Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы инфляции……………………………………………...7
1.1 Сущность инфляции и ее виды. Причины возникновения инфляции…..7
1.2 Методы измерения инфляции……………………………………………13
2 Особенности инфляционных процессов……………………………………..16
2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь……………………...16
2.2 Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе…………………………………………………………….19

3 Разработка рекомендаций по антиинфляционной политике в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Инфляционная связь РБ со странами СНГ.docx

— 94.24 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 3

РАЗРАБОТКА  РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

     Системной причиной инфляции стала попытка  форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической  среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые  и иные рыночные сигналы слабо, а  то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально  свободных цен и реального  движения воспроизводственных процессов.

     Подходы и инструменты регулирования  инфляционных процессов в прогнозном периоде 2004-2008 гг. необходимо подчинить  обеспечению целевых установок  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004-2008 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление  положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий  для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности  функционирования реального сектора  экономики.

     В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2003 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, что требует  направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и  кредитные централизованные бюджетные  ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением  комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2008 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

     Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие  меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.

     Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что  подтверждается наличием большого удельного  веса убыточных предприятий и  планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и  дефицит оборотных средств у  предприятий в реальном секторе  экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью  недопущения банкротств убыточных  предприятий и сокращения рабочих  мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и  частных инвестиций) обеспечивает эти  потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так  и дефицита республиканского бюджета  в целом. Кроме того, с 2002 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

     Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

     С целью минимизации издержек и  негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной  траектории снижения инфляции и ужесточения  монетарных параметров, углубление которых  должно быть синхронизировано с динамикой  структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации  предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

     Важнейшим условием и предпосылкой перехода к  таргетированию инфляции является обеспечение  независимости Национального банка  и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса  предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение  отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения  Национального банка с исполнительной властью.

     В соответствии с проектом Основных направлений  кредитно-денежной политики на 2007 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2006 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.

     В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более  жесткой, чем в текущем. Номинальная  девальвация национальной валюты по отношению к российскому рублю  в 2007 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару — 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно, Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля (превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно на 6%.

     В проекте Основных направлений денежно-кредитной  политики Российской Федерации на 2007 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).

     Следует ожидать, что планы девальвации  по отношению к доллару в 2007 г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.

     Национальный  банк своим постановлением от 28 июля 2003 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2006 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.

     Новые ограничения по ставкам введены  и в части рублевых кредитов. В  ноябре-декабре 2006 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.

     Очевидно, что стремление правительства и  Национального банка удешевить  кредиты для реального сектора  экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию  на середину года основными донорами белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих  банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным  вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.  
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

     Сокращение  ресурсопотребления достигается, с  одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно  на предприятиях, с другой - посредством  осуществления структурных сдвигов  на уровне народного хозяйства и  отдельных отраслей. Первый путь в  большей мере связан с модернизацией  производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные  меры, усиление режима экономии, всемерное  стимулирование ресурсосбережения), что  требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

     Второй  путь позволяет получить более быстрый  эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

     Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные  предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации  неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную  поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных  производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности  их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

     Характерной особенностью работ по экономии и  рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в  ближайшей перспективе должен стать  комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение  ресурсо- и энергосберегающих мероприятий  финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация  работ предусматривается по следующим  направлениям:

     • совершенствование отраслевой, технологической  и территориальной структуры  народного хозяйства в направлении  сокращения доли ресурсо- и энергоемких  производств;

     • увеличение масштабов внедрения  ресурсо- и энергосберегающих мероприятий  на основе внедрения прогрессивных  технологических процессов и  оборудования во всех сферах народного  хозяйства;

     • расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива  и энергии, сырья и материалов;

     • оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения  уровня использования вторичных  энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

     • приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов  топлива при производстве продукции.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь