Безработица и антиобщественные проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выяснить причины безработицы, определить ее масштабы, антиобщественные проявления и ее перевес в той или иной области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. БЕЗРАБОТИЦА………………………………………………………….5

1.1. Понятие безработицы ее типы………………………………………………...5
1.2. Причины возникновения безработицы……………………………………….8
1.3. Уровень безработицы………………………………………………………….9
1.4. Социально-экономические последствия безработицы в России ………….11
1.5. Пути преодоления кризиса на рынке труда………………………………....13

Глава 2. МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………….....16

2.1. Общие положения МОУ СОШ №3»………………………………………....16
2.2. Управление школой …………………………………………………………..16
2.3. Порядок комплектования персонала, условия оплаты и охраны труда …..18


Глава 3. БЕЗРАБОТИЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОУ «СОШ №3»………………..21

3.1. Недостаток педагогических кадров на рынке труда………………………..21
3.2. Безработица на молодежном рынке труда…………………………………..24

Заключение………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………...……..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     2. Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).

     В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого  покупателя. В течение определенного  времени он может оставаться без  работы и относиться к категории безработных.

     3. Отсутствие стоимости, а соответственно  и цены рабочей силы.

     В обществе всегда есть люди, которые  не могут быть вовлечены в процесс  производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой  или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.

     Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

     4. Сезонные изменения в уровне  производства в отдельных отраслях экономики;

     5. Изменения в демографической  структуре населения, в частности  рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.2 

1.3. Определение уровня безработицы 

     Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляются тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую группу входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например, в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. В эту первую группу включены лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, которая называется "выбывшие из состава рабочей силы", составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать (надомники, учащиеся, пенсионеры), но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – это рабочая сила, которая в 2000г. составляла 49% всего населения. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу.

Уровень безработицы - это процент безработной  части рабочей силы.

Уровень безработицы = безработица/рабочая сила х 100.

В 2000г. уровень безработицы составил: 6 701 000/121 669 000 х 100 = 5,5%.  
 

Таблица 1.1

Рабочая сила, занятость и безработица  в 2000г.

Население 246 113 (тыс. чел.)
Минус: лица, не достигшие 16 лет, и лица, находящиеся в специализированных учреждениях 61 500
выбывшие  из состава рабочей силы 62 944
Равно: рабочая сила 121 699
работающие 114 968
безработные 6 701

     Статистическое  управление министерства труда пытается установить количество работающих и  безработных, проводя и масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей. Задается целый ряд вопросов, в частности кто из членов семей работает, кто остался без работы, кто ищет или не ищет работу и т.д. Несмотря на то, что выбор проводится очень тщательно и используются надежные методы опроса, полученные данные подвергались критике.

     1. Частичная занятость. В официальной  статистике все занятые неполный  рабочий день входят в категорию  полностью занятых. В 2000г., около 17 млн. человек по собственному желанию работали неполный рабочий день. Еще 5 млн. частично занятых рабочих либо хотели работать полный рабочий день, но не могли найти подходящую работу, либо работали неполный рабочий день из-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти две последние группы рабочих были частично занятыми и частично безработными. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

     2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Чтобы считаться безработным, надо активно искать работу. Другими словами, безработный, который активно не ищет работу, считается "выбывшим из состава рабочей силы". Проблема заключается в том, что существует значительное количество рабочих, которые, безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, теряют надежду на ее получение. Хотя количество таких рабочих во время спада больше, чем в период процветания, в 2000г. под эту категорию попал 1 млн. человек. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

     3. Ложная информация. С другой стороны,  уровень безработицы может быть  завышен в том случае, когда  некоторые неработающие респонденты  утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Поэтому эти лица заносятся в группу "безработных", а не "выбывших из состава рабочей силы". Респонденты дают ложную информацию, потому что компенсация по безработице или пособие по социальному обеспечению могут зависеть от мнимых поисков работы. Теневая экономика может также способствовать завышению официального уровня безработицы. Вполне вероятно, что человек, занятый торговлей наркотиками в Южной Флориде или работающий на чикагскую мафию, назовет себя "безработным".

     Общий вывод состоит в том, что, хотя понятие уровня безработицы играет большую роль в определении экономической политики, он обладает определенными недостатками. Несмотря на то что он является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

    1. Социально-экономические  последствия безработицы
 

     Безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

     История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и  политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией "новый курс" был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении.

     Примером  таких перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.

     Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция.

     Если  экономика не в состоянии удовлетворить  потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.

     Следовательно, безработица мешает обществу развиваться  и двигаться вперед с учетом своих  потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового внутреннего продукта.

     В силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

     Подчеркнем, что появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

     Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе.

      

    1. Пути преодоления кризиса на рынке труда
 

      Учитывая  сложность ситуации на рынке труда, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочерёдных задач: разработать чёткую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления её развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

      Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы чётче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нём в целом.

      Необходимо  определить проекты государственной значимости, для которой в первоочерёдном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

      На  основании указанных проектов и  концепции профессиональной занятости  должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

      Следует в корне изменить философию отношения  к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо чётко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и её работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

      В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости  со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

      Необходимо  создать максимально благоприятные  условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряжённость на рынке труда.

      Следует упростить процедуру выезда за рубеж  на временное трудоустройство. Это  позволило бы уменьшить численность  безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей.

      Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что  позволит более оперативно решать вопросы  ускорения освоения новой продукции  и увеличения занятости, а также  уменьшения влияния узкой специализации  отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

Информация о работе Безработица и антиобщественные проявления