Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы инфляции……………………………………………...7
1.1 Сущность инфляции и ее виды. Причины возникновения инфляции…..7
1.2 Методы измерения инфляции……………………………………………13
2 Особенности инфляционных процессов……………………………………..16
2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь……………………...16
2.2 Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе…………………………………………………………….19

3 Разработка рекомендаций по антиинфляционной политике в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Инфляционная связь РБ со странами СНГ.docx

— 94.24 Кб (Скачать)

     2.2 Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе 

     После того, как СССР прекратил свое существование, быстро ухудшалось экономическое положение  большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности  валютно-финансовых отношений, механизма  расчетов и ценообразования.

     В этих условиях не могло не усиливаться  осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили  бы воссоздать некогда единое экономическое  пространство, но уже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ данная задача особенно актуальна в связи с  тем, что в мировой экономике  Беларусь, Россия и другие постсоветские  государства занимают весьма скромные позиции. Так, совокупная доля СНГ в  мировом экспорте насчитывает чуть более двух процентов (в том числе  на Россию приходится 1,2—1,3 процента). В мировой торговле услугами новые  государства занимают еще более  скромные позиции. На долю РФ приходится примерно 0,8 процента коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. В перемещении капитала участвует  фактически только Россия. Правда, и  в этой сфере ее роль совсем незначительна. Приведенные цифры свидетельствуют  о чрезвычайно малом вкладе новых  стран в формирование мировой  экономики.

     Важным  шагом на пути восстановления разорванных  экономических связей между бывшими  республиками Союза ССР и их развития на новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной  денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в  качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение 8 государств.

     14 мая 1993 г. в Москве на заседании  глав государств — участников  СНГ были приняты декларация  о поэтапном движении к экономическому  союзу и решение о подготовке  соответствующего договора и  сопутствующих ему соглашений. Документы  подписали Армения, Беларусь, Казахстан,  Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан,  Узбекистан, Украина, т.е. все участники  заседания за исключением Туркменистана,  который, впрочем, проявляет интерес  к этой работе в качестве  наблюдателя. В документах отражены  стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для  свободного перемещения товаров,  услуг, капиталов, трудовых ресурсов  при обеспечении взаимных интересов  государств и намерение более  тесно согласовывать действия  по различным направлениям экономической  политики, особенно проведению экономических  реформ.

     Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

     Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает  координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

     1. На первой стадии трансформации  Договор предусматривает создание  платежного союза на базе: взаимного  признания и официальных котировок  всех республиканских валют; многостороннего  клиринга через Межгосударственный  банк или другие учреждения  с использованием национальных  валют; скоординированных механизмов  взаимного кредитования для покрытия  дефицитов платежных балансов; конвертируемости  национальных (республиканских) валют  по текущим расчетам.

     2. Межгосударственный банк был  создан в декабре 1993 г. Доля  России в его оплаченном капитале  — 50%. Банк должен предоставлять  кредиты республиканским центральным  банкам в рамках лимитов, пропорциональных  их счетам в этом банке. Со  второй половины 1994 г. банк должен  был обеспечить многосторонний  клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в  третьих валютах по решению  Совета банка.

     3. На следующем этапе предусматривалось  трансформация платежного союза  в “валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов республиканских  валют и удержаний колебаний  курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих  валют.

     4. После достижения валютной “прозрачности”  предполагалось преобразовать многовалютную  систему в одновалютную. При этом  наиболее широко используемая  и стабильная валюта среди  бывших республиканских валют  должен был играть роль общей  валюты.

     Межгосударственный  валютный комитет, предусмотренный  Договором об экономическом союзе  в качестве наднационального валютного  органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют  по текущим расчетам; контроль за процессом  либерализации рынка иностранной  валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными  факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы  твердой валюты, золота и драгоценных  металлов для решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носит политический, а не экономический характер.

     Одной из острейших проблем взаимоотношений  стран ближнего зарубежья стала  проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск  денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

     Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутриреспубликанском  обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК  ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами  национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических  исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходил из высокой степени  вероятности разных скоростей и  направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего  СССР, и соответственно необходимости  защиты внутренних рынков от сторонней  инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

     Однако  политическое оформление процессов  государственного размежевания заметно  разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское  и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого  рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета  в Центральном банке Росии (как  защищенной меры от кредитной эмиссии  рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению  функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

     Наступил  новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством —  рублем — в начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные  в своей основе — в безналичном  обороте. С учетом этого была предпринята  попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

     Политические  игры с рублевой зоной, призванные демонтировать  стремление к реинтеграции, завершилось  подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами  — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном —  соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь  единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением  с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему  с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией  основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей  должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры  дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.

     Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза  как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные  валютные политики государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

     Для анализа того, в каком направлении  должны развиваться связи Беларуси с государствами Содружества, большое  значение имеет экономическое положение  различных стран СНГ. Его можно  проиллюстрировать на примере итогов 2000 г.

     Самые высокие темпы экономического роста  в 2000 г., как и в 1999 г., продемонстрировала Туркмения (более 10%). В Беларуси продолжался спад, начавшийся в 1999 г. Правда, согласно информации, представленной Статистическим комитетом СНГ, белорусский ВВП вырос в 2000 г. на 6%, а производство промышленной продукции — на 8%. Однако, по данным того же комитета, перевозки грузов (без трубопроводного транспорта) сократилась в Беларуси на 14%, инвестиции в основной капитал — на 3%. В остальных странах СНГ ВВП вырос в среднем на 4—5%.

     На  протяжении ряда лет стабильным уровнем  цен отличается Армения. В 2000 г. индекс цен производителей промышленной продукции повысился здесь на 0,8%, а индекс потребительских цен понизился также на 0,8%. Несколько улучшилась инфляционная обстановка в Беларуси: если в 1999 г. цены выросли здесь в 4 раза, то в 2000 г. — в 2,6—2,9 раза. В большинстве других стран СНГ темпы роста цен выходили за пределы 30%.

     В 2000 г. были сделаны определенные попытки подтолкнуть интеграционое строительство на постсоветском пространстве. В октябре 2000 г. Россия вместе с другими странами — участницами Таможенного союза — Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — подписала Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

     Позитивные  изменения в плане развития экономического сотрудничества стран СНГ принес истекший 2001-й год. Так, экономическая  интеграция стала отдельной темой  на состоявшемся в начале марта с.г. неформальном саммите лидеров государств Содружества в Казахстане. Отмечалась необходимость более тесного  экономического союза и активизации  усилий по созданию зоны свободной  торговли. Достигнута договоренность о взаимодействии в топливно-энергетической сфере. Речь идет о том, — отметил  Президент России В.В. Путин — что Россия и Туркменистан, крупнейшие газодобытчики, будут работать на новых условиях с другими странами, которые готовы предоставить свои транспортные системы для доставки газа не только потребителям из СНГ, но и для Европейского Союза, а также азиатских государств.

     Особенность функционирования СНГ в ближайшие  годы состоит также в том, что  он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры  в сферах производства, обращения  и управления воспроизводственным  процессом, поскольку государственная  собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора.

     Исходя  из реальной экономической ситуации в странах Содружества, и строит Республика Беларусь свои взаимоотношения  с ними.

     Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота). В структуре  экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные  интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий  из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные  продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.

     Следует отметить, что именно создание единого  союзного государства должно стать  важнейшим фактором для обеспечения  прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество. Этот процесс особенно активизировался  в прошлом году. Конец 2001 г. ознаменован важными событиями в жизни Союза Беларуси и России. Прошли заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства. А 12 марта нынешнего года в Минске состоялось очередное заседание Высшего Госсовета, на котором принято решение в ближайшее время подписать целый пакет межправительственных соглашений, направленных на создание единых экономических условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Активно ведется в настоящее время подготовка проекта Конституционного акта Союзного государства.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь