Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении понятия инфляции, рассмотрении антиинфляционной политики государства и выявлении особенностей такой политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…4
1. Инфляция: сущность, виды, типы, социально-экономические последствия……......................................................................................................7
2. Антиинфляционная политика и экономический цикл ……………….……..18
3. Особенности реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….….38
Список использованных источников………………………………………………………….……………...41
Приложения…….………..………………………………………….……………..43

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

В крайних случаях может проводиться денежная реформа. Ее суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии». [2, с. 121]

Таким образом, возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия: приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом; наличие договоренности о реструктуризации существующего внешнего долга с кредиторами; доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать антиинфляционные меры; обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения; способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим группам как наживающимся на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей  сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Не составляет исключение в данном случае и антиинфляционная политика Республики Беларусь.

 

3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Если под инфляцией подразумевать устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции, то, развивая производство и поощряя спрос, экономика могла бы переварить большее количество денег. Какие же мероприятия проводятся в Республике Беларусь с целью снижения инфляции? Чтобы ответить на этот вопрос следует более подробно остановиться на рассмотрении антиинфляционной политики, проводимой в стране.

В функционировании экономики и характере антиинфляционной политики Республики Беларусь с момента обретения ею государственности можно выделить 4 периода.

Первый период (1991 – 1994 гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной антиинфляционной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства СССР и разрывом хозяйственных связей между республиками. Растерянность управленческих работников во многом определялась отсутствием опыта самостоятельного принятия решений. Кроме того, ускорению процесса формирования парадигмы антиинфляционной политики препятствовала политическая неопределенность, связанная с затянувшимся почти на 2 года и неудавшимся в итоге процессом объединения денежных систем России и Беларуси. Проводимая в этом периоде  экономическая политика была подчинена приспособлению к новым условиям, решению задач преимущественно текущего момента. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992 г. и выполнял функции национальной валюты, тем не менее, официальное его признание в этом качестве произошло лишь в конце 1994 г.

Возникшая в результате развала СССР открытость внутреннего рынка и связанная с этим объективная необходимость либерализации цен инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах  с рыночной экономикой. В результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.

Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены выросли за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г. Обменный курс за тот же период девальвировался более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25 долл. [9, с. 59]

Второй период (ноябрь 1994 г. – 1996 г.). В результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994 г. – 1957%)

Изменение ситуации главным образом было обусловлено переходом к жесткой денежно-кредитной политике в последние месяцы 1994 г., которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок.

Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе  в 1996 г. вырос до 9%, а среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла 100-105 долларов. Однако в дальнейшем произошел отказ от завоеванных позиций в связи с резким поворотом экономического курса в направлении реставрации экономической системы с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики. [9, с. 59]

Третий период (1997 – 1999 гг.). Как правило, первоисточником высокой инфляции и девальвации, поддерживаемых на продолжительных отрезках времени, является избыточное предложение денег в экономике. В Республике Беларусь чрезмерно «мягкая» денежно-кредитная политика явилась следствием избранной экономической стратегии эволюционного реформирования народного хозяйства на основе государственной поддержки неконкурентных в новых условиях хозяйствования производств.

В условиях дефицита финансовых ресурсов, объективно присущего экономике переходного типа, в качестве основной формы государственной поддержки предприятий выступало предоставление льготных централизованных кредитов реальному сектору экономики. Другой источник финансирования экономического развития, играющий важнейшую роль в странах с переходной экономикой, - иностранные инвестиции, оказался в экономике Беларуси невостребованным в силу непривлекательности инвестиционного климата, внешнеэкономической изоляции страны, нерешенности вопросов частной собственности (в частности, на землю) и др.

Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой экспансионистской денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК в сочетании с административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в финансовой необеспеченности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям (ввод в эксплуатацию жилья, объемы промышленного производства в отраслевом разрезе и т.д.) устанавливались, не согласуясь с реальными возможностями и имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999 г. составила 59%,  в 2000 г. – 38%. При этом кредиты в 1999 г. на строительство жилья представлялись по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999 г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции.

Фетишизация идеи экономического роста как главной цели экономической политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная погоня за объемными показателями за счет монетарной экспансии привели к раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной базы в национальной валюте.

Именно в рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере и нарушению макроэкономического равновесия. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции значительную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более тем трехкратной девальвацией российского рубля к доллару США, то в 1999 г. активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена денежно-кредитной политикой.

Множественность курсов валюты сыграло крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью в отношении удешевления белорусского рубля на теневом рынке валюты. Вкупе с административным сдерживанием роста цен это привело к образованию инфляционного навеса. Потенциал подавленной инфляции выплеснулся в дальнейшем в процессе осуществления мер по выходу на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного курса в 2000 г., что проявилось в существенном опережении темпов роста индекса цен производителей промышленной продукции, который вырос в 2,67 раза за год, по сравнению с темпами роста индекса потребительских цен (соответственно в 2,08 раза). Стабильности национальной денежной единицы не способствовала также выдача разрешений на использование в розничной торговле расчетов в СКВ.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе сократился до 6%. [9, с. 61]

Четвертый период (2000 – 2001 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Произошло снижение темпов инфляции до 208% за год. В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного курса. Уровень монетизации ВВП снизился до 5%. Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте в декабре 2000 г. составила 76 долл.

Осуществленный комплекс мер обеспечил предпосылки для   достижения в 2001 г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Произошло закрепление, а в ряде отраслей и улучшение позитивных результатов. Замедлились темпы инфляции, тяготы которой остро ощущало на себе население в предыдущие годы. По итогам 2001 г. темпы роста индекса потребительских цен составили 146,3% или 3,2% в среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в Республике Беларусь по своим характеристикам в целом соответствовала признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные организации рассматривают   уровень  инфляции,  не  превышающий  прирост   цен   за год на 40%. [11, с. 69]

Существенное снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению в денежной сфере позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г. Несмотря на существенное превышение фактических темпов роста эмиссии и денежной массы по сравнению с целевыми параметрами Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 г. уровень инфляции не вышел за целевые рамки. Относительно безболезненное наращивание денежного предложения без существенного ущерба для целевого параметра инфляции стало возможным главным образом благодаря связыванию определенной части ликвидности посредством привлекательной депозитной политики.

Как показывает опыт многих стран, в условиях перехода от экспансионистской к жесткой монетарной политике в экономике возникает дополнительный сегмент спроса на деньги в качестве средства сбережения, объем которого трудно поддается прогнозированию. Восстановление доверия населения и субъектов хозяйствования к национальной денежной единице, связанное с политикой положительных реальных процентных ставок и преимуществом доходности рублевых инструментов по сравнению с СКВ, инициировали динамичный рост срочных вкладов в банковской системе. Явной иллюстрацией данного тезиса является существенно опережающее по сравнению с темпами роста реальной денежной массы увеличение за 2001 г. объема срочных депозитов населения в 2,77 раза, что привело к росту их удельного веса и структуре широкой денежной массы с 11,8% до 19,9%. Остатки вкладов населения в банковской системе в реальном выражении увеличились за этот период на 92,7% в  условиях  роста реальной   денежной  массы   на     19,1%. [9, с. 72]

Темпы инфляции в республике, начиная с 2000 года, постоянно снижались. Если в 2000 году среднемесячный уровень инфляции составлял 6,3%, в 2001 году - 3,2%, в 2002-м - 2,5%, в 2003-м - 1,9%, в 2004-м - 1,1%, то в 2005 году он составил 0,6% и был самым низким за последние 15 лет. [20]

Графически снижение среднемесячного уровня инфляции в Республике Беларусь отражено в Приложении Г.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь