Аренда и лизинг как формы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена оценке применения лизинговых схем в российской практике, сегодняшнему состоянию и перспективам развития лизингового сектора российской экономики.
Применение лизинговых схем несет предприятию значительные выгоды, которые демонстрируются в данной работе.

Содержание

Введение 4
Теоретические аспекты аренды и лизинга 6
1.1 Аренда 6
1.2 Лизинг 7
Классификация основных видов и типов лизинга 10
2.1 Классификационные признаки, лежащие в основе видов лизинга 10
2.2 Отличительные особенности финансового и оперативного лизинга 11
2.3 Виды лизинговых отношений 12
2.4 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов 13
Современное состояние и перспективы развития лизинга 18
Заключение 32
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Несмотря на сомнительную экономику проекта, первопроходцы уверены в том, что выбрали перспективную рыночную нишу. «Лизинг для физических лиц является абсолютно новым финансовым инструментом приобретения нового автомобиля для российского рынка. Вообще рынок лизинга для физических лиц находится в самом начале своего пути и его участники, двигаясь разными путями, формируют одну из самых востребованных на европейском и американском рынке возможностей приобретения нового имущества».

     Понятие «оперативный лизинг» пока отсутствует в российском законодательстве, хотя и прямого запрета на проведение сделок оперативного лизинга тоже нет. По закону договор лизинга по истечении срока сделки не подразумевает обязательного перехода права собственности на имущество к лизингополучателю. Но когда лизинговая компания получает имущество обратно, она может лишь сдать его в простую аренду новому клиенту либо продать. Повторная сдача имущества в аренду является не новым лизингом, а именно арендой - а значит, не сопровождается налоговыми льготами. Между тем услуги оперативного лизинга на отечественном рынке крайне востребованы. Ведь одно из основных отличий оперативного лизинга от финансового заключается в том, что срок сделки значительно меньше, чем срок амортизации оборудования. То есть клиент выплачивает только часть стоимости имущества – как правило, не более 80 %. Если основной акцент в своей деятельности компания делает на конвейерное производство, то ей требуется постоянное обновление основных фондов, и в этом случае оперативный лизинг будет наиболее предпочтителен. При выборе стратегии массового производства конкурентоспособности можно достичь только при высокой эффективности, что прямо пропорционально степени разделения и кооперации труда, на сегодняшнем этапе развития мировой экономики это нашло свое отражение в философии аутсорсинга, чьи черты воплотились, в том числе и в оперативном лизинге, такой вид услуги ещё называют «мокрый» лизинг. Это вполне справедливо, ведь когда лизинговая компания отдает имущество в оперативный лизинг, риск по сохранению рабочих качеств оборудования ложится именно на нее. Если эксплуатация оборудования не будет сопровождаться соответствующим сервисным обслуживанием, то в дальнейшем сдавать в аренду или продавать будет уже нечего. Поэтому большинство сделок оперативного лизинга сопровождается соглашениями на оказание сервисных услуг со стороны лизингодателя. Ему «спокойнее» самому следить за тем, как используется и вовремя ли ремонтируется его имущество.

     Возвратный лизинг используют многие игроки рынка финансовой аренды несмотря на то, что активно этот инструмент стал применяться всего пару лет назад. Эта схема предполагает двух участников (клиент и лизинговая компания), а не трех, как в обычной сделке финансовой аренды, где в обязательном порядке участвует продавец имущества (поставщик). Предприятие (клиент) сначала продает лизингодателю свое имущество. Получив деньги, клиент вносит авансовый платеж (возвращает лизинговой компании 30% стоимости проданного объекта) и берет это же имущество в лизинг. При этом оно физически остается на месте. Возвратный лизинг позволяет получить предприятию заемное финансирование, да еще и сэкономить на налогах. Поэтому возвратный лизинг выходит в ряде случаев дешевле кредита, по которому налоговые преференции заемщику не предоставляются. Кроме того, возвратная схема позволяет клиенту изыскивать внутренние ресурсы для развития, перестраивать структуру активов в соответствии со стратегией и повышать инвестиционную привлекательность бизнеса. Именно поэтому в Западной Европе и США возвратный лизинг очень популярен и повсеместно применяется в таких сферах, как, например, финансовая аренда транспорта, оборудования и техники. Однако в России все по-другому. Некоторые клиенты предвзято относятся к подобной услуге из-за боязни потерять свое имущество, предпочитая финансовой аренде более привычные и распространенные банковские кредиты, но следует отметить, что использование механизма возвратного лизинга по сравнению с кредитом имеет ряд видимых преимуществ, одним из которых является скорость исполнения сделки. Сами лизинговые компании также сталкиваются с рядом серьезных проблем при оформлении возвратных сделок. Дело в том, что прежде чем выкупить имущество у клиента, лизинговая компания должна его оценить. Сложность заключается в том, что стоимость основных средств, указанная в балансе предприятия или организации, нуждающейся в оказании лизинговых услуг, отличается от реальной рыночной стоимости. В Европе таких проблем не возникает: там рыночная стоимость более адекватна балансовой, поэтому приобрести, например недвижимость, можно легально, не прибегая к незаконным финансовым схемам. Не все основные средства могут стать предметом возвратного лизинга. Прежде всего, это касается имущества, которое находится в залоге. Предприятие не имеет права продать его лизинговой компании. В связи с этим для многих отечественных производителей, которые активно пользуются кредитами, механизм возвратного лизинга недоступен, так как практически все активы у них заложены. Особую опасность для игроков рынка возвратного лизинга представляет позиция налоговых органов. Часто фискалы усматривают в подобных сделках признаки недобросовестности, ухода от налогов. Возможно, это связано с тем, что по своему экономическому смыслу сделка возвратного лизинга является финансированием текущей деятельности компании, а не инвестированием в приобретение имущества и обновление основных фондов. Ведь в итоге лизингодатель приобретает не основное средство (оно и так уже было у предприятия), в чем суть лизинга, а денежное финансирование. С точки зрения налоговых органов в случае возвратного лизинга может отсутствовать деловая цель контракта: одно и то же лицо не перестает фактически быть владельцем имущества, в то же время, продавая его и передавая в лизинг, но получает экономию на налогах путем ускоренной амортизации и списания лизинговых платежей на расходы. Таким образом, по мнению фискальных органов, возвратный лизинг часто ассоциируется с уклонением от уплаты налогов. Эксперты не отрицают, что известны схемы минимизации налогов при помощи возвратного лизинга. Например, «распродажа» основных средств и искусственно "состаренное" имущество. Эти схемы довольно широко применяются недобросовестными компаниями, что сыграло не последнюю роль в формировании мнения фискалов о возвратном лизинге. Как уверяет Алексей Лабзин, следует четко разделять предприятия, которые реализуют лизинговые схемы в рамках одной структуры, и рыночные компании, действующие в границах правового поля и соблюдающие при этом правила деловой этики.

     Еще одна налоговая проблема по сделкам возвратного лизинга недвижимости связана с НДС. Учитывая значительный размер таких контрактов, сумма, которую приходится платить при продаже имущества для его последующего получения в лизинг бывшим собственником, огромна. Уплата НДС в этом случае может производиться лизинговой компанией за счет займа лизингополучателя. Однако в 2004 году Конституционный суд постановил, что НДС не может быть принят к возврату, если уплачен заемными средствами. Неудивительно, что с этого момента объем сделок возвратного лизинга на рынке стремительно падает. Лизингодателям только остается надеяться на то, что в будущем ситуация изменится к лучшему. В частном, проблемы с налоговыми органами из-за возвратного лизинга носят временный характер, и можно ожидать их разрешения в ближайшее время. Полагается, что рост сделок по возвратному лизингу будет год от года увеличиваться, способствуя повышению популярности этого финансового продукта у российских компаний. Усиливающаяся конкуренция на рынке привела к тому, что лизингодатели начали отказываться от подробного анализа кредитоспособности своих клиентов. Новый продукт называется «Б. О.Ф.С.» (Без оценки финансового состояния клиента). Пока его предлагают совсем не многие лизингодатели, но число игроков этого сектора рынка будет расти. Лизинговые компании предлагают «Б. О.Ф. С», чтобы завоевать клиентов из сегментов среднего и малого бизнеса, которые пока еще по большей части не используют лизинг. Что касается предоставления лизинговых услуг клиентам, которые не могут дать официальную информацию о своем финансовом состоянии, то практика показывает, что подобные сделки вполне осуществимы, и здесь можно провести параллель с потребительским кредитованием. Оценка клиента может быть простой и даже очень простой, но работать с «черным ящиком» никто не будет. Риски все равно учитываются в предлагаемом продукте. В недавнем прошлом и речи не могло идти о предоставлении кредита физическому лицу с серыми доходами, а сейчас наблюдается бурный рост клиентской базы, несмотря на то, что многие физические лица не могут или не хотят показывать свои финансы. То же можно сказать и о лизинге, конечно «Б. О.Ф.С.» сопряжен с опасностью не возврата, поэтому, чтобы застраховаться, лизинговые компании предлагают по этому продукту более высокие ставки и более короткие сроки, стремясь компенсировать возможные потери. По инициативе «Рособоронэкспорта» внесены изменения в закон «О финансовой аренде (лизинге)», касающиеся военно-технического сотрудничества. Поправки, в частности, предусматривают отмену запрета на лизинг продукции военного назначения, используемой при военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами. До последнего времени законодательство в основном было ориентировано на развитие лизинга продукции, не подпадающей под «ограниченный оборот». Иными словами, закон не предусматривал проведение лизинговых операций с имуществом, ограниченным в обороте, в том числе с военной продукцией. Обновленный закон создает правовую основу для диверсификации механизмов финансирования поставок изделий военного назначения, полагают эксперты. В первую очередь, изменение законодательства скажется на «Рособоронэкспорте», который является фактическим монополистом по поставкам вооружения за рубеж.

