стадии в настоящий момент.  
        Новые системы оплаты труда ориентированы на повышение самостоятельности руководителей учреждений при определении условий оплаты труда работников и возможностей стимулирования их работы на результат. В новых системах предусмотрена более высокая дифференциация оплаты труда внутри коллектива в зависимости от качества и количества выполняемой работы. Мониторинг введения новых систем оплаты труда в субъектах Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На 1 июня 2010 года из 83 субъектов на новые (отраслевые) системы оплаты труда полностью переведены работники государственных и муниципальных бюджетных учреждений более чем в 30 регионах (Белгородская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Московская, Смоленская, Тверская, Тульская области и т. д.). В 47 субъектах новые системы оплаты труда введены частично. В одном регионе (Москва) решение о введении новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях приостановлено до 1 января 2011 года.

     В соответствии с действующим трудовым законодательством органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом их экономических потребностей и уровня жизни соответствующего региона. В то же время Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Так, в соответствии с рекомендациями на 2010 год регионам рекомендовано, исходя из своих финансовых возможностей, применять системы оплаты труда, аналогичные системам оплаты труда, установленным для работников федеральных бюджетных учреждений.               

    
Надо сказать, что большинство  субъектов Федерации воспользовались  рекомендациями и при установлении систем оплаты труда работников государственных  бюджетных и муниципальных учреждений использовали элементы систем оплаты труда, разработанных для работников федеральных бюджетных учреждений. А именно: предусмотрели установление окладов по профессиональным квалификационным группам, применение повышающих коэффициентов и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Так например, системы оплаты труда в Забайкальском крае, Иркутской, Пензенской, Кировской, Воронежской, Ивановской областях и ряде других субъектов полностью аналогичны системам оплаты труда, которые устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. В то же время такие субъекты, как Санкт-Петербург, Тюменская, Московская области и Ханты-Мансийский автономный округ применяют системы оплаты труда, целиком отличные от федеральных. Названные субъекты применяют базовую единицу для расчета должностного оклада работника.

   1.4.Процесс внедрения новой системы оплаты

   Переход на новые системы оплаты труда  обеспечивает рост средней заработной платы работников бюджетных учреждений. К примеру, в Республике Карелия  средняя заработная плата работников бюджетных учреждений здравоохранения  после введения новых систем оплаты труда повысилась на 16 % и составила 14 830 руб. в месяц, что более чем  в два раза превышает величину прожиточного минимума трудоспособного  населения субъекта за IV квартал 2009 года (6532 руб. в месяц). В Новосибирской  области заработная плата повысилась в среднем на 30 % и составила 13 700 руб. в месяц, в Смоленской области  — на 16,2 % (8351 руб. в месяц). Однако стоит заметить, что новые системы  оплаты труда направлены не только на увеличение заработной платы работников бюджетного сектора, но и на установление механизма, который дает возможность  стимулировать наиболее квалифицированных  и добросовестных работников (плата  за конечный результат). 

   Помимо  мониторинга Министерство здравоохранения  и социального развития РФ совместно  с Федеральной службой по труду  и занятости, а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представителями профсоюзов практикует выезды в регионы для изучения ситуации по вопросам эффективности введения новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Такие выезды состоялись в Тверскую, Владимирскую, Омскую, Вологодскую, Пензенскую, Иркутскую, Брянскую, Костромскую и Мурманскую области, а также в Краснодарский край. Выездные совещания и встречи с представителями органов исполнительной власти указанных субъектов показали высокую степень организационно-методической работы, проведенной органами исполнительной власти регионов. Положительным примером может служить опыт Краснодарского края, Владимирской  и Тверской областей. В последней организована четкая и слаженная работа органов исполнительной и законодательной власти, представителей общественных организаций и профсоюзов в подготовке реформы. Были активно задействованы средства массовой информации и большое внимание уделено организационно-методологической работе, предшествующей введению новых систем оплаты труда. Позитивным моментом в организации реформы стало и то, что отдельные регионы, в том числе и Тверская область, предоставили из бюджета регионов субсидии муниципальным образованиям на введение новых систем оплаты труда.

