Аренда и лизинг как формы хозяйствования и эффективного использования капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации, выявить преимущества данных операций и определить условия, при которых применение аренды и лизинга как способов использования капитала экономически оправдано.
При раскрытии темы курсовой работы были затронуты следующие вопросы:
* теоретические аспекты аренды и лизинга;
* цели применения аренды и лизинга;
o преимущества и недостатки аренды и лизинга перед другими способами использования капитала;
o экономическая выгода использования аренды и лизинга;
o современное состояние и перспективы развития рынка аренды и лизинга в России.

Содержание

Введение…………………………….................................................................………..3
1. Аренда: сущность, виды и реализация операций……………………………….5
1. Экономическая сущность арендных отношений. Виды аренды……………….5
2. Предмет и субъекты арендных отношений……………………………………...8
3. Арендные отношения в современных условиях……………………………….10
2. Лизинг: сущность, виды и методы реализации отношений…………………..13
1. Экономическая сущность Лизинга. Предмет и субъекты лизинга…………...13
2. Организационные формы, типы и виды современного лизинга……………...17
3. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов……………..23
3. Анализ состояния рынка лизинга на конец 2009 года………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………………37
Приложение……………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

      Согласно  федеральному закону "О лизинге" ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и  относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом  не выше 3.

      У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.

      В договоре лизинга можно предусмотреть  использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

      Для лизингодателя. Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

      До  завершающего платежа лизингодатель  остается юридическим собственником  оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать  его для погашения убытков.

      В случае банкротства лизингополучателя  оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

      Лизингодателем  передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно  средства производства.

      Освобождение  от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

      Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении  временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

       Для продавцов лизингового  имущества. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

      На  первом этапе для большинства  банков были характерны попытки осуществления  лизинговых сделок, в которых они  непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков - выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

       К общим причинам, сдерживающим развитие лизинга в России, относятся:

   • противоречия между положениями  Закона о лизинге и методическими  рекомендациями и нормативными документами, принятыми ранее;

   • слабая осведомленность экономических  субъектов, особенно предприятий, обо всех преимуществах лизинговых операций;

   • инертность, слабость финансовых институтов, не желающих проводить дополнительную работу по внедрению лизинговых операций (предпочтение отдается обычному кредиту);

   • объективные трудности при прогнозировании лизингового процента, лизинговой премии;

   • недостаток специалистов, владеющих  всеми тонкостями проведения лизинговых операций;

   • неразвитость вторичных рынков оборудования;

   • высокий уровень нелегальности  экономики, что сдерживает развитие лизинга (организации предпочитают иные способы налогового планирования, порой даже незаконные), а также сложность выведения заработанных денег в легальный сектор, хотя лизинг вполне может выполнять эту функцию.

      Специфическими  причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:

   • отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений, основная доля которого обращается в европейской части России;

   • слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, поскольку им достаточно сложно оценить риски, особенно при работе в «узких» сегментах рынка;

   • «фиктивный» лизинг. Некоторые местные  лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных корпораций и в большей мере служат целям минимизации налогов;

   • слабое участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.

      Несмотря  на недостатки развития лизингового  бизнеса в России, в ближайшие  годы следует ждать бурного (до 30—50%) роста лизинга в России.Это связано со следующими фактами. Во-первых, лизинг — один из наиболее эффективных инструментов обновления основных фондов, расширения бизнеса. И если ранее было сложно найти организацию с обоснованным долгосрочным планом, то сейчас ситуация изменилась. Обновление оборудования, приобретение передовых технологий стало первоочередной задачей.

      Во-вторых, на фоне рецессии мировой экономики  иностранные инвесторы определенно  оценят потенциал российского лизинга  как прибыльного и довольно надежного инструмента. Крупные западные производители транспорта и оборудования также не упустят возможности воспользоваться столь эффективным инструментом продвижения своих продуктов на растущий российский рынок. 

 

3. Анализ состояния  рынка лизинга на конец 2009 года.

      Проанализировав статистические данные Российской ассоциации лизинговых компаний, представленные в приложении, можно сказать, что  вторая половина 2009 года ознаменовалась «оттаиванием» лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд. руб. За третий и четвертый кварталы прошлого года прирост составил порядка 330%. В целом в 2009 году наблюдалось двукратное падение объемов лизинга.

      Совокупный  портфель лизинговых компаний, принявших  участие в исследовании, проведенном Ассоциацией Рослизинг, за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд руб. Число заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в 2 раза и составило 29333 штук. Лизинговые компании значительно ужесточили процессы отбора лизингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговым компаниям (на 9,5%), была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 году контракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компаний признает проблему поиска «качественных» заемщиков одной из наиболее серьезных задач, с которым лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Она останется актуальной и в 2010 г. [10, с.12]

      Подушкой  безопасности, не допустившей еще  более глубокого проседания рынка по итогам года, стал сегмент лизинга авиации. Также в сравнении с прошлым годом выросли объемы лизинга подвижного состава и сельскохозяйственной техники. Автолизинг, как и автопром в целом, сократился двукратно. Заметное падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием за исключением телекоммуникационного и нефтегазового. Основной тенденцией-2009 можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу.

      В региональном разрезе наблюдалось  смещение центра тяжести в сторону  центральных регионов, Сибирь также  демонстрирует рост привлекательности  для лизингодателей.

      В 2009 году продолжился рост степени  значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доля авансовых платежей практически не менялась, что, по-видимому, указывает на исчерпанность возможностей лизинговых компаний для перекладывания части расходов на лизингополучателей без угрозы потери привлекательности оказываемых услуг.

      Еще одна тенденция 2009 года – это постепенное  сокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства – филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась  на 8%, и увольняют персонал – общее сокращение штатов составило около 15%. [12, с. 6]

      Середина 2009 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного падения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок  начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд. руб. без учета НДС.

      Возобновление активности лизингового сектора  происходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста  промышленного производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили 7 539,9 млрд. рублей (на 17% меньше, чем в 2008 году). Учитывая регрессивную динамику начала года, и резкое ускорение темпов прироста в четвертом квартале (в декабре рост по сравнению с ноябрем составил 66%), можно рассчитывать, что «второй волны» кризиса не будет. Согласно опросу, проведенному Росстатом в конце 2009 года, почти две трети (62%) руководителей российских компаний хотят в 2010 году увеличить объем инвестиций в основной капитал, сокращение запланировали 19%. [12, с. 11]

      Промышленное производство за год сократилось на 10,8%, демонстрируя в июне-декабре положительную динамику (за исключением августовского проседания). В первом полугодии после резкого падения в начале года промышленность находилась в стагнации, положительные тенденции проявились уже во втором полугодии, среднеквартальные темпы прироста составили около 6,4%.

      В целом сокращение рынка по сравнению  с показателями 2008 года составило  порядка 330%. Падение объемов нового бизнеса в 2009 году могло было быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодаря крупным контрактам в сегменте «big ticket», заключенными тремя крупнейшими компаниями ОАО «Ильюшин Финанс», ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ОАО «ВЭБ-Лизинг». Более того, именно сделки ОАО «Ильюшин Финанс» на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов Ан-148, Ил-96 и Ту-204 общей стоимостью свыше 50 млрд. рублей обеспечили свыше 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2010 году. Также значительная доля пришлась на ОАО «Росагролизинг», заключивший в 2009 году сделок на 35,1 млрд. руб. [12, с. 16]

      В целом можно сказать, что наиболее значительный прирост в 2009 году показали лизинг авиации подвижного состава. прирост показателей лизинга  этих отраслей составил 78,77%, что видно  из рисунка 2.

      Рис. 2. Прирост показателей лизинга различных отраслей.

      В целом пятерка крупнейших компаний в 2009 году обеспечила около 60% объема нового бизнеса, при этом каждая из них в  той или иной форме связана  с государственным капиталом.

      Для независимых частных компаний, в портфеле которых значительную долю занимают сегменты автотранспорта и оборудования, год запомнится продолжением резкого торможения, начавшегося еще в 2008 году.

      Из  диаграмм, представленных на рисунках 3 и 4, видно, что в структуре лизинга снова увеличилась доля железнодорожного транспорта, доля авиации продолжила стремительно расти. За счет роста их объемов уменьшилась значимость автолизинга в формировании нового бизнеса (18,08%).

      Рис. 3. Структура нового бизнеса в абсолютных показателях. 

      Рис. 4. Структура нового бизнеса в относительных показателях.

      Совокупный  портфель 73 лизинговых компаний, принявших  участие в исследовании, за 2009 год  изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд руб. Объем  полученных платежей показал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем положительная динамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса и возможного рост доли просроченной задолженности. В то же время положительный результат свидетельствует о способности компаний взыскивать платежи и продуманности стратегий риск-менеджмента. [12, с. 23]

      Сократился  не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. Проанализировав диаграмму на рисунке 5 можно сказать, что в 2009 году число обращений в лизинговые компании сократилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.

      Рис. 5. Динамика обращений в лизинговые компании.

      Продолжается, начавшаяся в конце года, тенденция  к сворачиванию бизнеса в регионах. Компании закрывают свои региональные подразделения. Доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2008 годом выросла на 10% и составила 39%, в совокупности с Центральным федеральным округом объем приходящегося на центральную часть рынка составляет почти 60%, что видно из рисунка 6. При этом из регионов уходит не сам бизнес, а его объемы, распределение лизингополучателей практически не изменилось. Промышленное производство в регионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократился платежеспособный спрос.

Информация о работе Аренда и лизинг как формы хозяйствования и эффективного использования капитала