Анализ внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы изучения внутренней среды организации
1.1.Понятие внутренней среды организации
1.2Составляющие внутренней среды
1.2.1.Цели и задачи организации
1.2.2 Организационная структура
1.2.3. Производственно-технические факторы
1.2.4. Экономическая составляющая
1.3 Методы анализа внутренней среды предприятия
Глава 2.Анализ веутренеей среды предприятия на примере ОАО «Ульяновский мясокомбинат».
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2. Цели и задачи общества.
2.3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
2.4 Персонал
2.5.Анализ финансовых результатов фирмы
2.6.Управление качеством продукции
2.7 Анализ маркетинговой деятельности
2.8. SNW-АНАЛИЗ
2.9. Рекомендации
Заключение.

Работа содержит 1 файл

экономика-курсовая.doc

— 469.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра «Управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Анализ внутренней среды предприятия

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.МКд-21

Худанова А.А.

Научный руководитель:

Большухина И.С.

 

 

 

 

 

Ульяновск

2010

Содержание :

 

 

Федеральное агентство по образованию

Кафедра «Управление персоналом»

Курсовая работа

Анализ внешней среды предприятия

Ульяновск

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения внутренней среды организации

1.1.Понятие внутренней среды организации

1.2Составляющие внутренней среды

1.2.1.Цели и задачи организации

1.2.2 Организационная  структура

1.2.3. Производственно-технические факторы

1.2.4. Экономическая составляющая

1.3 Методы анализа внутренней среды предприятия

Глава 2.Анализ веутренеей среды предприятия на примере ОАО «Ульяновский мясокомбинат».

2.1.Общая характеристика предприятия

2.2. Цели и задачи общества.

2.3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

2.4 Персонал

2.5.Анализ финансовых результатов фирмы

2.6.Управление качеством продукции

2.7 Анализ маркетинговой деятельности

2.8. SNW-АНАЛИЗ

2.9. Рекомендации

Заключение.

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

В первой главе будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды.

В последней главе  будет рассмотрен такой важнейший элемент стратегического планирования, как анализ внутренней среды. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь.

Целью курсовой работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- подобрать и проанализировать литературу;

- изучение внутренней среды организации на примере ОAO «Ульяновский мясокомбинат » города Ульяновска;

Объектом исследования является внутренняя среда организации.

Предметом исследования является внутренняя среда организации и ее влияние на развитие организации.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

1) анализ литературы;

2) анализ документов;

3) метод наблюдения.

Данная тема является актуальной,т.к.умение выделить и проанализировать элементы организации и внутренние факторы является залогом успеха фирмы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения внутренней среды организации

1.1.Понятие внутренней среды организации

Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства и управления и т.д. и состоит из следующих основных подсистем:

-социальной;

-технологической;

-производственно-технической;

-экономической;

- информационной;

-организационной;

-финансовой;

-маркетинговой;

-научно-инновационной;

-коммерческой и др.

 

Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. При анализе следует помнить, что некоторые из этих факторов (например, структура баланса, выбор ценовой и сбытовой политики, управление активами компании) находятся целиком и полностью в компетенции руководства и специалистов соответствующих служб. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей.

Следовательно, анализ внутренней среды предприятия является важным этапом разработки стратегического плана  предприятия. На этом этапе определяются возможности организации по реализации той или иной концепции развития, выявляется наличие необходимых резервов для реализации стратегического плана предприятия.

При анализе внутренней среды предприятия в рамках стратегического планирования используются следующие методические приемы: сравнения, группировки, динамические ряды, графические изображения анализируемых показателей, относительные и средние величины, социологические методы.

 

1.2Составляющие внутренней среды

Рассмотрим содержание составляющих внутренней

среды предпринимательского предприятия и их влияние на его деятельность. Рассмотрим кратко их содержание.

 

1.2.1.Цели и задачи организации

 

Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются биз­несом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и произ­водительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных ус­луг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности за­частую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют раз­нообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответст­венности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, достичь которую стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми. Процесс претворения организацией целей в жизнь представлен на рис. 1.

 

Рис.1  Процесс претворения организацией своих целей в жизнь

 

На практике в процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам коллектива. Однако этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены трудового коллектива .

Процедура совместного определения цели является главным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремиться.

Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

В процессе анализа внутренней среды предприятия решаются следующие задачи:

1. анализ основных стратегических резервов предприятия: производственной мощности персонала и денежных средств предприятия. Повышение эффективности использования производственных мощностей трудовых ресурсов и денежных средств позволяет повысить эффективность деятельности предприятия.

2. анализ деятельности предприятия, оценка его состояния и перспектив развития. В рамках этой задачи исследуются основные технико-экономические показатели производственной деятельности предприятия.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера – это в основном работа с людьми. В то же время задачи казначея корпорации в основном связаны с информацией.

 

1.2.2 Организационная  структура

 

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.

Не менее важно и то как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении  нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления.

 

Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.

 

 

 

1.2.3. Производственно-технические факторы

Производственно-технические факторы включают всю совокуп-

ность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья,

материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.

От состава машин и оборудования, инструментов и приспособ-

лений, их прогрессивности, уровня физического и морального из-

носа, интенсивности применения, технологии и качества обслужи-

вания во многом зависит успех деятельности предприятия: количе-

ство и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и

размер прибыли.

Не меньшее влияние на эти показатели деятельности предпри-

ятия оказывают состав и качество используемых сырья и материа-

лов, полуфабрикатов. Значительную роль и воздействие на все со-

ставляющие внутренней среды предприятия оказывают применяе-

мые на предприятии технологии. В современных условиях, когда

все большее применение на предприятиях находят высокие техно-

логии, эта роль и воздействие многократно возрастают. Приме-

няемые на предприятии технологии оказывают влияние на все со-

ставляющие внутренней среды, они взаимосвязаны с ними. В

данном случае мы имеем в виду персонал предприятия, его ква-

лификацию и уровень образования, методы стимулирования тру-

да, культуру поведения.

 

 

1.2.4. Экономическая составляющая

Экономическая составляющая представляет собой совокупность

экономических процессов, включающих движение капитала и де-

нежных средств, экономические показатели деятельности пред-

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия