Аренда и лизинг как формы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена оценке применения лизинговых схем в российской практике, сегодняшнему состоянию и перспективам развития лизингового сектора российской экономики.
Применение лизинговых схем несет предприятию значительные выгоды, которые демонстрируются в данной работе.

Содержание

Введение 4
Теоретические аспекты аренды и лизинга 6
1.1 Аренда 6
1.2 Лизинг 7
Классификация основных видов и типов лизинга 10
2.1 Классификационные признаки, лежащие в основе видов лизинга 10
2.2 Отличительные особенности финансового и оперативного лизинга 11
2.3 Виды лизинговых отношений 12
2.4 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов 13
Современное состояние и перспективы развития лизинга 18
Заключение 32
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Как правило, лизингодатель оформляет  в пользу кредиторов залог на имущество и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Риск несет тот, кто давал кредит, а лизингодатель обеспечивает возврат лизинговых платежей и залог. Лизинг дополнительная помощь в продажах – реализация имущества на основе специального соглашения между поставщиком и лизингополучателем, в случае банкротства лизингополучателя, поставщик обязан выкупить имущество у лизинговой компании. Сублизинг – через посредника, еще одной лизинговой компании  по схеме: Поставщик – Лизингодатель – Лизингодатель – Лизингополучатель. Это происходит из-за удаленности по регионам или Поставщик – Лизингодатель – Лизингодатель (сервис) – Лизингополучатель.

     Сублизинг – «даба деппинг» дает возможность комбинировать налоговые выгоды в двух и более странах. Поэтому лизинговые компании открывают свои филиалы в местах с льготным налогообложением (оффшорных зонах).

     2.4 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов

     Положительные моменты. Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования; инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания; государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики; банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль. Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе, заключаются в следующем:

     Для государства. При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особое значение. Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности. Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства. Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.

     Для лизингополучателя. При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей. Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге). Согласно федеральному закону «О лизинге» ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3. У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания. В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

     Для лизингодателя. Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента. До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков. В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании. Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства. Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет. Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

     Для продавцов лизингового имущества. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков - выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил. На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний: лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками; лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку; полукоммерческие лизинговые компании; лизинговые компании, созданные торговыми компаниями; иностранные фирмы - поставщики оборудования; международные лизинговые компании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

     Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России. Основными препятствиями для развития лизинга в России являются: высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне - и долгосрочных, получение ссуды на три – четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично. Высокий уровень налогов.

Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, так как она приобретает оборудование за полную стоимость. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях За рубежом термином «лизинг» называются отношения финансовой аренды сроком от трех лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и тому подобное) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

     Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности «растянуть» во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

 

      3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА 
 

     Среди новых тенденций рынка лизинга эксперты отмечают более четкую его структурированность, на нем ясно становятся видны различные сегменты. Во-первых, определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами. Во-вторых, компании, ориентированные на так называемую лизинговую розницу, сосредотачиваются в основном в сфере лизинга автотранспорта. В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффинированные с иностранными банками и поставщиками оборудования. Продолжается быстрый рост величины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболее заметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупным перевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля при этом остается на хорошем уровне. Лизинг охватил практически все регионы страны. Конкуренция между различными лизинговыми компаниями наблюдается в основном в секторах автомобильного лизинга, легковой и грузовой техники. Косвенным образом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программ автокредитования, которое предлагают многие российские банки.

     В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3 – 7 % годовых при среднем размере авансового платежа 20 – 30 %.

Почти все новые виды лизингового бизнеса пока находятся вне правовой базы, которая не прописывает их определения. Положение усугубляется тем, что фискальные органы негласно включили лизинг в категорию схем уклонения от уплаты налогов. Однако лизинговые компании активно внедряют новые технологии, зачастую работая на грани фола, это способствует развитию отечественного рынка лизинга как по суммарному объему контрактов, так и по разнообразию предлагаемых услуг, приближается к европейскому. Сумма сделок финансовой аренды, заключенных в прошлом году, превысила 270 миллиардов рублей. Прирост объема контрактов лизинга автомобилей, железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники в последние годы составлял по 30 - 70% годовых. Эти отрасли стали локомотивом развития всего отечественного рынка финансовой аренды, на котором за пять лет стоимость ежегодно заключаемых договоров увеличилась в шесть раз. Хотя следует признать, что опережающие темпы роста железнодорожного и агролизинга были обусловлены значительным участием государства. Оно вложило большие деньги в национальный проект «Поддержка агропромышленного комплекса», при этом большинство инвестиций осуществлялось в государственную лизинговую компанию «Росагролизинг». Именно ее работа обеспечила рост рынка финансовой аренды сельхозтехники и племенного скота - объем контрактов, заключенных этой компанией в 2006 году, превысил 7,2 миллиардов рублей. Рынок лизинга железнодорожного транспорта вырос за счет влияния «Российских железных дорог», которые выбрали финансовую аренду как приоритетный инструмент обновления своего уже порядком износившегося парка техники. Так, в 2006 году компания РЖД приобрела в лизинг основных средств на сумму 20,4 миллиардов рублей, а в нынешнем - лизинговая программа будет реализована уже в размере, превышающем 25 миллиардов рублей.

     Единственный вид лизинга, который развивался так же интенсивно, но без вмешательства государства – это финансовая аренда автомобилей. «Автолизинг» - самый крупный из трех китов рынка финансовой аренды и самый рыночный, на нем конкуренция очень жесткая, а клиенты более разборчивы. Поэтому операторы рынка лизинга автомобилей предлагают огромное количество продуктов, специфических услуг и программ, ориентированных на самые разные клиентские группы. Именно в отрасли финансовой аренды автомобилей прошли «обкатку» новейшие лизинговые технологии, такие как возвратная и оперативная схемы, экспресс - и операционный лизинг, лизинг без оценки финансового состояния клиента. Некоторые из этих технологий уже применяются в других отраслях. Все эти направления бизнеса успешно развиваются даже несмотря на то, что некоторые схемы работы пока находятся фактически вне правового поля, например в сентябре Москоммерцбанк объявил о заключении первой сделки по предоставлению автомобиля в лизинг физическому лицу. Однако юридически лизинга для частных лиц в России не существует, но услуга, которая так называется, представляет определенный интерес для покупателя автомобиля. Банк сообщил, что предложил рынку «аналог наиболее распространенного и популярного способа приобретения новых автомобилей физическими лицами в развитых странах Европы и мира». Его отличие от обычного автокредита состоит в том, что клиент не приобретает автомобиль в собственность. В развитых странах стандартной является услуга, когда покупатель, оплатив только страховку, получает новый автомобиль, выплачивает в течение установленного срока арендные платежи, в конце срока аренды меняет автомобиль на новый по той же схеме. Казалось бы, причем тут лизинг? Судя по описанию, речь идет о классической схеме аренды - правда, с правом выкупа. Понятно, что сейчас лизинг – модное слово. Но исходя из определения этого термина в Гражданском кодексе, лизинга для физических лиц в нашей стране не существует. То есть употребление кредитными организациями понятия «лизинг» применительно к физическим лицам является исключительно маркетинговым ходом.

     Вот как реализуется эта схема: банк выдает кредит лизингодателю, тот отдает автотранспорт в лизинг некоему юридическому лицу, которое уже может сдать машину либо в сублизинг, либо в аренду физическому лицу. Все эти сделки абсолютно чисты с точки зрения законодательства. Основной риск лизинговой схемы для конечного потребителя связан с тем, что все время автомобиль находится на балансе компании, у которой он ее арендует. Если эта компания обанкротится, автомобиль попадет в конкурсную массу и будет изъят у конечного потребителя. Впрочем, ничего страшного в этом нет, ведь он платит только за его аренду. Но, несмотря на призрачность своего существования, «лизинг для физических лиц» является довольно привлекательным для потребителей.

     Такая услуга может использоваться, если у заемщика не хватает официального дохода для получения кредита. Тогда, используя лизинговую схему, он может купить более дорогой автомобиль, чем доступные ему при покупке в кредит. Например, для потребителя с официальным доходом $1000 в месяц максимальный платеж составит $400, что по кредитной программе с первоначальным взносом 15 % и ставкой 9 % годовых в валюте при сроке кредита три года делает доступным автомобиль максимальной стоимостью $14 775. А при осуществлении того же платежа $400 в месяц, но по лизинговой схеме доступны автомобили стоимостью до $24 450. Кроме того, покупателями автомобиля по псевдолизинговой схеме могут стать те, кто не желает оформлять права собственности на автомобиль, соответственно лизинг для физических лиц в России развивается как логичное продолжение автокредитования, по сути являясь формой кредита.

     Другим фактором роста лизинга для частных лиц может стать желание автопроизводителей увеличить продажи за счет введения лизинговых схем. Тем более что стандартные схемы перестают стимулировать продажи так, как хотелось бы автопроизводителям. Хотя этот ресурс еще далеко не исчерпан, именно рост спроса на услуги проката и аренды стимулирует лизинговые компании к предоставлению услуг физическим лицам. Еще одна категория потребителей псевдолизинга – компании, берущие машины для передачи своим сотрудникам в качестве бонусов. Впрочем, наиболее привлекательной в этой схеме является возможность ускоренной амортизации, позволяющая через три года иметь на балансе автомобиль с нулевой стоимостью, который можно списать. Однако гражданину, сделавшему выбор в пользу псевдолизинга автомобиля, следует знать, что он не сможет в полной мере использовать все преимущества настоящей финансовой аренды. Даже если бы лизинг для частных лиц был разрешен, то в том виде, в каком он существует в России, он был бы невыгоден, поскольку физические лица не могут использовать его основные преимущества – отнесение лизинговых платежей на себестоимость, ускоренную амортизацию и, как следствие, уменьшение налога на имущество. Для лизинговых компаний и банков лизинг автомобилей для физических лиц также не является особенно привлекательным бизнесом - его прибыльность не превышает 2 %. Поэтому бизнес по предоставлению в лизинг автотранспорта частным лицам вряд ли получит широкое распространение: необходимо совершить большое количество мелких сделок, операционные расходы на которые могут съесть прибыль.

Информация о работе Аренда и лизинг как формы хозяйствования