     В первой сделке по привлечению российской лизинговой компанией финансирования за рубежом без участия иностранных кредитных организаций – средства были найдены благодаря размещению евробондов. Доход по бумагам составит 7,875 % годовых. Бумаги обеспечены залогом подвижного состава, а также правами требования по лизинговым платежам «Российских железных дорог». Как признались в «КИТ Финанс», лизинговый бизнес как таковой изначально их не интересовал. В планах кредитной организации стояла задача создания структурного продукта: они стремились не просто предоставить РЖД лизинговое финансирование, а еще и секьюритизировать обязательства по этим контрактам. Эксперты указывают на то, что «Магистраль Финанс» работает только с РЖД. Высокий рейтинг железнодорожной компании на международном рынке позволяет размещать облигации под невысокие проценты. Лизинг строительной техники имеет все предпосылки для бурного роста. Но этой отрасли мешают развиваться нерешенные проблемы строительного комплекса – бизнес застройщиков непрозрачен, и сопряжен со многими рисками. На рынке лизинговых услуг так называемый строительный рынок занимает четвертое место по объему сделок – после финансовой аренды автотранспорта, железнодорожного оборудования и сельскохозяйственного лизинга. На сделки лизинга строительной техники приходится примерно 5 % от всех контрактов финансовой аренды. В этом секторе заключаются сделки не только по лизингу техники, предназначенной для строительства зданий, но и дорожно-строительного оборудования. Особой популярностью у клиентов пользуется тяжелая и дорогостоящая техника, например, бульдозеры, экскаваторы, дорожные фрезы и краны. Однако имеют место и контракты по лизингу более мелкого оборудования для ремонтно-отделочных работ. Здесь все зависит от пожеланий клиента, он может взять в финансовую аренду один кран, а может заключить комплексную сделку, получив все оборудование, необходимое для воплощения нового проекта. Такие сделки, с одной стороны, очень выгодны лизингодателям, но с другой - вкладывая значительные суммы в дорогостоящее строительное оборудование, лизинговая компания должна быть уверена, что застройщик не «прогорит». Поэтому нередки случаи, когда, прежде чем покупать оборудование для клиента, лизингодатель проводит тщательный анализ финансового состояния строительной организации и бизнес-плана по отдельно взятым объектам. Если он имеет четкое обоснование, лизингодатель, как правило, охотно финансирует покупку оборудования. Ведь угроза банкротства клиента в этом случае заметно снижается, что уменьшает риск досрочного расторжения контракта лизинга.

     Впрочем, немаловажно, что строительная техника обладает высоким уровнем ликвидности. Так что если лизингодателю попадется недобросовестный клиент, который откажется платить ему за услуги, у лизинговой компании все равно в кармане остается основной козырь – объект сделки до ее окончания является собственностью лизингодателя. А поэтому его легко изъять у нерадивого клиента и продать, покрыв все свои расходы. Ликвидность строительной техники как раз и позволила развиваться финансовой аренде в этой области. В прошлом году объем новых сделок строительного лизинга в России оценивался примерно в $400 миллионов. Сегодня строительный комплекс РФ находится в стадии динамичного роста. В первую очередь это связано со стабильной и благоприятной экономической ситуацией в стране, ростом инвестиций в развитие российских регионов, ну и, без сомнения, «заоблачными» ценами на недвижимость и высоким спросом на нее. Быстрорастущий рынок строительных и дорожно-строительных услуг, несомненно, влечет за собой увеличение спроса со стороны его участников на дополнительные средства производства, что приводит к повышению спроса на услуги финансовой аренды. Развивающим свой бизнес застройщикам требуется все больше техники. Многие из них ведут работы сразу на нескольких объектах, и оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого в строительстве случаются простои, и откладываются сроки сдачи объектов. Между тем применение лизинга позволяет застройщику быстро получить всю необходимую технику и при этом еще сэкономить на налогах. Лизинговые платежи можно списывать на расходы, что уменьшает базу по налогу на прибыль. Объект финансовой аренды можно «изнашивать» (амортизировать) в три раза быстрее, чем имущество, не находящееся в лизинге. Получается, что стоимость предмета сделки быстро уменьшается, а значит, также быстро уменьшается база по налогу на имущество. В итоге взятое в лизинг имущество обойдется дешевле на 15-20 % (за счет налоговой экономии), чем покупка этого же оборудования за свои деньги. На российском рынке лизинга строительной техники сегодня просматриваются две главные тенденции: рынок развивается прежде всего за счет регионов и за счет импортного оборудования.

Региональное измерение рынка - следствие заботы крупных лизинговых компаний о своем будущем. Предчувствуя такой вариант развития событий, многие лизинговые компании, работающие в этой отрасли, ринулись в регионы. По оценкам экспертов, региональные темпы строительства приближаются к аналогичным показателям в столице, которая уже стала тесной для лизингодателей. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования развивается медленнее, чем раньше. Если же говорить о происхождении поставляемого оборудования, то, как и в других сегментах лизингового рынка, особой популярностью у строительных компаний пользуется техника иностранного производства. Она более качественная, хотя иногда стоит в разы дороже. Конечно, клиент все равно берет в лизинг оборудование, исходя из своих финансовых возможностей. Иногда у строительной компании просто не остается выбора - это наиболее характерно для региональных застройщиков. Например, лизинговая компания «Медведь» чаще закупает для своих клиентов погрузчики и бульдозеры именно отечественного производства. Причиной тому является дешевизна российского оборудования, а также наличие доступного сервисного обслуживания. Хотя, далеко не вся необходимая техника производится в России. Поэтому если предметом лизинга являются дорожная фреза или асфальтобетонные установки, то почти всегда речь идет об импортном оборудовании.

     Для стабильного развития строительного лизинга необходимо, чтобы сама строительная отрасль росла динамично и желательно без дефолтов, которые может вызвать ожидаемое многими снижение цен на недвижимость. Но о стабильности говорить пока не приходится - в прошлом году был принят Закон о долевом строительстве, в результате реализации которого объемы ввода в строй нового жилья значительно снизились, а значит, упал спрос на услуги финансовой аренды строительной техники. Постепенно ситуация выравнивается, но подобные "проверки на прочность" не идут на пользу лизинговому рынку, тем более что лизинговые компании, использующие, как правило, заемные средства, должны быть уверены в финансовой состоятельности клиентов и в том, что они смогут завтра обслуживать свои долги. В противном случае, даже имея на руках весьма ликвидные активы в виде строительной техники, лизингодатель может оказаться в весьма затруднительном положении. Именно поэтому многие компании совмещают потенциально высокорисковый бизнес лизинга строительной техники с пусть и менее доходными, но более стабильными - автолизингом, лизингом промышленного оборудования и другими видами финансовой аренды.

     К этому надо добавить, что развитию финансовой аренды мешает излишняя зарегулированность и непрозрачность российского строительного бизнеса. Избыточное количество регулирующих инстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, отсутствие четких правил игры - все это мешает лизингодателям работать со строителями. Бизнес строительной компании сегодня сильнее зависит от наличия связей с чиновниками, чем от реальной эффективности работы. Строителям сложно планировать свою деятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочных инвестиций, как лизинговое финансирование. Застройщики не хотят создавать прозрачный бизнес, понятный инвесторам со стороны, строительные фирмы используют нелегальную рабочую силу, скрывают свои доходы и не отражают в официальной отчетности реального положения дел в бизнесе. Конечно, лизингодатели пытаются оценивать их не только по официальным показателям. Однако это делает бизнес более рискованным, а значит, и более дорогими услуги лизинговой компании, лизингодатели не отказываются от сотрудничества с застройщиками, напротив, они активно развивают это направление.

     Поэтому, несмотря на все проблемы, по мнению экспертов, в ближайшие три-четыре года объемы рынка финансовой аренды строительной техники вырастут как минимум в два раза и приблизятся к показателям большинства европейских стран. Однако со временем эти виды бизнеса прочно войдут в практику лизингодателей. Далее на смену им придут новые формы лизингового бизнеса, например, начнут применяться опционы на передачу прав собственности по договору финансовой аренды. Можно будет вносить изменения в лизинговый контракт, преждевременно закрывать сделку или, наоборот, пролонгировать ее. Пока эти формы сотрудничества между лизинговыми компаниями и их клиентами применяются только в крупных индустриально развитых странах. Тем не менее, отечественная лизинговая отрасль может достичь такого уровня совсем скоро – российская экономика продолжает расти, и развитие лизингового бизнеса способно сыграть в этом не последнюю роль.

Информация о работе Аренда и лизинг как формы хозяйствования