       В качестве хорошего примера квалифицированной работы органов исполнительной власти субъекта и взаимодействия с представителями работников и работодателей по координации и разъяснению порядка перехода на новые системы оплаты труда стоит назвать действия администрации Краснодарского края. На краевом и муниципальном уровнях заблаговременно были приняты все необходимые законодательные акты для введения новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений края, оплата труда которых осуществлялась на основе тарифной сетки. После введения новых систем оплаты труда средняя заработная плата работников бюджетных учреждений выросла более чем на 25%.  
        Во Владимирской области государственные бюджетные учреждения сфер здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, сельского хозяйства, физкультуры и спорта перешли на новые системы оплаты труда с 1 сентября 2008 года. Введение новых систем оплаты труда в этом регионе было сопряжено с большой долей ответственности руководителей учреждений. В соответствии с принятым законодательством руководители учреждений получили широкие полномочия при разработке положений по оплате труда. Механизм формирования размера заработной платы работника той или иной должности или профессии предусматривает высокую степень профессионализма и объективности руководителя в определении критериев оценки деятельности работника. В этом случае немалая роль отведена профсоюзным организациям, представителям

работников, защищающим интересы последних.

    В целях апробации нововведений многие субъекты Федерации вводили новые  системы оплаты труда в рамках пилотных проектов на определенный срок или же вводили данные системы  поэтапно. Примером поэтапного введения новых систем оплаты труда является опыт Калужской области. Первый этап был осуществлен в 2009 году. Тогда  на новую систему оплаты труда  были переведены работники государственных  учреждений, подведомственных Министерству образования и культуры, Министерству по делам семьи, демографической  и социальной политике области. Также  по новой системе стал оплачиваться труд работников государственных учреждений, подведомственных министерству труда, занятости и кадровой политики и  Министерству природных ресурсов региона.

     
Второй этап — 2010 год. На новую систему  будут переведены работники, занимающие общеотраслевые должности специалистов и служащих, а также работники, осуществляющие профессиональную деятельность по общеотраслевым профессиям рабочих  в государственных учреждениях, финансируемых из областного бюджета. Помимо этого новая система будет внедрена в государственных учреждениях, подведомственных управлению по делам архивов Калужской области, управлению ЗАГС Калужской области, за исключением работников, ранее переведенных на новые условия

оплаты труда.

    Ну  и третий этап планируется осуществить  в 2011 году. Новая система оплаты труда  будет введена в государственных  учреждениях, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики, Министерству природных ресурсов, Министерству дорожного хозяйства, Министерству сельского хозяйства, Министерству строительства и жилищно-коммунального  хозяйства, Министерству экономического развития, Министерству конкурентной политики и тарифов, Комитету ветеринарии  при правительстве Калужской  области, за исключением работников, ранее переведенных на новые условия оплаты труда.  
На взгляд, подобная практика позволяет снизить риск допущения распространенных ошибок при введении новых систем оплаты труда,

имеющих место  в отдельных регионах.  

    
Глава 2.  Практическая часть

   "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ"

    
В системе Министерства здравоохранения Российской Федерации функционирует 13 000 учреждений здравоохранения, кадры которых насчитывают 4700 тысяч должностей, в том числе:

Врачей и провизоров - свыше 850 тысяч; 
Среднего медицинского и фармацевтического персонала - свыше 1895 тысяч; 
Младшего медицинского и фармацевтического персонала - свыше 1000 тысяч; 
Прочего персонала, в том числе специалистов с высшим немедицинским образованием - около 900 тысяч.

  2.1.Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения

        Отраслевая система оплаты труда работников здравоохранения устанавливает единые принципы формирования оплаты труда для работников учреждений здравоохранения федерального подчинения, а также государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и направлена на оптимизацию организации деятельности учреждений здравоохранения с применением механизма дифференциации в уровнях оплаты труда медицинских и других работников с учетом специфики отрасли, которая заключается в многообразии лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

       
Особенностью формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения является дифференциация в уровнях оплаты труда работников в зависимости от профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, а также специалистов здравоохранения с высшим немедицинским образованием по разным сферам деятельности в учреждениях различных типов и видов. 
Соотношения в уровнях оплаты труда работников основных профессиональных групп персонала, предусмотренные проектом отраслевых условий оплаты труда работников здравоохранения, согласуются с различием в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей:

   Младший медицинский и фармацевтический Персонал-1 
      Средний медицинский и фармацевтический Персонал-1,7 
      Врачи и провизоры-2,6                   

    
Организация лечебной и санитарно-эпидемиологической деятельности по оказанию медицинской  помощи населению предопределяет наличие 4 типов учреждений здравоохранения  и соответствующих каждому из них - свыше 120 видов учреждений здравоохранения:

    
- лечебно-профилактические (общепрофильные больницы, специализированные больницы, медицинские центры, диспансеры, поликлиники, родильные дома, госпитали, санатории и др.) 
     - учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы (центры госсанэпиднадзора, противочумные станции и др.)

Информация о работе Анализ структуры заработной платы в бюджетной сфере