Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы инфляции……………………………………………...7
1.1 Сущность инфляции и ее виды. Причины возникновения инфляции…..7
1.2 Методы измерения инфляции……………………………………………13
2 Особенности инфляционных процессов……………………………………..16
2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь……………………...16
2.2 Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе…………………………………………………………….19

3 Разработка рекомендаций по антиинфляционной политике в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Инфляционная связь РБ со странами СНГ.docx

— 94.24 Кб (Скачать)

     1. Индекс оптовых цен (индекс  цен товаров производственного  назначения).

     При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного  назначения) рассматривается изменение  цен определенного количества промежуточных  товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции  на оптовом рынке.

     Два названных индекса тесно взаимосвязаны, т.к. рост промышленных товаров и  услуг в конечном итоге ведет  к росту розничных цен.

     2. Индекс стоимости жизни (индекс  цен потребительских товаров).

     С помощью индекса стоимости жизни  изменяются цены фиксированной «рыночной  корзины» потребительских товаров. В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В  потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых  средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).  

       

     Если  раньше за базовый период в США  принимался 1967 г., то сейчас – 1982 г. Это связано с тем, что с развитием общества изменяются человеческие потребности и, следовательно, меняется содержимое «потребительской корзины».

     Индекс  стоимости жизни используется при  расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1% роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%.

     Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВНП –  дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров  и услуг 
 
 

     где номинальный ВНП – расходы  в нынешнем году по текущим ценам;

     реальный  ВНП -  расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП  показывает, насколько возрос валовой  национальный продукт исключительно  за счет роста цен.

     По  сравнению с индексом потребительских  цен индекс валового национального  продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д.

 

     

Глава 2

Особенности инфляционных процессов

     2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь

 

     Наиболее  высокими темпами росли цены на самые  необходимые, жизненно важные продукты питания, то есть те, на которых держатся многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры (хлеб, молоко, сахар, картофель  и т.п.). Столь же тяжело на эти  категории населения давит удорожание жилищно-коммунальных услуг.

     Однако, как ни разительны приведенные показатели роста цен, сами по себе они еще  не дают всей картины негативных последствий  инфляции для уровня жизни. Эти данные раскрывают главным образом динамику, масштабы, всеобщность явления. Чтобы  картина обрела полноту, необходимо принять в расчет самую главную  принципиальную особенность инфляционного  роста цен: в отличие от обычного повышения цен (скажем, в результате возрастания спроса), когда рост цен компенсируется или чаще всего  перекрывается доходами потребителей, инфляционное повышение цен обязательно  идет в паре, в сцепке с сокращением  доходов основной массы населения  — происходит не только относительное, но, прежде всего, абсолютное падение  покупательной способности общества.

     За  годы инфляции в белорусском обществе произошло неведомое в недавнем прошлом социальное расслоение: на одном полюсе появились бедные и  даже нищие, на другом — богатые  и даже сверхбогатые. Буквально «из  ничего» возникли гигантские состояния. На авансцену жизни вышли «денежные  мешки» — банкиры и торговцы, разного рода дельцы и спекулянты (бизнесмены). Одновременно от 35 до 50 процентов  рядового населения оказалось за чертой бедности.

     Таким образом, при всех изменениях неизменным остается одно — теряющей стороной (за чей счет идет формирование «нового  класса» и кто оплачивает ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры, иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения.

     Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потери неизбежны. В условиях же необходимости  экономических преобразований инфляция практически им противодействует, поскольку  делает невозможными рациональные экономические  расчеты. Проблемы, вызываемые инфляцией, почти полностью связаны с  неопределенностью. Непредсказуемость  экономических явлений и разрушение инфляцией функции цен являются характерной чертой и открытой, и  подавленной инфляции, при этом «если  открытая инфляция значительно искажает регулирующую функцию рынка, то подавленная  инфляция останавливает ее полностью».

     Жесткое административное регулирование белорусской  экономики в 1997-2003 гг. было оправданно, ибо либерализация цен в отсутствие рыночных институтов в начале 90-х  гг. привела к неуправляемому росту  цен. Сегодня необходимости в жестких командных мерах нет. Правительство знает о проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците инвестиций в развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных мер оно назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.

     Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что  кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это  неизбежно означает постепенное  снижение ставки рефинансирования.

     Стратегической  задачей Нацбанка является выравнивание темпов инфляции в Беларуси до темпов инфляции в России. Поэтому в следующем  году главной задачей станет привязка курса белорусского рубля к российскому, которую намечено осуществить с 1 января 2007 г. Планируется также, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать эти планы будет непросто, ибо бюджету придется изыскивать источники, которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.

     Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического  продолжения в реальном секторе  экономики.

     Столкнувшись  с проблемой нарастающего ухудшения  финансового положения большинства  госпредприятий и недостатком средств  для финансирования запланированных  бюджетных расходов, правительство  и Нацбанк прибегли к стратегии  использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с  инфляцией. С помощью валютных интервенций  главный банк страны постоянно сдерживал  темп понижения обменного курса  белорусского рубля на уровне более  низком, чем рост потребительских  цен и цен в промышленности.

     Постоянные  валютные интервенции привели, в  свою очередь, к заметному снижению размера чистых иностранных активов  органов финансового регулирования. Эти активы удалось пополнить  только благодаря продаже пакета акций «Славнефти».

     С целью финансирования бюджетных  расходов правительство не только увеличило  свой рублевый долг перед центральным  банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило  собственный валютный депозит в  нем более чем на 60 млн. USD.[17, с. 14] Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись  из кредитора банковской системы  в дебитора. На 1 апреля 2006 года общая  задолженность правительства банкам страны достигла примерно 340 млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности  выражено в иностранной валюте.

     Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет белорусскому правительству  найти общий язык с международными финансовыми организациями и  привлечь кредитные ресурсы для  выхода из кризиса. Поэтому перспективы  таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный кризис банковской системы, в результате чего все обязательства банков перед домашними хозяйствами и предприятиями будут фактически аннулированы.

     У этого сценария есть одна альтернатива — продажа наиболее ликвидной  госсобственности. Это позволит сохранить  нынешнюю денежную политику еще на 3-4 года.

     В стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий, прошедшие  этап формальной приватизации, смогли приступить к реструктуризации, большинство  акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль. Экономическая система не позволяет  частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция  частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.

     За 10 месяцев 2006 г. наметилась положительная тенденция оздоровления экономики. Среди основных успехов фигурирует рост ВВП в рамках прогноза — 106,3%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции в основной капитал достигли отметки 118,2%. А вот ситуация в сельском хозяйстве упорно не желает подстраиваться под прогнозные показатели — 105,8%.

     Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание  инфляции. В 2006 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г.

     Ситуация  в реальном секторе экономики  вообще удручает. Количество убыточных  предприятий достигло 35% (при 31% в  2005 г.), рентабельность составила 9% (в 2005 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1 ноября 2006 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.

     Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту  денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и  составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.

     По  планам, с повышением ставки первого  разряда реальные доходы населения  к концу года вырастут до 7%.  В  2008 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2007 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя зарплата должна превысить 153 USD.

     В новом проекте государственного бюджета на 2007 г. заложен рост ВВП 109-110%.

     Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем  роста заработной платы, заложенным в программе.[13]

     Уровень инфляции в Беларуси остается самым  высоким среди стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие  нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении  тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также  несколько сократить масштабы перекрестного  субсидирования в энерго- и газоснабжении.

     В первой половине 2006 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2006 г. составит 29%.

     По  реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение  и водоотведение, автомобильные  и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано.

     Рекомендации  на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо активнее привлекать частный  капитал к участию в экономике  страны путем ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного  характера вместе с устранением  барьеров для частной предпринимательской  деятельности.

     Во-вторых, конкурентоспособность белорусских  предприятий должна быть повышена с  помощью стимулов к структурной  реорганизации. Более активному  притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое  пока напрочь отбивает всякий интерес  у инвесторов.

     Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все  народное хозяйство. Инфляция автоматически  снижает эффективность экономических  регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

       

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь